За Азербайджаном в Европе закрепляется репутация «неадекватного режима»

Мало кто предполагал, что бакинское заседание Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы завершится таким политическим конфузом. Бюро приняло решение об отмене предполагавшихся в течение двух лет заседаний комитетов ПАСЕ в Баку. Оно вступает в силу с 1 июня 2014 года. Главная и видимая причина такого решения - отзыв властями Азербайджана уже выданной визы им вице-президенту ПАСЕ, французскому депутату Рене Руке для участия на заседании Бюро и Постоянного комитета ПАСЕ.

Оказывается, в МИД Азербайджана содержится информация о том, что депутат Рене Руке в июне 2010 года посещал в составе группы депутатов Национального собрания Франции Карабах - «без разрешения азербайджанских властей», встречался с президентом непризнанного Карабаха Бако Саакяном и главой парламента Ашотом Гуляном. Помимо этого Руке является членом созданного 19 марта 2013 года в Париже «Круга дружбы с Нагорно-Карабахской Республикой». В результате чего оказался в известном бакинском «черном списке», в котором, помимо Руке, немало других известных имен.

Но интрига не в этом. Заседание Бюро ПАСЕ в Баку готовилось не один день. Если судить по многим признакам, власти Азербайджана намерены были устроить из этого форума политическое шоу. В апреле месяце глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов сообщал, что на заседании Бюро ПАСЕ обсуждались вопросы по Азербайджану в связи с предстоящим заседанием Постоянного комитета этой структуры в Баку. По его словам, было принято решение о том, что «выступление президента Азербайджана в ПАСЕ должно быть поддержано на самом высоком уровне», а также «одобрено участие и выступление министра иностранных дел Азербайджана в мае в Баку и в ПАСЕ в июне». Помимо этого была предпринята попытка - правда, неудачная - ввести в повестку дня и отчет Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию. И что же в итоге? Сам Сеидов в своем выступлении в парламенте определил результаты следующим образом:

«В то время как при обсуждении вопросов, связанных с реализацией обязательств, взятых на себя странами-членами СЕ, официальный Баку призывают к неким ответственным действиям, просьбы азербайджанской стороны уделить внимание фундаментальным ценностям нашей страны, в особенности, вопросу незыблемости территориальной целостности республики, получают неадекватную реакцию. ПАСЕ зачастую ограничивается общими заявлениями. Но основной целью Азербайджана на момент принятия в члены СЕ, было обеспечение территориальной целостности страны. На сегодня мы видим, что территории стран-членов СЕ подвергаются оккупации и при этом никакой поддержки пострадавшему государству не оказывается. Наоборот, на Грузию и Азербайджан, вводящие санкции в отношении лиц, незаконно посещающих оккупированные территории, оказывается давление».

Добавим к этому и заявление, сделанное заместителем главы администрации президента Азербайджана, завотделом внешних связей Новрузом Мамедовым:

«Запад хотел, чтобы мы пошли на ассоциативное соглашение с Евросоюзом, но оттуда был исключён вопрос о нашей территориальной целостности. Более 15 лет Евросоюз признавал нашу территориальную целостность, но в последнее время не хочет принимать это. Как теперь нам это понимать?».

Таким образом, азербайджанской дипломатии не удалось провести свою повестку на домашнем заседании Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Более того, его раздражал и тот факт, что президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Анн Брассер, выступая на заседании Комитета министров Совета Европы в Вене, посвященном 65-й годовщине создания организации, заявила, что «Украина остается основным приоритетом для Совета Европы на сегодняшний день ...если бы меня спросили о трех приоритетах Совета Европы сегодня, я бы ответила: Украина, Украина, и еще раз Украина». Это создало для Азербайджана ловушки методологического свойства. Неслучайно он выступал против того, чтобы проблемы украинского кризиса проецировались на карабахское урегулирование.

Напомним, что на сессии ПАСЕ была принята резолюция по Украине, в которой, в частности, сказано, что - несмотря на хорошо известные ПАСЕ примеры таких федераций, как США, Россия, Германия, Австрия, Швейцария и т.п. - «федеративное устройство ослабляет государство и поэтому ПАСЕ выступает категорически против федерализации Украины». Россия наоборот, выступает за федерализацию, считая ее не слабой, а сильной стороной государственного устройства Украины. В свою очередь, Азербайджан готов предоставить Карабаху «самую высокую автономию», то есть, по сути, признает возможность своего будущего федеративного устройства. Но в ЕС не существует четкой позиции о территориальной целостности Азербайджана. Да и в Грузии Запад, при всем своем влиянии на президента Саакашвили, так и не провел проект федерализации страны, что привело к войне августа 2008 года и последовавшему за ней признанию со стороны России независимости Абхазии и Южной Осетии.

Более того, после известных заявлений американского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ Джеймса Уорлика о принципах карабахского урегулированич и посла США в Азербайджане Ричарда Морнингстара о том, что «события на Украине подталкивают решение карабахского конфликта», у азербайджанского руководства стало складываться устойчивое ощущение о наличии по этой проблеме альянса между Вашингтоном и Брюсселем. Для Баку все неожиданно быстро свелось к простой формуле: нет полного доверия к России, и не приходится ждать помощи от Запада, что является признаком утраты им, Баку, контроля над ходом событий на карабахском направлении.

Так что история с отказом во въезде в Азербайджан Рене Руке носит постановочный характер и ставит, видимо, цель «политической нейтрализации» работы Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Потому, что первоначально французскому вице-председателю Ассамблеи выдали визу для въезда в Баку, а потом - в последний момент - отозвали. В этой связи Бюро ПАСЕ обвинило Баку «в нарушении Генерального соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и его Парижского протокола, закрепивших двойной принцип иммунитета парламентариев и их неприкосновенности, а также свободного передвижения членов Парламентской ассамблеи» и приняло решение «в течение ближайших двух лет - начиная с 1 июня текущего года - не проводить заседания своих комиссий в Азербайджане». При этом важно подчеркнуть, что «решение ПАСЕ не распространяется на мониторинговые электоральные миссии», что означает: ПАСЕ будет продолжать держать руку на «карабахском пульсе», но уже не под давлением властей Азербайджана, а наблюдая за их внутриполитический «демократизмом», что всегда полно самых неожиданных открытий.

Все идет к тому, что за Азербайджаном в Европе все более закрепляется репутация «неадекватного режима», который теряет переговорный потенциал. Сегодня Совет Европы больше озабочен не проблемами Карабаха, а фактами попрания прав человека и норм демократии в Азербайджане, что начинает высвечивать проблемы освободительного движения карабахских армян, а не его территориальной Азербайджана. Неслучайно и то, что представитель азербайджанского Общества правовой защиты и просвещения Расул Джафаров сообщил, что « в настоящее время в Азербайджане около 130 политзаключенных, в том числе 18 человек признаны организацией Amnesty International «узниками совести». По его словам, «это очень много для страны, председательствующей в комитете министров Совета Европы и призванной показывать пример другим». А по американским классическим канонам, к «диктатуре» (Баку) нельзя присоединять «демократию» (Степанакерт), потому что «диктатура имеет склонность к развязыванию войн». Итог известен.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий