Что даст Абдулатипов Дагестану?

Первые комментарии к смене власти в Дагестане ясно показывают, что наблюдающие за Северным Кавказом мыслят в основном краткосрочной перспективой. Их главным образом волнует, сумеет ли новый и.о. главы региона Рамазан Абдулатипов контролировать там ситуацию до всенародных выборов (если они все же состоятся); сумеет ли он "удержать" регион до Олимпиады; договорится ли с наиболее влиятельными дагестанскими муниципальными главами - мэром Махачкалы Саидом Амировым, главой Хасавюрта Саидпашой Умахановым; будет ли он свободен от контроля со стороны своего предшественника Магомедсалама Магомедова, перешедшего на очень высокий пост в Москве.

Однако об этих ли проблемах стоит думать сегодня? Любая перелицовка фасада дагестанской власти, какой бы резонанс она ни вызвала, не способна решить коренные проблемы этой республики. Дагестан - не тот регион, где можно рассчитывать, что будет "все как есть, только спокойнее". Криминальная турбулентность, в зоне которой республика находится уже третий десяток лет, на мой взгляд, связана в первую очередь не с конкретными чиновниками и не с происками "коварного зарубежья", а с особенностями исторического пути Дагестана.

Традиционный уклад жизни в Дагестане, особенно в горах, существовал дольше, чем в других регионах Северного Кавказа, и во многом сохраняется до сих пор. Одна из причин этого, как ни странно, климатическая: в горной части Дагестана земли, пригодные для занятия сельским хозяйством, простираются до бóльших высот, чем в соседних республиках, так что земельный дефицит был не таким острым. Того напора миграции горцев на равнину, который был в центральной и западной частях Северного Кавказа в первой половине 20-го века, в Дагестане, как доказывают историки, в тот период не было. Процент горского населения в основных городах дагестанской равнины был мизерным еще перед Великой Отечественной войной. В 1960-е годы советская власть приступила к массированному спуску населения с гор (раньше это происходило скорее эпизодически). Только с этого момента постепенно начали разрушаться нормы сельской жизни, в основе которых - опора на родственников, односельчан. (Для любителей спекулировать на тему "отсталости" тех или иных народов напомню, что, например, регионы Центральной России прошли аналогичный этап разрушения крестьянского общества тоже относительно недавно - с коллективизацией.)

Распад СССР застал Дагестан как раз на пути от "общинного" к более современному укладу, который по сути не успел сформироваться. Девяностые годы обернулись для Дагестана фактической транспортной изоляцией (из-за войны в Чечне) и крайним ослаблением присутствия центральной власти. Выдвинувшиеся тогда предприниматели, лидеры национальных движений по факту стали сами поддерживать порядок в регионе, опираясь на собственные "армии". Сформировалось несколько силовых центров власти, иногда конкурирующих, иногда договаривающихся между собой. С небольшими изменениями в сторону формальной легализации, эта система сохранилась и до сих пор. Причем ядро каждого такого центра власти - родственники, односельчане. Вполне "по традиции"...

Однако сел в республике много, а мест в верхах - гораздо меньше. Поэтому сегодняшняя дагестанская жизнь формирует в обществе крайне мощный запрос на перемены. Именно его используют, кстати, и радикальные течения, предлагая свою программу перемен. Этнические движения, постепенно возвращающиеся в дагестанскую политику после десятилетнего перерыва, также начинают большинство своих воззваний с напоминания, что "как сейчас, жить нельзя".

В Дагестане, чтобы начать мыслить оппозиционно, не надо читать Facebook или газеты соответствующей направленности. Там достаточно осознать, что, если ты и твоя семья оказались вне элиты, сформированной силовым путем в 90-е, то у тебя, скорее всего, нет перспективы не только заработать у себя на родине, но и с пользой распорядиться там средствами, заработанными в других регионах. Приведу лишь одну характерную деталь. Бум частного строительства, охвативший Дагестан, многие связывают с высокой рождаемостью. Однако как объяснить в этом случае целые улицы незаселенных, неотделанных частных домов (так называемых "каркасов") в городах и селах республики, в том числе там, откуда идет интенсивная трудовая миграция в другие регионы? Не в том ли причина их появления, что для местных жителей это единственное относительно безопасное вложение средств у себя на родине? Ведь отобрать силой "каркас" - в большинстве случаев все же не так интересно, как, например, отобрать развивающийся бизнес.

Сможет ли чиновник, присланный в Дагестан из Москвы, в одночасье изменить ту трагическую ситуацию, которая складывалась в республике многие годы? Вопрос скорее риторический. Однако смена власти происходит не каждый день, и приход нового руководителя может, по крайней мере, послужить поводом для того, чтобы общество попыталось осмыслить, куда идет регион, перед какой пропастью он оказался и почему. Понимание этого позволит хотя бы немного приблизиться к более продуманной политике на всех уровнях власти.

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Константин Казенин:
Лжепророк Талгат Таджуддин
Война в Ираке окончательно расколола российских мусульман
15.04.2003
Джихад Святой Руси
Верховный муфтий России объявил священную войну США
04.04.2003
Все статьи автора