Священный Синод Болгарской Православной Церкви (БПЦ) не примет участия во всеправославном совещании, которое по инициативе Иерусалимского Патриарха Феофила III состоится 26 февраля в Аммане, говорится в опубликованном вчера на официальном сайте заявлении канцелярии Священного Синода БПЦ.
«В связи с полученным от Его Блаженства Иерусалимского патриарха Феофила III письмом, в котором он приглашает на братское собрание Предстоятелей поместных православных Церквей и их делегаций в Аммане, Священный Синод Болгарской Православной Церкви объявляет, что воздерживается от участия в вышеуказанном собрании и, соответственно, не станет отправлять своих представителей в Амман, столицу Иордании», - говорится в документе.
В заявлении также отмечается, что «Священный Синод Болгарской Православной Церкви выражает свою личную братскую любовь к Его Блаженству Иерусалимскому патриарху Феофилу III и глубокое почтение к Иерусалимскому Патриархату — тысячелетнему хранителю животворящей Гробницы Господней».
Церковная София лицемерно выражает «глубокое почтение» Иерусалимскому Патриархату, но много ли стоит это самое «глубокое почтение», учитывая, что БПЦ фактически отреклась от всеправославного единства.
И если пять других Поместных Православных Церквей, отказавшихся от участия в Иорданском (Амманском) Соборе, попытались обосновать свой отказ, то Болгарский Патриархат вообще не сказал ни слова о причинах своего отказа.
Ситуация в Болгарской Церкви, как известно, непростая, свидетельствующая о том, что в самой церковной Софии идёт серьёзная внутренняя борьба между сторонниками и противниками украинской автокефалии, а также между русофилами и русофобами. Пока русофобы победили...
Ранее пять членов Священного Синода БПЦ — митрополиты Ловчанский Гавриил, Видинский Даниил, Варненский Иоанн, Неврокопский Серафим, Врачанский Григорий — попытались убедить Патриарха Болгарского Неофита в необходимости участия в Иорданском Соборе.
Сообщалось даже, что митрополит Видинский Даниил якобы без ведома болгарского Синода выехал 17 февраля в Белград, где встретился с председателем ОВЦС МП митрополитом Волоколамским Иларионом. Вероятно, болгарский митрополит надеялся, что церковному министру иностранных дел Русской Церкви удастся убедить Предстоятеля Болгарской Церкви в необходимости участия в Иорданском Соборе. Владыка Даниил, по всей видимости, полагал, что Москва сможет повлиять на Патриарха Неофита, который, как известно, учился в Московской духовной академии и здесь же получил кандидатскую степень.
Выходит, переубедить Патриарха Неофита не удалось ни пяти членам Священного Синода Болгарской Церкви, ни митрополиту Волоколамскому Илариону (если, конечно, владыка предпринимал подобные усилия).
Вообще провалы в работе нашего ОВЦС на православном направлении становятся особенно наглядны в истории с созывом Иорданского Собора. Нашим чиновникам из ОВЦС вместо того, чтобы молиться вместе с католиками за «мир во всём мире» да ездить на рандеву к Папе Римскому, стоило бы в эти судьбоносные дни почаще бывать в Софии, Тбилиси и Никосии, — глядишь, и результат бы был не столь печальный.
Ну а что касается Священноначалия Болгарской Церкви, то оно, фактически, предало русских. Вряд ли болгарские архиереи не понимали, что Иорданский Собор созывается, чтобы поддержать русских в противостоянии с Константинопольским патриархатом, выполняющим волю его заокеанских хозяев. Наверняка, понимали и сделали свой выбор, встав против русских. Увы, такое уже бывало в истории Болгарии, когда её верхушка предавала Россию. История только лишь повторяется...
Болгарская Православная Церковь — предпоследняя откликнулась на приглашение, разосланное Патриархом Иерусалимским Феофилом Предстоятелям Церквей. До открытия Собора осталось менее недели.
На сегодняшний день ответ не дала лишь одна общепризнанная Поместная Православная Церковь — Александрийский Патриархат. Хотя, учитывая то обстоятельство, что Александрия признала раскольническую структуру, т.н. ПЦУ, нетрудно догадаться, каким может быть её ответ на приглашение Иерусалимского Патриарха.
Ситуация в преддверии Иорданского Собора крайне сложная. На данный момент своё согласие участвовать в Соборе дали семь Поместных Православных Церкви из четырнадцати общепризнанных (Православная Церковь Америки признаётся нами, но не признаётся греками): Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Польская, Чехословацкая. Четыре Патриархата - Иерусалимский, Антиохийский, Русский и Сербский — будут представлены Предстоятелями. Румынский Патриархат и Польская Церковь — полномочными делегациями. Синод Церкви Чешских земель и Словакии, хотя и поддержал проведение Иорданского Собора, но по статусу делегации пока не высказался, что даёт повод к спекуляциям.
Священноначалие шести Церквей официально отказалось участвовать в Соборе. Среди них четыре Церкви, возглавляемые греками: Константинопольская, Элладская, Кипрская и Албанская. К ним примкнули Грузинская и Болгарская Церкви.
Александрийский Патриархат никак не может определиться. Если и он откажется от участия, тогда в Иорданском Соборе будет представлена лишь половина всех Поместных Православных Церквей, что, несомненно, будет использовано противниками для дискредитации соборных решений.
Но самое главное, неясна конкретная повестка дня Собора, а главное, как пойдёт обсуждение, учитывая, к примеру, что Польская и Румынская Церкви выступают за предоставление Украине автокефалии, но против признания раскольников.
Преодоление церковного кризиса - дело важное и полезное. Но эта благое дело не является той целью, ради которой можно пойти на любые уступки. Если ценой за примирение с Константинополем и его сторонниками станет признание украинской автокефалии и легализация раскольников, пусть уж до лучших времён сохранится раскол в мировом Православии, чем будет достигнуто примирение ТАКОЙ ценой!
Редакция «Русской народной линии»
1. Ватикан принимал участие в создании НАТО