Речь не идёт о том, чтобы подробно описывать в правовых нормах – откуда есть пошла Русская земля.
Но в ст. 1 Конституции, гласящей, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», необходимо сказать и о происхождении нашего государства, как такового.
А то ведь у нас даже высшие чиновники грешили заявлениями о том, что наша страна молодая, ей всего-то двадцать лет! Такое, по-моему, говаривал Дмитрий Анатольевич Медведев.
Сразу возникает вопрос: могла бы Россия по сей день существовать, будь она демократическим и правовым государством?
Ответы очевидны.
Демократия и Россия есть понятия лишь частично совместимые. Потому-то Дмитрий Анатольевич столь долго находится и еще будет находиться во власти, что Россия, в корне своём, это страна не столько права, сколько страна традиций.
Это не хорошо и не плохо. Это факт!
Право в корне своём имеет основу договора. Славяне – нация по происхождению европейская, а по ментальности восточная, не умеющая договариваться внутри самих себя.
Этому живой пример в шибко демократической Украине, где по мере усиления демократии нарастает хаос и реальное бесправие человека.
Западная Европа, как родина демократии, возросла на корнях римской цивилизации.
Римляне столетия форматировали европейские народы, которые на этом фундаменте, помучавшись непростой историей, произвели элиту, способную формулировать порядок предотвращения общественного хаоса. И жестоко воспитывали много поколений своего населения (преимущественно мононационального) в подчинении писаным процедурам правопорядка.
Отсюда пиетет европейцев к писаным процедурам и правилам.
У нас же право, в существенной мере, заимствовано. Так как мы жили и продолжаем жить, преимущественно, не правом, а традициями.
Потому что, только руководствуясь традициями, можно выжить в многонациональной семье ста пятидесяти народов.
Потому как нельзя одним только законом править теми, кто не способен договариваться.
Потому что любой закон, любое правило будет нарушено без традиции принуждения и контроля, которые сами по себе не в полной мере совместимы с демократией.
К слову сказать, в этом и состоит причина зависимости нашего народа от элиты.
Необходимость контроля над населением переносит центр тяжести управленческих функций наверх, управление становится элитарной функцией. Не случайно ведь у нас по сей день нет механизма муниципального (земского) управления, хотя мы и многократно пытались его запустить, аж со времён царя Ивана Грозного. Всякий раз такие попытки не получают завершения из-за рисков возникновения хаоса.
Понятное дело, что враги России, зная эту нашу слабину, играют на ней, всякий раз провоцируя хаос.
Но важно даже не это, так как здесь стандартная закулисная борьба международных интересов.
Важно то, что элиты наши во все времена расколоты, и остаются, преимущественно, прозападными.
И это понятно! Так как Запад доминирует в культурной экспансии. Но ещё важнее его преимущество в потреблении, что всегда служило основным мотиватором компрадорских настроений в среде российской элиты.
Всему населению не объяснить, что не будь у нас небогатой, но независимой страны, нас вообще бы не было, так как в этом никто не заинтересован.
Всему населению не объяснить, что попытка социального равенства в период СССР, при сытости и социальной защищенности, привела к масштабной демотивации отношения к труду и краху социальной ответственности, а в итоге - к хаосу.
Таким образом, заимствование западной социальной мечты оказалось непродуктивным.
С 1991 г мы заимствуем западную социальную реальность.
Но и это непродуктивно в той мере, в которой не учитывается факт нашей, всё еще низкой, договороспособности…
Способы и пути к её достижению – это отдельная тема для обсуждения, прежде всего, уникального исторического опыта нашей страны.
Преимущественно в своём историческом опыте, а не в западных заимствованиях, будет найдено то, что нам наиболее нужно!
Все многочисленные Российские (советские) конституции отличалась недолговечностью.
Действующую конституцию 1993 года можно считать конституцией-долгожителем.
Объявленная президентом Конституционная реформа с привлечением всех возможных народных и элитарных инициатив - дело важное и нужное.
Понятно, что в стране ментально равнодушной к праву, предпочитающей традиции, а не право, не может быть избытка инициатив по формированию писаного основного закона. Но важно увидеть всё полезное!
Хочу предложить и свой штрих.
Предлагаю дополнить статью 1 Конституции словами об исторической преемственности Российской Федерации.
«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, преемник Союза Советских Социалистических Республик, Российской империи, Московского царства, Киевской Руси и Новгородского княжества».
Уважаемые законодатели! Свяжите, наконец, русскую историю в один исторический путь!
Останьтесь и оставьте народ в единой русской истории!
Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист