Том Федицин - руководитель Исследовательской Группы «Европа-Россия» в U.S. Naval War College, Newport, Rod Island.
Военно-морские аналитики в определенный период отзывались с пренебрежением о состоянии флота Российской Федерации, который со времен «холодной войны» от высшего уровня близкого к американскому пришел в упадок и бездействие, и морально устарел в нулевые годы XXI века. Такая далеко не безобидная деградация фактически прекратилась с оживлением судостроительного бюджета и спуском на воду новых военных кораблей, а главное, с возвращением поднятого флага в Мировой океан.
Призыв Владимира Путина к модернизации российских Вооруженных Сил вызвал особый отклик в Главном управлении ВМС. Хотя судостроительная инфраструктура по-прежнему поражена пороками и изъянами (см. ниже), есть достоверные свидетельства, что Россия вновь приступила к выполнению интенсивной программы военного кораблестроения. И хотя в сообщении РИА Новости о том, что в 2013 году флот России получит 36 военных кораблей, есть некоторое преувеличение, потому что там учтено много малых судов, - все равно при рассмотрении вопроса о модернизации Военно-Морских Сил России это указывает на общий подъем. Заявленное правительством выделение 4-х триллионов рублей ($132 миллиарда) до 2020 года на новые военные корабли и субмарины составит около четверти от всех поставок российского вооружения. С расчетом на перспективу это в несколько раз больше предыдущих судостроительных бюджетов и примерно половина аналогичной графы расходов ВМС США. На протяжении двух десятилетий не было ничего необычного в ориентации российской децентрализованной системы старых верфей преимущественно на экспортное строительство кораблей и подводных лодок. При этом постройка одинокого российского «сторожа» до ввода в эксплуатацию могла длиться более десяти лет. Сегодня в России закрылось множество небольших верфей, а оставшиеся теперь объединены под централизованным управлением.
Которое, в свою очередь, приступило к выполнению интенсивных программ постройки фрегатов класса «Адмирал Горшков», в рамках Проекта 22350, - пяти в настоящее время в Санкт-Петербурге (и еще трех до 2018 года). Аналогично, фрегаты класса «Адмирал Григорович», по Проекту 11356, строящиеся в Калининграде, будут поставляться как минимум по корпусу в год до 2016 включительно. Несколько корветов класса «Стерегущий», по Проекту 20380, разрекламированных благодаря своим характеристикам повышенной скрытности, уже поставлены во флот и еще три находятся в стадии строительства на двух разных верфях - всего по плану должно быть построено восемнадцать единиц.
Постройка значительного количества малых корветов и патрульных ракетных катеров, предназначенных в основном для Каспийской Флотилии, также близится к завершению.
Подводные лодки, всегда олицетворявшие мощь советского судостроения, по-прежнему занимают видное место в нынешних российских планах. В рамках нового Проекта 955, класса «Борей», помимо уже действующей, первой из восьми запланированных подлодок с ядерными баллистическими ракетами - «Юрий Долгорукий», проводятся ходовые испытания второй и третьей - «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Ударная атомная подлодка «Северодвинск» по Проекту 885, класса «Ясень», также проходит испытания, а всего предусмотрено строительство восьми единиц до 2020 года.
Из дизельных подлодок в рамках проблемного Проекта 677, класса «Лада», будет построено всего 3 единицы, в то время как по улучшенному Проекту 636, класса «Кило», Россия продолжает производство и для внутреннего применения, и на экспорт, по всей вероятности, в Индию, Вьетнам и Алжир.
Впервые в истории, в модернизации российских ВМС любезно принимает участие член НАТО: Москва приобрела у Франции два универсальных десантных корабля класса «Мистраль» водоизмещением 26000 тонн.
В дополнение к такому режиму производства российские проектные бюро и военно-морские стратеги регулярно анонсируют планы и идеи качественного улучшения ВМС посредством развития футуристических классов усиленных эсминцев, «невидимых» субмарин, военных ледоколов, авианосных флотов.
Не менее знаменателен и тот факт, что флот России вновь появился в Мировом океане. Падение Советского Союза сопровождалось, практически, одновременным исчезновением русских военных кораблей. Последние 20 лет активность ВМС России за пределами территориальных вод расценивалась как нечто экстраординарное по причине чрезвычайной редкости. Но положение изменилось. Главнокомандующий ВМС России адмирал Виктор Чирков теперь регулярно проводит инспекции на российских военных кораблях «дальнего плавания». По октябрь 2013 года российские ВМС совершили 96 заходов в порты, что на 35% больше, чем в прошлом году. Время, проведенное в плавании, - пожалуй, лучший показатель готовности флота - за 2012 год увеличилось на 15%. Российский флот проводит совместные учения со многими государствами во всех океанах не только для отработки навыков ведения боя, но и для демонстрации самих кораблей с перспективой экспорта. Таковая экспансия наиболее заметна в Средиземном море и Северном Ледовитом океане.
Во времена «холодной войны» Советский Союз ежедневно имел 30 - 50 кораблей, курсирующих в Средиземном море на постоянной основе. Однако в период 1990 - 2011 годов, вообще не шла речь о каком бы то ни было присутствии там российских ВМС. Такое положение резко изменилось в декабре 2012 года с заявлением Министра Обороны Шойгу, что Россия, опираясь на ресурсы своих флотов, развернет в Средиземном море постоянную целевую группу до десяти кораблей. В настоящее время оперативные действия этой группы совпадают с развитием международного инцидента в Сирии; недавно к группе присоединился «убийца авианосцев» «Варяг», а в прошлом месяце - крейсер «Петр Великий». Адмирал Чирков подтвердил, что российский флот будет действовать «в непосредственной близости от берегов Сирии» для обеспечения российских интересов.
Глобальное изменение климата наряду с открытием новых месторождений нефти, газа и полезных ископаемых в Арктике также задевает интересы России. Символическое фото 2007 года с установлением российского флага на океанском дне в районе Северного Полюса стало ясным сигналом о намерениях всему миру. Теперь, когда Северный Морской Путь (полоса Северного Ледовитого Океана, прилегающая к территории России) уже несколько лет открыт для коммерческих перевозок, флагман российского Северного Флота «Петр Великий» провел военную флотилию по всей его протяженности. Москва приняла решение вновь открыть заброшенную военно-морскую базу на Новосибирских островах и создать десять поисково-спасательных баз, расположенных вдоль арктического побережья, с учетом будущих круизных рейсов по Северному Морскому Пути. Российский флот будет еще усилен подразделениями Морской пехоты, Спецназа, ВВС, Сухопутных войск и Береговой охраны, в чем, несомненно, можно усмотреть милитаризацию региона. (Не нужно, однако, забывать, что речь идет о пограничной зоне - территориальных водах и северном побережье России, - прим. перевод.) А крупнейшая в мире ледокольная флотилия в настоящее время пополняется еще тремя атомными ледоколами.
Было бы не совсем корректно говорить, что эта экспансия всегда устойчива к болезням роста. Самый очевидный недостаток состоит в том, что до сих пор никак не удается установить «Булаву» (твердотопливную ракету, запускаемую с подводных лодок) на подлодку класса «Борей». Без этого подлодки данного класса не могут выполнять свою основную задачу стратегического ядерного сдерживания. Или, к примеру, пушка А190, предназначенная для корветов класса «Стерегущий», стала причиной задержки их поставок. Вообще задержки в планах производства ряда кораблей и подлодок из-за инженерных просчетов по-прежнему являются повсеместными, как и случаи тотально низкого качества материалов и работ. Отставные адмиралы российского флота считают эту проблему системной, критикуя централизованную организацию судостроения в рамках Объединенной Судостроительной корпорации (нет ссылки на источник, - прим. перевод.) и сравнивая ее с «тачающим сапоги пирожником». Проблему значительно осложняет отток квалифицированных специалистов из судостроительной отрасли. Коррупция, вездесущая в российской экономике, как сообщается, имеет место и на верфях. Причиной недавнего пожара, вспыхнувшего во время ремонта атомной подлодки, адмирал Чирков назвал «плачевное состояние судоремонтных предприятий на Дальнем Востоке». В целом о судостроительных мощностях необходимо сказать, что они уступают западным аналогам.
При всех своих несовершенствах флот России - восходящая сила, возрастающая в масштабах, сложности, в глобальной оперативности. Он испытывает приемлемые болезни роста, в ряде случаев можно видеть и определенную скандальность происходящего. Учитывая централизованное государственное управление судостроительной промышленностью, вряд ли российский военно-промышленный потенциал достигнет когда-нибудь настоящей гибкости и креативности. Как бы там ни было, российский военно-морской флаг с Андреевским Крестом теперь все чаще будет встречаться в бухтах и проливах во всем мире, что навевает отдаленные воспоминания о старых добрых временах «холодной войны».