Украина: где взять деньги для войны?

Национальный банк Украины констатировал дефицит сводного платежного баланса страны в январе-мае 2014 года в 3,5 млрд долларов против профицита в 3,3 млрд долларов за аналогичный период годом ранее. До конца года Киев планирует привлечь 13 млрд долларов от МВФ, Всемирного банка, Европейского союза, США, Японии и Канады. 

Доклад украинского Национального банка позволяет составить представление о тех источниках обеспечения платежного баланса страны, которые в настоящее время находятся в распоряжении Киева. По данным за май текущего года, решающую роль здесь играют опять-таки кредиты Всемирного банка, МВФ и ЕС. Без них дефицит сводного платежного баланса оказался бы еще больше, превысив 4,5 млрд долларов. Для сравнения: в 2013 году, несмотря на начавшиеся в конце года политические потрясения, сводный платежный баланс Украины был сведен с профицитом в 2,02 млрд долларов.

Украинский Национальный банк характеризует вышеуказанный  источник сведения концов с концами предельно дипломатично: «внешнее финансирование правительства». Однако финансирование из внешних источников сопряжено, как известно, с выдвижением вполне определённых политических условий.

Еще один источник, имеющийся в распоряжении правительства для пополнения казны, - это государственные займы. Однако и здесь тенденции не радужные. По данным Государственной казначейской службы Украины, за первые полгода 2014 года по данной линии удалось привлечь около 8,7 млрд долларов. Это на 21,4% меньше, чем было запланировано законом о госбюджете.

Финансовые службы Украины признают, что подобная структура пополнения казны сохранится и на ближайшие годы. В начале мая Международный валютный фонд уже перечислил Украине первый транш кредита на сумму 3,19 млрд долларов. Это позволило правительству осуществить выплаты в счет погашения имеющихся долгов. 

Украинские власти надеются, что новым источником обеспечения финансовой стабильности Украины станет подписанное недавно Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС. Однако его реализация повлечет появление новых проблем, связанных со спецификой экспортной ориентации отдельных регионов страны. Ведь экономика восточных и юго-восточных областей Украины ориентирована на Россию, к тому же она подвергается риску разрушения в ходе карательной операции против Донбасса. В западных же областях сколько-нибудь развитое промышленное производство, способное давать продукцию на экспорт в ЕС, отсутствует.

Москва уже пообещала, что если  Украина ратифицирует Соглашение об ассоциации с ЕС, то Россия будет вынуждена принять в торговле с ней «защитные меры». Напомнив, что подобное соглашение уже ратифицировала Молдавия, российский премьер-министр подчеркнул: «Естественно, что если по такому же пути будут развиваться события и в Украине, и в Грузии, набор мер, он будет близкий, похожий, но, конечно, с учетом объема торгово-экономических отношений и последствий для российского рынка... Ратификация может продолжаться годами или происходить очень быстро. Но раз они ратифицировали документ, значит, они должны понимать, что создают совершено другую правовую основу для взаимоотношений с Таможенным союзом и с Российской Федерацией». 

Учитывая финансовые перспективы Украины, следует учитывать еще одно важное обстоятельство. Это - накопившаяся усталость европейского общества от сомнительных политических и экономических проектов. Лондонская газета The Guardian в недавней редакционной статье, посвященной выборам в Европарламент, охарактеризовала данную тенденцию следующим образом: «Европейские выборы показали, что жители континента повсеместно недовольны своей судьбой». Британское издание, в частности, напомнило об успехе в Греции леворадикальной коалиции СИРИЗА и отмечает, что данная коалиция «может стать будущим и для самой Греции, и для Европы». [1]

В сложившихся в Европе обстоятельствах убеждать европейских налогоплательщиков в необходимости взять на себя обеспечение платежного баланса еще и Украины - дело почти безнадёжное. В Европе «прослеживается тенденция голосовать не только против евроинтеграции, но и против миграции, обнищания населения», - пишет на страницах испанской газеты El Mundo известный британский историк профессор университета Висконсина член Высшего совета по научным исследованиям в Барселоне Генри Камен. [2]

А ведь миграция и обострение других социально-экономических проблем - это именно то, что несет Европе украинский кризис, усугубляемый гражданской войной.

Украинские власти заготовили и запасной вариант покрытия расходов казны. Речь идет о планах Национального банка проводить аукционы по размещению облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) «Военные облигации» для финансирования потребностей армии. По свидетельству источника в Министерстве финансов страны, пожелавшего сохранить анонимность, «эти аукционы должны проводиться по мере поступления заявок». «Сейчас происходит процесс приема и обработки заявок», - пояснил он. Согласно имеющейся информации, речь идет об облигациях в «бездокументарной форме» на сумму до 1 млрд гривен (около 85 млн долларов) со сроком обращения 2 года и процентной ставкой в 7% годовых.

Есть основания предположить, что добытые за счёт внутреннего займа средства Киев планирует направить для латания дыр в других статьях бюджета. Отчасти это объясняет интенсификацию «военной фазы антитеррористической операции»... Как рассчитывают в киевских кабинетах, наладив выпуск и размещение военных облигаций, можно будет использовать полученные средства в качестве финансового резерва общего назначения. Такова циничная логика войны в денежном измерении.

[1] theguardian.com

[2] El Mundo, 01.07.2014

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий