Пробужденный Крым: сколько осталось существовать Меджлису?

 

29 марта 2014 года в Бахчисарае пройдет внеочередное заседание VI Курултая (национального съезда) татар Крыма. Его организует Меджлис, исполнительный орган Курултая. На повестку вынесен один вопрос: "Об общественно-политической ситуации в Крыму и задачах органов национального самоуправления крымскотатарского народа". Но не станет ли это собрание последним для Курултая и в особенности для Меджлиса татар Крыма?

Накануне, 21 марта, в Симферополе прошло торжественное возложение цветов к памятнику великого крымскотатарского просветителя и мыслителя Исмаила Гаспринского. Выступали национальные музыкальные коллективы, общественные деятели и поэты. С речью обратился лидер Меджлиса Рефат Чубаров. Автор этих строк стал свидетелем примечательного разговора между двумя крымскотатарскими старичками, они стояли рядом со мной. "Почему Рефат не говорит главного, - спросил один другого. - Почему он не говорит, что Исмаил-бей выступал за союз русских и тюрок, мусульман?".

Хороший вопрос и если бы только он один. Из разговоров с "русскими" (под которыми сегодня в Крыму понимают не только этнических русских, но и представителей иных этносов, ориентированных на русский язык и культуру) и "татар" (непосредственно сами крымские татары) складывается впечатление, что Меджлис допускал серьезные ошибки в прошлом и допускает еще более серьезные ошибки в настоящее время.

Во-первых, вопреки заявлениям о препятствовании крымскими властями официальной регистрации Меджлиса, похоже, что его руководители сами не были заинтересованы в легализации статуса. А зачем? Ведь неформально лидеры Меджлиса сверху и донизу и так контролировали действия значительной части своих соотечественников. Более того, их "визы" по ряду вопросов требовали местные чиновники. Нам, группе журналистов ИА REX и политического телеканала KREML.TV, крымские татары рассказывали истории, как представители "Крымэнерго" или землемеры отправляли их получать согласие меджлисовцев на подключение домов к энергосетям или для обмера участков. Ради справедливости скажем - у нас нет информации, что Меджлис получал за подобное "визирование" деньги. Но власть имел.

Во-вторых, жители полуострова, особенно "русские", крайне негативно восприняли намеки руководства Меджлиса на "возможные столкновения". Эти заявления резко активизировали градус напряженности и вызвали невиданную до того в Крыму самоорганизацию "русских". В городах и поселках мужчины стали создавать отряды самообороны, как выразился в разговоре с нами один феодосиец, "достали из чулана и начистили ружья", готовясь защищать свои семьи. К счастью, до межэтнических боев дело не дошло. Однако сама возможность подобного исхода в результате заставила дистанцироваться друг от друга "русских" и "татар". Причем, хуже приходится сегодня именно крымским татарам, многие из которых не знают, как им теперь смотреть в глаза своим соседям. Некоторые "татары", испытывая дискомфорт, сами начинают заводить с "русскими" разговоры, что они-то вовсе не против России, а за.

В-третьих, попыткой устроить бойкот голосования по референдуме о статусе Крыма Меджлис показал себя неинтересным партнером для диалога. И не только. Сама организация этого бойкота выглядела попыткой разделить крымскотатарское общество на "чистых" и нечистых". Даже нам, москвичам, было неприятно слушать на избирательных участках в микрорайонах компактного проживания крымских татар рассуждения молодых активистов Меджлиса о своих соотечественниках, решивших проголосовать, как о "зомбированных". На этом уже подскользнулись украинцы, поделившие свой народ на "свидомых" и "рабов", жаль будет, если такую же ошибку повторят крымские татары.

Что в итоге? Меджлис поддерживает вовсе не весь народ. Его противники считают, что в сложившейся ситуации Меджлис не должен продолжать свое существование, поскольку это тупиковый путь. Крымские татары смогли бы наиболее эффективно отстаивать свои права, интегрируясь в политическую элиту и руководство полуострова. Возможно, на какой-то период понадобиться квотировать их представительство в исполнительных и законодательных органах власти. Однако в перспективе главным критерием должен выступать профессионализм. Процитированная точка зрения сейчас не является доминирующей в среде крымских татар. Но она появилась, она есть. Что будет дальше , поживем - увидим. Пока оппозиция Меджлису надеется получить помощь в организации СМИ, газет и телеканала, которые бы позволили разрушить монополию меджлисовцев в информационном поле.

 

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий