О планах Минэкономразвития по росту экономики России

14.02.2014 500

Как нам рассказывают СМИ, Минэкономразвития нашло новые источники роста экономики России в 2014г. и представило их Президенту.

Главным приоритетом в соответствии с этой программой в текущем году станет повышение производительности труда. В I квартале будет готов соответствующий план мероприятий, включающий как общие (например, либерализацию рынка труда), так и отраслевые меры. В результате, по мнению министерства, к 2018г. количество высокопроизводительных рабочих мест вырастет в полтора раза.
Всего МЭР выделяет в 2014г. десять ключевых целей: создание системы стратегического управления, комфортной предпринимательской среды, поддержка экспорта, инноваций, повышение качества госуслуг, эффективности бюджетных расходов и управления госимуществом, поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП), продвижение интересов России за рубежом и развитие институтов гражданского общества.

Мы не будем комментировать всё остальное, хотя и тут есть что сказать. Но вот про производительность труда сказать точно нужно. Дело в том, что ответ на вопрос о том, почему у нас низкая производительность труда, в общем, известен с конца 50-х годов. Именно тогда Хрущев направил ряд директоров на стажировку в США (впервые с начала 30-х годов) и они, приехав, дали точное объяснение. Даже книжки соответствующие написали, одна из них есть у нас в офисе.

И в этой книжке объясняется ровно то, о чем мы говорим в рамках неокономики. А именно - что уровень производительности труда определяется уровнем разделения труда. И если соответствующий уровень разделения труда не достигнут - то наивно рассчитывать и на принципиальное повышение производительности. Для конкретного случая экономики СССР это выглядит так. В США в 50-е годы уровень аутсорсинга был много выше, чем в СССР, в котором управление производством было выстроено по американским лекалам начала 30-х. Там, где в СССР на заводе были инструментальные, литейные, гальванические цеха - в США была чистая сборка. И, естественно, стоимость содержания всего этого хозяйства не ложилась на себестоимость конечной сборки.

То есть уровень автономности конкретного производства в СССР был сильно выше, чем в послевоенном США, но зато был выстроен колоссальный избыточный производственный комплекс, эффективность которого была достаточно низкой. Теоретически нужно было все эти цеха выводить в самостоятельное плавание, чтобы они сами себе искали заказы. некоторые бы при этом «умерли» (перестав потреблять ресурсы), а некоторые бы существенно увеличили количество заказов и повысили бы свою эффективность ... Ну и так далее. СССР подошел к этому этапу в начале 80-х, но затем экономический рост совсем остановился, а с конца 80-х годов пошел вспять.

Сегодня Россия вообще не имеет собственного воспроизводственного контура. Это значит, что она встроена в чужие производственные цепочки, в которых она не определяет распределение себестоимости. Даже там, где, казалось бы, мы контролируем всё (например, в производстве бензина), на самом деле не мы определяем себестоимость продукции, поскольку сегодня она в основном определяется в финансовом секторе, а мы не имеем ни суверенной платёжной системы, ни суверенной валюты. А наивно считать, что те, кто сегодня борется с кризисом на Западе, будет так перераспределять прибыль вдоль производственной цепочки, чтобы она оставалась у нас, а не у них. Либо стоимость кредита, либо, стоимость комплектующих, либо стоимость запчастей будет такова, что за них придется отдавать всю потенциальную прибыль.

Разумеется, где-то что-то можно «отжать». Тут 2%, там 3... Вряд ли больше. В масштабах экономики в целом это даст ещё меньше, что вряд ли вообще будет заметно на фоне общего спада экономики. Впрочем, статистика может позволить что-то там позитивное нарисовать, но нужно отдать себе отчет - под низкой производительностью российской экономики лежат фундаментальные экономические причины! И для преодоления проблемы их нужно осознать, описать и выстроить конструкцию, которая соответствует этим причинам и описывает механизмы их преодоления. Пока этого нет - все рассуждения МЭРа являются явной профанацией.

Собственно, трудно было ожидать от нынешнего министерства каких-то откровений. Но, если честно, меня сильно расстроило сообщение, о котором я написал в начале текста. Поскольку даже полное непонимание ситуации, все-таки, не повод для написания очевидного вранья. Впрочем, такое поведение для либералов, которым относится нынешний министр экономического развития, дело привычное, так что я не исключаю, что через годик тема повышения производительности труда исчезнет из лексикона правительства. Как из него исчезла тема вывоза капитала, про который нынешний министр экономического развития в бытность одним из руководителей ЦБ неоднократно говорил, что он «вот-вот» сменится на приток. И до сих пор - ни объяснения причин оттока, ни объяснений того, как он может прекратиться... даже наше объяснение, которое теоретически должно сильно не нравиться правительству, поскольку говорит о том, что его политика и не может привести в притоку инвестиций, не обсуждается. Ещё одно табу.

В общем, картина даже не столько грустная, сколько жалкая. Под видом программы развития экономики страны нам в очередной раз подсунули пустую и бессмысленную бумажку, которую сами же её авторы через несколько месяцев забудут. Ну а политическое руководство страны, которое эту бумажку приняло, в очередной раз представили перед всем миром не в самом красивом виде.

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Хазин:
Википедия — идеологически ангажированный ресурс
Целью этой энциклопэдии является поддержка либерастической элиты в России и борьба с теми, кого эта элита не устраивает
16.11.2019
Для Путина альтернативы нет
Проблемы догоняющей модернизации или «Золотой век» Екатерины
01.11.2019
Путин поставлен перед задачей создать Империю
О борьбе Президента с компрадорским капитализмом
30.10.2019
Сечин и «общая цена нестабильности»
Системные вызовы глобальной энергетики
28.10.2019
Все статьи автора