«Южный поток» в эпицентре энергетических войн (II)

Часть I

Одним из главных аргументов противников проекта «Южный поток», они же противники сотрудничества европейских государств с Россией в энергетической области, являются утверждения о якобы технической нереализуемости проекта, его чрезмерной дороговизне, возможном экологическом ущербе от сооружения газопровода, наконец, о его несоответствии интересам обеспечения энергетической безопасности Европы. Например, в устах министра энергетики Сербии Зораны Михайлович-Миланович это звучит следующим образом: Сербия недостаточно думала о своих интересах, когда подписывала энергетическое соглашение с Россией. Единомышленники госпожи Михайлович-Миланович из неправительственной организации «Исак фонд» выражаются более определённо; они настойчиво подчеркивают, что, подписывая в 2008 году пакет энергетических соглашений с Россией, тогдашние сербские власти должны были учитывать те обязательства, которые Белград уже взял или только собирался взять на себя в рамках процесса евроинтеграции.

Полуправда, как известно, хуже лжи. То, что самостоятельная политика России в энергетической области не по нраву Брюсселю - факт несомненный, и здесь сербский министр права. Однако только в том случае, если отождествлять интересы всех 28 государств-членов Европейского союза с корпоративными интересами брюссельской бюрократии. Для Гюнтера Эттингера, Жозе Мануэля Баррозу и других высокопоставленных еврочиновников, готовящихся к выборам в Европарламент в предстоящем году, разыгрывание российской (точнее антироссийской) карты необходимо, прежде всего, для их собственного политического выживания в структурах евро-атлантического сообщества... 

А вот если говорить об интересах европейцев в широком смысле этого слова (включая сюда, разумеется, и сербов), то крупные бесперебойные, гарантированные диверсифицированной инфраструктурой поставки российского газа отвечают европейским интересам самым прямым образом. Обратимся к беспристрастной статистике, которую привёл на днях председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. По его свидетельству, рассчитанные объемы поставок российского газа в Европу за первую половину октября составили 6,8 млрд кубометров газа - на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Это подтверждает наши прогнозы - Европа продолжает демонстрировать повышенный спрос на российский газ, и тенденция дальнейшего роста поставок на внешние рынки сохранится», - подчеркивает Алексей Миллер.

В первом полугодии 2013 года поставки российского газа в страны дальнего зарубежья достигли 79,5 млрд кубометров (+9,6% по отношению к 2012 году). Расчёт по девяти месяцам текущего года составил 119,4 млрд кубометров (+15,5% к 2012 году).

Текущим задачам прокладки «Южного потока» было посвящено состоявшееся 4 октября собрание акционеров компании South Stream Transport B.V. В частности, были проработаны практические вопросы продолжения полномасштабного строительства четырех ниток морского участка газопровода общей мощностью 63 млрд кубометров, а также вопросы обеспечения финансирования акционерами строительства соответствующего участка трубы. 

Не далее как 18 октября в Краснодарском крае Российской Федерации близ города Усть-Лабинск «Газпром» ввел в эксплуатацию компрессорную станцию «Кубанская», входящую в систему газопроводов западного маршрута «Южный коридор». Одна из главных задач проекта «Южный коридор» - подача газа в морскую часть газопровода «Южный поток» для его последующей транспортировки в Европу. Старт проекту «Южный коридор» был дан пять месяцев назад. Проект реализуется в два этапа: первый должен завершиться в 2015 году, а в целом проект будет окончен в 2017 году.

Ещё ранее согласие на проведение всего комплекса геологоразведочных работ в своей исключительной экономической зоне дала российской стороне Турция, что, кстати, полностью лишает смысла любые рассуждения по поводу «эгоистической» политики России и односторонних выгод, которые русские якобы стремятся извлечь из проекта «Южный поток». К слову, турецкие политики и эксперты часто говорят и пишут сегодня на тему «всё более слабого интереса» Анкары к Евросоюзу. Дистанцирование от ЕС позволяет турецкому правительству занимать более активную и независимую позицию, в том числе в вопросах глобальной энергетической политики. Следует учесть, что Турция, по ряду экспертных оценок, включая оценку Всемирного банка, занимает сегодня 17-е место в мире по общему объему валового внутреннего продукта и 15-е - по рассчитанному паритету покупательной способности, имея ВВП порядка 730-740 млрд долларов. А в контексте заинтересованности Турции в развитии стратегических энергетических и коммуникационных проектов в обширном регионе Балкан, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока курс Анкары на разностороннее и не связанное обязательствами перед Брюсселем сотрудничество с Россией в вопросах энергетики приобретает ещё большее значение. 

В связи с этим стоит напомнить, что еще в начале 2009 года в Европарламенте развернулась примечательная дискуссия, имеющая самое прямое отношение к тому, зачем Европе «Южный поток». Тогда группа европейских депутатов во главе с представительницей Франции Анн Лаперруз, ссылаясь на выводы доклада об энергетической безопасности Европейского союза, предложила подключить Россию к реализации патронируемого Евросоюзом проекта сооружения газопровода «Набукко».

По словам докладчицы, в данном вопросе должен преобладать «подход, нацеленный на примирение и диалог с Россией, которая поставляет в ЕС 42% потребляемого им газа». В поддержку данных тезисов посчитал нужным выступить тогда даже эксперт НАТО по проблемам безопасности Эндрю Монаган, которого трудно заподозрить в пророссийских симпатиях. Хотя Евросоюз должен стремиться к диверсификации источников энергоресурсов, подчеркнул Э.Монаган, «мы не можем просто взять и уйти от России, не зная, куда мы идём».

К сожалению, многим в сегодняшней Сербии о подобной объективности и трезвости суждений остаётся только мечтать. Это заметно, скажем, при сравнении позиции официального Белграда в отношении энергетического сотрудничества с Россией с подходом, возобладавшим в той же Турции.

(Окончание следует)

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий