Таможенный союз, дефолт или социальный взрыв: за Украину выбрали третье

Если на протяжении 2012 года многие действия президента Януковича еще можно было трактовать так, будто бы он всерьёз подумывает о присоединении к Таможенному союзу, то после появления в Киеве миссии МВФ (и реальной перспективы получения кредита в 15,4 миллиарда долларов) все разговоры об интеграции быстро сошли на нет.

"Реформы" от МВФ как альтернатива вступлению в Таможенный союз

На самом деле понятно, что никакого стремления к союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном у властей Украины никогда не было и раньше.

Ни сам Виктор Янукович, ни те, кто разделяет с ним власть и ответственность за судьбу отдельно взятой республики, никогда не говорили на языке интеграции. Однако Украина находилась - и находится - в очень сложном экономическом положении. С 2012 года страна вошла в стадию рецессии. Казалось бы, самое время задуматься о стратегии спасения: объёмы производства падают, золотовалютные резервы тают стремительными темпами, а нынешние цены на российский газ... - собственно, одних только цен на газ было достаточно для того, чтобы Киев, выбирая между дефолтом и вступлением в Таможенный союз, выбрал последний.

Но Украина, похоже, предпочитает следовать рецепту от МВФ: брать кредит и за его счёт покрывать проценты по всем другим ранее взятым кредитам. К слову сказать, в течение 2013 года Украине нужно предъявить к оплате более 9 миллиардов долларов.

А какова цена денег от МВФ? К ним прилагаются стандартные требования антисоциального характера, которые фонд выдвигает всегда и везде. Повышение тарифов на ЖКХ, сокращение социальных расходов, возможное изменение пенсионного возраста, а также некоторые другие действия по оптимизации бюджета, обычно называемые реформами. Причем, МВФ делит всю сумму на значительное количество мелких траншей и последовательно выплачивает их по мере реализации отдельных пунктов соглашения. Вначале «реформы», потом деньги. И дело тут не в злокозненности фонда. Очевидно, что МВФ не собирается подарить выданные кредиты, а потому экономику должника необходимо поддерживать в платежеспособном состоянии. Чем меньше уйдет на социалку, тем больше останется для возврата.

Что интересно, параллельно с Украиной программу кредитования МВФ в 2010 году открывала также Белоруссия. Если называть вещи своими именами, Минск использовал полученные деньги для проедания. Александр Лукашенко, заигравшись в построение социального государства, с началом кризиса был вынужден начать девальвацию нацвалюты и снижение жизненного уровня населения, а чтобы падение было не слишком резким, в качестве смягчающей подушки были использованы деньги МВФ. Потом Белоруссия восстановила баланс, теперь страна спокойно отдает одолженные деньги. Никакого влияния на политику кредит не оказал и не мог оказать. Почему? Потому что в Минске видят развитие страны на годы вперед. Есть цели, они являются безусловным приоритетом, а внешние заимствования рассматриваются лишь как ресурс, который может быть использован (или не использован) для дальнейшего развития.

Характеристики украинских элит: "о дефолте подумаем завтра"

В кои-то веки украинская оппозиция выступила с полезной инициативой: помешать получению кабального кредита. Правда, это требование было сформулировано в довольно необычной форме. Дорогие, мол, эмиссары, не давайте кредит Януковичу - он деньги возьмёт, а вас обманет и условий не выполнит...

Оппозиция в данном вопросе прекрасно дополняет власть. В аналогичной ситуации «борцы с режимом» действовали бы так же, в этом нет никаких сомнений. Действия украинских политических элит не оставляют никаких иллюзий насчёт их мотивации.

Нынешняя желает удержать власть любой ценой до выборов президента Украины в 2015-м году. И под это будут приниматься любые, даже самые неразумные для будущего страны решения.

В условиях, когда стратегическая цель отсутствует, кредит МВФ обретает самодостаточный смысл. Ведь он «спасает» и от дефолта (для оздоровления экономики его нужно было объявлять ещё три года назад), и от Таможенного союза  -- украинские элиты страшно боятся интеграции, в которой видят лишь необходимость делиться властью.

И при этом ни власть, ни оппозиция вообще не боятся перекладывать нынешние проблемы на потом. Ведь главная угроза от «сотрудничества» с МВФ заключается в том, что кредиты сегодня принципиально ничего не решают, но завтра они лишь усугубят положение страны. А дальше - либо финансовые инъекции во всевозрастающих объёмах, либо тот же самый дефолт и социальный взрыв. Причём понятно, что внешние долги не могут расти бесконечно. Рано или поздно придётся платить по счетам. Но элиты вопрос расплаты сегодня игнорируют, потому что их горизонт планирования не простирается далее 2015-го года. 

Вопрос банкротства Украины: до или после 2015 года

Итак, час решающей расплаты переносится на период после президентских выборов 2015 года. К тому времени времени ни одна из украинских, и прежде всего финансово-экономических, проблем не рассосется сама собой; однако происходящее вписывается в логику деградирующего национального осколка. К 2015 году, по планам президента и правительства Украины, должна завершиться приватизация всей государственной и коммунальной собственности, которая еще осталась в наличии.

А до этого времени власть просто не может себе позволить начать процедуру банкротства государства Украина. Социальные проблемы - да, переживём, но дефолт - нет. Не потому, что Виктор Янукович боится проиграть президентские выборы - вероятность такого варианта не очень высока даже в достаточно сложной экономической ситуации.

Но дефолт может сорвать сроки приватизации. А именно на последнюю волну приватизации 2013-2015 годов, в ходе которой планируют пустить с молотка речные и морские порты, а также землю -- делает расчет Семья, ради которой нынешний украинский президент готов строить автаркию. Вот что важно. И весь этот безупречный план сейчас зависит от кредита МВФ.

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий