Какой скрипач нам нужен. К новым обидам творческих сословий на Мединского

0
966
Время на чтение 5 минут

Прошлая неделя в области культуры прошла под знаком негодования творческих сословий в адрес тов. Мединского.

Забава эта настолько привычна - и для творческих сословий, и для Мединского, - что можно было бы ей даже и внимания не уделять. Но я всё-таки позволю себе уделить. И вот почему.

Все прежние негодования были Мединским честно заслужены. Нынешнее - к счастью, заслужено им в ещё большей степени.

К счастью - потому что таким образом на самом деле выражается признание достижений тов. Мединского в деле последовательного и содержательного продвижения государственной культурной политики.

Давайте посмотрим, что стало поводом для гонений. Это фраза Мединского на встрече с читателями своих книг в Санкт-Петербурге: «...Единственное, в чём я не вижу смысла, - это снимать фильмы на деньги Министерства культуры, которые оплёвывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Зачем? Какой-то государственный мазохизм. Этого мы делать не будем, в остальном поддерживаем широкий спектр фильмов».

Понятно, что творческие сословия возбудились не на близкую к народной лексику министра. Возбудились они совсем на другое. На то же самое, на что возбудились несколькими днями ранее, когда Мединский не пообещал, а на самом деле отказал в государственном финансировании фестивалю «Артдокфест», причём с той же незамысловатой аргументацией: «Ни один проект Манского (президент фестиваля), в том числе и «Артдокфест», не получит никогда никаких денег, пока я являюсь министром культуры. Он наговорил столько антигосударственных вещей, что пусть делает фестиваль за свой счёт, никто не против. Мы же не запрещаем его».

Потерпевшие по эпизоду с «Артдокфестом» возбудились до того, что аж накатали донос Путину. В этот раз до челобитной царю покамест не дошло, хотя удалось мобилизовать на отпор душителю свобод целого члена думского комитета по культуре (хотя в среде парламентариев нашлись и сторонники Мединского по данному вопросу).

Ну да дело не в депутатских интригах. Дело в существе дела.

А существо такое.

Подвергая гонениям министра культуры, творческие сословия наивно и нагло лукавят. Они ведь упрекают Мединского в «цензуре» и «запретах», а попутно ещё и в нечуткости и неженственности натуры. А это, как легко убедиться из приведённых цитат, неправда - и по букве, и по духу. Ну, может быть, обвинение в нечуткости и неженственности имеет под собой основания - это уж творческим сословиям виднее. Впрочем, отсутствие таковых качеств для государственного чиновника вряд ли можно считать критическим.

Но. На самом деле Мединский не запрещал скандальный фестиваль. И не подвергал цензурным изъятиям или хотя бы поправкам творения его участников. И даже не принуждал Свободных Художников коварством и соблазнами всякими идти на сделки с их же собственной совестью. То же самое - и про кино, причём и тут имеются прецеденты. Помните прошлогоднюю историю с фильмом Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр»?

Таким образом, никаких творческих свобод Мединский не душит - в строгом соответствии с Конституцией РФ.

Он просто отказывается их оплачивать из казны - в полном соответствии с Госпрограммой развития культуры (2012 г.). А также - в ещё более полном соответствии с законами рыночной экономики и даже догмами либеральной религии: ведь покупатель, как учит нас «невидимая рука», платит деньги только за годный ему товар, а государство в данном случае - как раз покупатель и есть. Прям даже неловко за политическую незрелость и, не побоюсь этого слова, какой-то ревизионизм творческих сословий - может, донос в ихний партком написать?

Но в любом случае, отказываясь платить за ненужный ему товар, покупатель-государство ни разу не отказывает Творцу делать со своим товаром всё, что заблагорассудится, за собственный или чей-нибудь ещё счёт. Это и есть свобода.

Так что, осмелюсь высказать предположение, что вовсе не «свободы» тревожат гонителей Мединского. А тревожит их то, как грозно сгущаются эпизоды, разрушающие привычный порядок вещей, в котором свободолюбивые меньшинства комфортно кормятся за счёт презираемой ими страны, гордо отказываясь от каких бы то ни было обязательств перед ней.

И мне нечем их утешить: такой порядок, как мы наблюдаем, действительно рушится - медленно, но, хочется думать, верно. Туда ему и дорога.

Мы видим, что государство худо-бедно научилось - хотя бы эмпирическим путём и ручным регулированием - отбраковывать содержательно, идеологически неприемлемые для страны проявления творческих свобод. Повторяю: «отбраковывать» - значит не запрещать, а выводить из поля административно-казённых отношений.

Однако есть у этой истории и другая сторона.

Разъяснение Мединского о том, что нам не нужно, совпало по времени с объявлением им же о финансировании фильма «28 панфиловцев». Да, «народный проект» получает типовой минкультовский грант по итогам стандартной бюрократической процедуры. Однако не секрет, что ещё до этой процедуры Мединский включился в проект «вручную» - и моральной поддержкой, и консультациями. И даже перед казахскими коллегами словечко замолвил. Значит, большое значение этому фильму придаёт - и как произведению киноискусства, и, что не менее важно, как воплощению конкретного социального заказа «снизу».

Из этого примера, как и из нескольких других, мы можем сделать вывод, что государство также имеет представление и о позитивной составляющей своей культурной политики - то есть о том, какие произведения массовой культуры ему содержательно, идеологически приемлемы и необходимы и, соответственно, будут поддержаны.

Следовательно, есть необходимость это представление превратить в скучные, но понятные бюрократические параграфы. И, может быть, даже - страшно сказать! - не стесняться излагать его не только в форме поощрения, но и в форме государственного заказа? Что и стало бы прозрачными правилами в отношениях страны и творческих сословий. А для таких задач бюрократия - незаменимая штука.

Возможно, какие-то такие прозрачные правила и критерии последуют из вынесенного минкультом на обсуждение проекта «Основ государственной культурной политики».

...Кто-то скажет, что такая вот культурная политика не способствует широкому диалогу с некоторыми важными и заслуженными творческими сословиями.

Да, это так.

Не способствует.

Ну и... ладно.

Потому что государство и его культурная политика - не для меньшинств, а для страны и для Победы в конечном итоге.

То, что такие задачи государства полностью соответствуют ожиданиям подавляющего большинства граждан, - очевидный политический и социологический факт.

Если каким-то сословиям это чуждо - то и предмет для диалога отсутствует.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сорокин
Все статьи Андрей Сорокин
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28