Мелкая европейская бухта для Сербии и приглашение к пересмотру сербо-российских отношений

21 мая в Брюсселе в рамках бесконечного марафона под названием «нормализация отношений Белграда и Приштины» должна состояться очередная встреча премьер-министра Сербии Ивицы Дачича и главы косовского правительства Хашима Тачи. [1] Верховный комиссар Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон уже заявила, что речь пойдет об обсуждении «следующих этапов, которые необходимо пройти для реализации апрельского соглашения». Госпожа Эштон подчеркнула, что «быстрая реализация» данного документа имеет «ключевое значение».  [2]

Оставим на некоторое время в стороне вопрос о том, можно ли говорить о «нормализации отношений» с сепаратистским регионом без признания его независимости центральными властями. Видимо, нельзя отрицать, что премьер Ивица Дачич и его первый заместитель Александар Вучич - во всяком случае, если судить по их высказываниям - пытаются проводить какое-то подобие Realpolitik. О целях этой политики Вучич откровенно заявил на днях в программной статье, размещённой в сербских СМИ. Ключевыми тезисами этой статьи являются, во-первых, утверждение о необходимости укреплять позиции Сербии «около и внутри Европейского союза» и, во-вторых, приглашение к пересмотру сербо-российских отношений. Причем второе, по мнению Вучича, является непременным условием первого. Именно одновременное изменение, говорит он, «нашего отношения к Европе, западному миру и России» положит «начало созданию более успешной, более современной и более сильной Сербии». И хотя Александар Вучич тут же оговаривается - мол, «мы» (сербы) будем «уважать и любить» Россию,  это выглядит лишь дежурным реверансом в сторону общественного мнения. [3]

Заявление первого вице-премьера и министра обороны Сербии о необходимости коренной перестройки внешнеполитических приоритетов страны слишком серьезно, чтобы его можно было списать на пропагандистский запал или эмоциональную перегрузку в связи с ситуацией вокруг косовских сербов. По сути, выступление А.Вучича - это первая попытка на высоком уровне противопоставить курсу на вступление страны в ЕС столетиями формировавшиеся отношения Сербии и России... От подобного противопоставления воздерживался даже предыдущий сербский президент Борис Тадич, дипломатично рассуждавший о четырёх равноценных «опорах» внешней политики Сербии в лице США, ЕС, России и Китая.

Главная слабость аргументации А. Вучича заключается как раз в ее несоответствии тем самым категориям Realpolitik, в которых пытается рассуждать первый сербский вице-премьер. Не столетие назад и даже не три-пять лет назад, а именно в настоящее время экономические интересы Сербии требуют более активного сотрудничества с Россией. Как показывает опыт антикризисного менеджмента Евросоюза, Брюссель сейчас не способен предложить рецепты решения социально-экономических проблем даже странам еврозоны. В качестве панацеи предлагается передача органам ЕС контроля над ключевыми финансовыми институтами государств, но это плохо вяжется с национальными интересами того же Кипра или той же Греции. Что уж говорить о странах, лежащих за пределами зоны евро.

Как раз в те дни, когда А. Вучич убеждал своих соотечественников в прелестях евроинтеграции и необходимости ради неё по-новому взглянуть на отношения с Россией, западные информационные агентства обнародовали совсем иные оценки. Они принадлежат экспертам одного из ведущих американских социологических институтов Pew Research Center и являются результатом обстоятельного  исследования, проведенного в масштабах всего Евросоюза. Главный вывод американских экспертов гласит: в Европе стремительно набирает силу неверие в будущее европейской интеграции. По данным Pew Research Center, число тех, кто доверяет «проекту Евросоюз», за год сократилось с 60% до 45%. «Продолжительный экономический кризис создал в Европе центробежные силы, отсюда возникают всё большие расхождения во взглядах между европейскими партнерами. На протяжении последних 50 лет политики пытались объединить блок стран ЕС, но в итоге эти попытки привели к еще большей разобщенности и полностью дискредитировали европейский проект в глазах населения», - подчеркивается в докладе.

Характерный пример - отношение опрошенных к тезису о том, что «европейская интеграция укрепляет европейскую экономику. В 2012 году с ним были согласны 34% участвовавших в опросе. В текущем году этот показатель сократился до 28%. Причём самое большое число «экономических еврооптимистов» зафиксировано в Германии, которая, как полагают многие эксперты, извлекает наибольшие финансовые и политические выгоды от кризиса в ЕС. [4]

Судя по последним заявлениям А. Вучича, он относит себя именно к тем самым еврооптимистам, численность которых быстро сокращается. Подобная принципиальность сама по себе может вызывать уважение, но есть в этом и то, что настораживает. Нынешние сербские власти, похоже, готовы принести в жертву собственным устремлениям не только тех своих соотечественников, которые решительно отвергают положения апрельского соглашения с Приштиной, но и наработанные модели сотрудничества с Россией.

Вряд ли стоит питать иллюзии насчет того, что Евросоюз позволит Сербии сохранить двусторонние проекты с Москвой в неприкосновенности. Вспомним предложенную ещё в 2008 году программу ЕС «Восточное партнёрство» для постсоветских стран. Как отмечало информагентство Евросоюза Euractiv, с помощью данной программы «ЕС и НАТО держат восточноевропейские страны в бухте», не давая им отправиться в «свободное плавание» - прежде всего, к российским берегам. [5] Такая же, если не ещё более мелкая, бухта уготована Брюсселем и для сербов.  И нужно ли спешить привести сербский государственный корабль к её берегам?


[1] AFP 141709 GMT MAY 13
[2] AFP 141620 GMT MAI 13
[3] www.nspm.rs/hronika/aleksandar-vucic-srbi-moraju-u-evropu.html
[4] http://www.vz.ru/world/2013/5/14/632447.html
[5] http://www.euractiv.com/east-mediterranean/eu-nato-keep-eastern-countries-bay/article-177760


ИСКЕНДЕРОВ Петр Ахмедович, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий