На фоне сведений о том,
что в ближайшее время контроль выполнения государственного оборонного
заказа, будет перераспределён между ФАС (Федеральной антимонопольной
службой), Счётной палатой и специальной группой при Главной военной
прокуратуре, на правительственном уровне выдвигаются идеи и по поводу
возможного наказания тех, кто причастен к срыву выполнения ГОЗ.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует сферу ВПК, заявляет, что
одно из наиболее вероятных наказаний - дисквалификация предприятий или
их руководителей из системы реализации гособоронзаказа.
«Отлучение»
ожидает тех руководителей компаний, которые нарушили условия контракта
при выполнении ГОЗ и нанесли материальный ущерб государству в размере,
минимум, 5% от общей суммы, прописанной в контракте. В денежном
эквиваленте 5% - не менее 5 миллионов рублей. Следует ли из этого вывод,
что если компания взяла на себя обязательства по выполнению того или
иного контракта, но выполнение сорвала, нанеся при этом ущерб
государственной казне, к примеру, на 4 миллиона рублей, то руководству
такой компании дисквалификация (а это термин, используемый Дмитрием
Рогозиным) не грозит? Таких подробностей пока, к сожалению, не
сообщается.
Зато известно, что
дисквалификация неэффективных управленцев (или полностью компаний) из
сферы ГОЗ не станет «пожизненной». Предельный срок - 3 года. Видимо, за
это время управленец где-то повысит свою эффективность и придёт в ГОЗ с
новыми силами, новыми идеями и непременным желанием исполнить
контрактные обязательства...
Между тем, в кабинете министров прошло
совещание с вице-премьерами, которое было посвящено, в том числе, и
вопросам реализации государственного оборонного заказа, а именно -
предоставлению государственных гарантий по кредитам компаниям ОПК,
участвующим в системе ГОЗ. Премьер Дмитрий Медведев на совещании заявил,
что госгарантии предприятиями ОПК - это работа, которая является
неотъемлемой частью исполнения госпрограммы перевооружения российской
армии. На один только 2014 год, по словам Медведева, государство
предусмотрело гарантий на колоссальную сумму в 377,8 млрд. рублей,
которые должны стать существенным подспорьем в поиске средств из
внебюджетных источников для 62 предприятий из сферы ОПК, работающих с
ГОЗ. Общее число государственных гарантий - 96.
Государственные
гарантии - в данном случае это инструмент, который компания может
получить как финансовое основание возможности брать кредит в
коммерческих структурах. То есть коммерческие организации, занимающиеся
кредитованием, должны быть уверены, что выделяемые средства предприятие
возместит с процентами. А вселять такую уверенность в бизнес-структуры
сегодня готово государство.
377,8 млрд. рублей - это рекордное
значение с момента начала реализации программы государственной
поддержки. По словам Дмитрия Рогозина, который по понятным причинам тоже
присутствовал на совещании, динамика финансирования выглядела следующим
образом: 2011 год - госгарантии на сумму 122,5 млрд. рублей, 2012 -
около 188 млрд. руб., 2013 - 362,27 млрд. рублей.
При этом
Рогозин подчеркнул, что рост объёмов госгарантий в плане поддержки
предприятий, участвующих в реализации государственного оборонного
заказа, связан с ростом госпрограммы вооружения. Так, к 2015 году,
исходя из планов, перевооружение армии и флота РФ должно составить не
менее 30%.
Дмитрий Рогозин:
Отсюда как
раз и рост в целом объёмов финансирования. Соответственно, чтобы не
напрягать федеральный бюджет, мы работаем через госгарантии и помогаем
предприятиям работать с кредитными организациями.
Первое
постановление Вами уже подписано, сейчас у нас в работе второе
постановление на сумму 42,63 млрд. рублей. Будут, видимо, ещё третье и
четвёртое, то есть в течение года по готовности самих кредитов,
подготовленных кредитными организациями и предприятиями
оборонно-промышленного комплекса.
По статистике, чем больше
средств для решения того или иного вопроса выделяется из
государственного бюджета, тем больше этих средств может пройти через
коррупционно-мошеннические схемы. В этой связи на фоне позитивной
динамики предоставления предприятиям ОПК государственных гарантий нельзя
забывать о такой важной составляющей как полноценный контроль
выделяемых средств. Насколько железобетонно готово вести контроль в этом
секторе государство? - пока большой вопрос.
На данный момент
существуют немалые опасения по поводу того, что существенная часть
выделяемых финансовых гарантий может в материализованном виде
раствориться в карманах и на счетах тех, кто избрал для себя ГОЗ как
средство быстрого и масштабного мошеннического заработка. Такие опасения
возникают хотя бы по той причине, что на днях главный военный прокурор
Фридинский озвучил масштабы невыполнения ГОЗ и других нарушений в сфере
работы с гособоронзаказом. Фридинский отметил, что 90 контрактов в сфере
ОПК оказались сорваны только в 2013 году. При этом общая сумма
задолженностей предприятий ОПК перед бюджетом Минобороны составила 60
миллиардов рублей. 90 контрактов в 2013 сорваны, 96 госгарантий в 2014
году выделены. Схожая арифметика...
Хочется надеяться, что система
уже в ближайшее время государственными чиновниками выстроится так, что в
процессе реализации ГОЗ будет осуществляться и полноценный контроль, и
виновные в срывах выполнения контрактов будут нести наказание, которое
бы раз и навсегда отбивало охоту запускать руку в кубышку с выделенными
на безопасность страны бюджетными средствами.
Вряд ли трёхлетняя
дисквалификация из системы ГОЗ и практикуемые сегодня условные сроки
без намёка на конфискацию имущества могут стать таким наказанием.
Автор Володин Алексей