О планах «беспрецедентных, глубоких и исчерпывающих реформ» в Китае

29.10.2013 631

События в Китае не могут не привлекать к себе внимания: всё-таки, самая крупная экономика мира (мы же не относимся всерьёз к официальным цифрам МВФ)! Однако в последнее время в этой стране явно наметились экономические сложности, которые, разумеется, нашли своё отражение в политике руководства страны.

Вообще, ситуация с экономическими проблемами в странах с «демократическими» режимами (типа США или Франции) и в странах, которые сами «демократы» к «демократическим» не относят (например, Китай), выглядит несколько фантастично. Дело в том, что в «демократических» странах (напомню, это - самоназвание) власти почти демонстративно игнорируют требования населения что-то изменить в экономической модели и только пытаются впарить ему мысль о том, что кризис уже закончился. А вот в Китае всё прямо наоборот - власти активно обсуждают сложившиеся проблемы и пытаются как-то изменить ситуацию.

Вот и на днях, как пишут в китайской прессе, один из членов постоянной комиссии политбюро КПК Ю Чженшен пообещал «беспрецедентные» экономические и общественные реформы, о которых будет объявлено в ходе ноябрьского пленума Коммунистической партии Китая. Он сообщил, что в ходе встречи за закрытыми дверями будет «рассмотрена проблема глубоких и исчерпывающих реформ. Реформы на сей раз будут широкими, коренными и беспрецедентными». «Они неизбежно приведут к трансформациям в экономике, обществе и прочих сферах», - полагает один из новых китайских руководителей. Комментарии Ю Чженшена относительно ноябрьского пленума стали одним из первых высказываний членов высшего руководства Китая относительно предстоящих событий. Комментаторы при этом предполагают, что лидер КНР Си Цзиньпин в ходе пленума будет продвигать значимые экономические реформы. Ну, точнее, продвигать будет тот клан, который пришёл к власти по итогам XVIII съезда КПК и который понимает, что пришло (чтобы не сказать - давно прошло) время серьёзных реформ. И тут, как мне кажется, пришло время поговорить о том, что же за реформы должен проводить Китай.

Дело в том, что ситуация Китая с начала экономических реформ в начале 70-х годов принципиально отличалась от ситуации СССР конца 20-х годов. СССР тогда был вынужден развивать свою экономику, ориентируясь на внутренний рынок (поскольку доступа на внешний у него не было), что, в частности, и вызвало необходимость коллективизации, то есть создания внутреннего рынка для продукции машиностроения (трактора). А вот Китай, который США активно настраивали против СССР, в период, когда у всех было ощущение почти неизбежного поражения США в холодной войне, получил практически свободный доступ на внешние (читай - американские) рынки. И, как следствие, получил возможность использовать эти рынки для мультиплицирования и развития своей экономики.

А вот дальше, судя по всему, была сделана серьёзная ошибка, когда внутренние рынки были отставлены в сторону и основной упор был сделан именно на внешние. В результате, экономика Китая сегодня представляет собой сложное объединение двух совершенно разных секторов, взаимодействие которых серьёзно затруднено. Первый - это сектор, ориентированный на внешний рынок. В нём довольно высокие зарплаты (порядка 1000 долларов в месяц), довольно приличная норма прибыли (хотя она стала падать по мере того как развивается вхождение Китая в мировую систему разделения труда и появления внутренней сферы услуг) и, в общем, западные стандарты потребления. И эта часть китайской экономики, с учётом сферы услуг, работающей на неё, составляет где-то 300-350 миллионов человек.

А вот другая часть экономики - это бедная внутренняя экономика. Она развивается за счёт усилий государства и в принципе не может потреблять продукцию первой части, поскольку она слишком дорогая. Прозападное правительство Китая предыдущего поколения (Ху Цзинтао) пыталось стимулировать внутренний спрос за счёт чистой эмиссии, однако только раздуло серьёзные финансовые пузыри. Чтобы вывести «внутреннюю» экономику Китая на активное развитие, нужны десятилетия и колоссальные ресурсы - причём первое время она всё равно не сможет потреблять продукцию «экспортного» сектора.

В общем, в экономике Китая - структурные проблемы, которые, в некотором смысле, являются отражением аналогичных проблем США. И как только начались проблемы со спросом в США, начались проблемы и с экспортным сектором китайской экономики - и потому, что падает конкурентоспособность китайских товаров на мировых рынках, и потому, что падает внешний спрос. А продавать на внутреннем рынке свои товары, ещё раз повторю, этот сектор не может - слишком велика разница в ценах и доходах. При этом ресурс стимулирования внутреннего спроса, в общем, уже исчерпан за время предыдущего руководства страны.

Мне сложно оценить, насколько должны упасть цены на продукцию экспортного сектора китайской экономики, поскольку точных статистических данных по этому вопросу просто не существует. Очень общие оценки - раз в пять. Но это, во-первых, не так-то просто, поскольку уровень локализации китайских товаров уже далеко не 100%, а значит - не только внутренними факторами определяется цена. Во-вторых, значительная часть себестоимости - это инфраструктура собственно китайской экономики, которую необходимо поддерживать.

Но самое главное - в-третьих. Это социальные проблемы. Если затраты падают в пять раз, то падают в разы и зарплаты. На 1000 долларов можно жить в городских условиях и иметь квартиру. А вот на зарплату в 200 долларов так уже не поживёшь - тут нужно переходить на уровень жизни СССР 50-х годов. Но как это объяснишь людям, которые привыкли жить в рамках «общества потребления» (которое, кстати, очень соответствует китайскому менталитету)? Эти люди не захотят переселяться в деревни, в маленькие домики, а то и бараки, после отдельных квартир и других благ цивилизации.

Именно в этом основная проблема китайских реформ. Что там делать в экономике - понятно. Нужно написать план повышения уровня благосостояния основной части населения лет так на 20 (что, с учётом опыта СССР, не проблема) и подогнать под этот план производственные мощности. С учётом государственного спроса, прежде всего, в оборонной отрасли, и постепенно сокращающегося внешнего спроса. Ну и начать переключать часть внешнего спроса с долларов и евро на юани - чтобы иметь возможность его контролировать. Вот только в рамках этого плана необходимо написать о том, куда и как направлять тех китайцев, чей уровень жизни будет резко падать.

Я думаю, что вопрос этот будет решён по трём основным направлениям. Те, кто согласятся на снижение уровня жизни, будут направляться на новые предприятия, работающие на внутренний спрос, с увеличением вероятности карьерного роста. Тех, кто работает на оборонных предприятиях или же на тех, которые устойчиво захватили мировые рынки, оставят, хотя и несколько снизят их уровень жизни. А вот тех, кто на такое снижение не согласен (прежде всего, как мне кажется, из сферы услуг), будут просто выталкивать за границу, захватывать жизненное пространство. В богатые страны, разумеется.

Мне кажется, что именно эта часть плана реформ является самой главной - но именно она публично оглашена не будет. По понятным причинам. Впрочем, по тому, какие меры будут приняты в экономике, можно будет оценить масштаб социальных пертурбаций Китая. Так что к этой теме мы ещё вернёмся. 

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Хазин:
Для Путина альтернативы нет
Проблемы догоняющей модернизации или «Золотой век» Екатерины
01.11.2019
Путин поставлен перед задачей создать Империю
О борьбе Президента с компрадорским капитализмом
30.10.2019
Сечин и «общая цена нестабильности»
Системные вызовы глобальной энергетики
28.10.2019
«Есть ли у нас стратегия?»
Если нет, то нужно возвращаться в «святые» 90-е, а если да — то нужно принимать жёсткие и однозначные решения
24.10.2019
Все статьи автора