itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сила традиционализма МГУ

0
111
Время на чтение 5 минут

Российский Государственный Университет им.Ломоносова не поспешил за неолиберальными реформами в образовании - и только выиграл от этого, опередив всемирный тренд возврата к консервативным моделям образования.

"Недавно был опубликован рейтинг, согласно которому МГУ опять попал в число ведущих вузов мира. Это очень показательно. Но, во-первых, речь идет о том, что наконец-то по-настоящему оценена по достоинству классически консервативная модель образования, и к этому все больше и больше обращается Запад. В свое время была мода двигаться в сторону постмодернистского отношения к образованию, т.е. пересмотр всех классических подходов. Ставка делалась на междисциплинарные курсы, ультралиберальные модели, которые, по сути дела, просто не позволяли говорить о каких бы то ни было теориях, которые не оспариваются. Т.е. отсутствие релятивизма, т.е. сам рационализм постепенно тоже повергался сомнению, и, соответственно, база науки подтачивалась с этим постмодернистским подходом. Так вот сейчас во всем мире есть некий тренд возврата к консервативным моделям, что называется критический реализм, когда постмодернизм релятивизирует науку, образование. В конечном итоге он подходит к той критической черте, когда образование и наука более невозможны. Не случайно же Джон Хорган организовал коллоквиум еще в 90-е годы о конце науки «The End of Science», где как раз ученые обсуждали, возможно ли в этих постмодернистских условиях наука вообще. Т.е. конец науки - это не начало XXI века, а уже в середине 90-х этот вопрос стоял очень остро. Поскольку образование несколько отстает от науки, так вот в образование постмодерн приходит только сейчас. И когда он приходит в образование, он делает это образование невозможным. Когда, например, преподавателям начинают запрещать преподавать студентам что-то в качестве истины, т.е. они в диалогальной форме должны спрашивать у студентов, «а что они думают» о теории там всемирного тяготения, т.е. никакого однозначного утверждения, что это так то и так, не должно быть. Все является спорным, относительным, релятивным, поэтому преподавание в каком-то смысле становиться невозможным, поскольку преподаватель не имеет права демонстрировать свое превосходство, он не имеет права вести урок. Он должен сидеть и слушать, что студенты ему расскажут, либо в диалоге мягко направлять. Ясно, что после этого научить некого ничему невозможно, наука подходит в своему некоему тупику. Так вот, сейчас этот тренд постмодернизма захлебнулся, и все больше ценится классическое образование.

Я думаю, что с этим связаны успехи Московского Государственного Университета с точки зрения повышения своего рейтинга среди классических мировых вузов. Поскольку в МГУ как раз, слава Богу, осуществлять эти постмодернистские реформы не поспешили. И вот этот некоторый инерциальный консерватизм очень солидной, очень серьезной со своими традициями главной научной институции России, он оказался, как ни странно, залогом опережения. Т.е. те, кто пошли в Высшую школу экономики, частично РГГУ, те, кто пошли за новейшими трендами - они оказались в значительной степени несостоятельными. Просто они поспешили двигаться в сторону релятивизации, постмодерна, и по сути дела, не смотря на такую краткосрочную эффективность, большое количество западных преподавателей, попытка включиться в авангардные процессы западного европейского обучения, они оказались, а дальше окажутся еще дальше немножко у разбитого корыта, если не в более серьезных местах. Поскольку при осуществлении этой модернизации, конечно, было множество нарушений, в том числе и нарушений закона, и юридических норм, и обращения с собственностью. Поэтому я думаю, что нам предстоят еще громкие дела не только в сфере военной реформы, но и в сфере образования, поскольку эта поспешная модернизация науки и образования не могла пройти в наше лихое время без определенных экономических злоупотреблений. Поэтому я думаю, что тех людей, которые хвастались своими достижениями в науке на предыдущем этапе, сегодня попросят дать некий отчет относительно того, какой ценой все таки это делалось, что при этом нецелевым образом использовалось и как это все проходило. И откуда эти профессора приехали, и что они здесь преподавали... Подчас послушав, что они здесь преподавали, волосы становятся дыбом. Иными словами, МГУ фундаментально выиграл не только конкуренцию с модернистами и ультралибералами, как Вышка, например, внутри России, они выиграл как консервативная классическая институция, идущая в ногу со временем, но не спешащая все, что это время навязывает, немедленно принимать. Т.е. это критическое отношение к вызовам нового времени, принятие их, но не обязательно согласие с ними.

И в этом отношении как раз несколько лет назад, особенно последние годы, ректор МГУ Садовничий Виктор Антонович сделал большой рывок с точки зрения модернизации образования, но без того, чтобы нарушать структуры классических, устоявшихся, выдержавших испытание временем моделей нашей научной школы. Это была очень правильная стратегия. Т.е. модернизация без разрыва с традициями, модернизация в контексте традиций. Технологическая модернизация, которая прошла чрезвычайно успешно - это новое оборудование, новые классы, все по высшему уровню западноевропейских и американских стандартов, но с сохранением классической науки, а это самое, пожалуй, важное.

И в этом смысле мне кажется, что это начало взлета МГУ. Если теперь мы сделаем следующий шаг и попытаемся серьезно и с определенной консервативной дистанции осмыслить вызовы модерна и в гуманитарной сфере. В гуманитарной сфере все сложнее, потому что советская школа с гуманитарной точки зрения нуждается в фундаментальном пересмотре. Для того, чтобы этот пересмотр осуществить, нужна новая позиция. Этой новой позиции не может быть, потому что с либеральной точки зрения все это не годится. Соответственно, нужно выработать новую российскую образовательную научную эписцену в образовательной сфере, чтобы вступить в наследие с теми сторонами советской гуманитарной науки, которые действительно этого заслуживают. А значительный сегмент российской науки советского периода этого заслуживает, а что-то категорически неприемлемо. Но сделать этот отбор в наших условиях невозможно, необходима новая позиция. Я думаю, что МГУ лучше всего может справиться с этой фундаментальной для всего образования страны - ни для вуза, ни для конкуренции исторической миссией - а с выработкой новой научной российской образовательной парадигмы. Без этого ни консерватизм, т.е. держаться за старые модели, ни либерализм, критическое принятие западных систем образования - все это не пройдет, и то, и то будет разрушительно.

Не отвечать на вызовы - значит деградировать в повторении старых, уже не соответствующих истине, рецептов. Двигаться безоглядно за западными моделями - это значит, мы потеряем науку как таковую, потому что релятивизм постмодернистского подхода в конечном итоге подрывает основу науки и рациональности в принципе. Поэтому здесь только российский специфический путь некоторого дистанцирования и от того, и от другого может быть спасительным. Я думаю, что постепенно усилия, которые в этом направлении осуществляет руководство МГУ, и наиболее серьезные и состоятельные научные сегменты Московского Государственного Университета, речь в первую очередь идет о естественно-научных факультетах, потому что это самая серьезная школа, это ось образования, здесь более менее все нормально. А дальше речь идет о подстройке гуманитарных дисциплин, факультетов к консервативному российскому ответу на новые вызовы.

Поэтому это только начало появление в рейтинге. Я прогнозирую подъём МГУ в этом рейтинге - постепенный, методичный. Тем более, что есть общая установка руководства Университета на то чтобы профессура, доктора, ученые Московского Государственного Университета активнее занимались продвижением и своей корпорации, и России, и российской науки за пределами России. Т.е. это некая установка. Она уже сейчас начала выполняться, она даст свои результаты. Просто мы переводим сейчас на кафедрах, факультетах многие наиболее важные труды наших авторов на европейские или восточные языки. Мы активно начали новую волну активизации договоров о сотрудничестве с международными вузами. Т.е. мы должны все более активно принимать участие в глобальном процессе, протекающим в науке и в образовании, но с сохранением своих позиций без некритического «на ура» принятия всего того, что есть за переделами России."

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Дугин
В этом году Запад ожидают революции
Западный обыватель — главная опора грядущего восстания
18.01.2024
«Мы солдаты вечности»
Возвращение к Богу – это не возвращение к прошлому, это возвращение к вечному
24.11.2023
Все статьи Александр Дугин
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59