Анатолий Иоасафович Маслов – создатель первых советских и лучших в мире лёгких крейсеров типа «Киров», один из тех, кто возродил русскую конструкторскую школу кораблестроения.
В конце 1920-х годов началось воссоздание отечественного военно-морского флота, однако сил и средств после коммунистических экспериментов и Гражданской войны, приведших к разрушению экономики и науки, у СССР было ещё крайне мало. В предшествующие годы была также утрачена огромная часть квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров и нарушена преемственность поколений. Поэтому первоочередное внимание правительства было сосредоточено на восстановлении и модернизации кораблей, оставшихся от Императорского Российского Флота да на строительстве подводных лодок и малых кораблей – сторожевиков, тральщиков, минных заградителей, катеров и т.п.
Лишь в 1933 г. Совет Труда и Обороны утвердил «Программу военно-морского судостроения на 1933 – 1938 гг.», которая предусматривала, в том числе, строительство 6-ти лёгких крейсеров – самых крупных кораблей из списка Программы. Первый из них вошёл в строй в 1938 г. и получил имя «Киров». Потом вошли в строй «Ворошилов» (1940), более совершенные «Максим Горький» (1940), «Молотов» (1941) и «Калинин» (1942), а «Каганович» был достроен уже в 1947 г.
По совокупности тактико-технических и эксплуатационных данных – вооружению, бронированию, скорости и дальности плавания, мореходности, прочности, живучести – они являлись лучшими в мире кораблями данного класса. Их главным конструктором был А.И.Маслов (24.12.1884 – 6.12.1968), один из немногих опытных инженеров-кораблестроителей, оставшихся в России.
Родился он в семье железнодорожного служащего в Харькове. В 1902-м, выдержав конкурс 13 человек на место и получив на вступительных экзаменах наивысшие баллы, поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте. По окончании училища (1907) служил помощником строителя линкора «Андрей Первозванный», затем помощником начальника проектного бюро на Адмиратейском заводе, где участвовал в расчётах корпуса линкоровмирового уровня типа «Севастополь», был помощником строителя линкоров этой серии «Гангут» и «Полтава». В 1909 – 13 гг. учился в Николаевской Морской академии.
Один из его учителей, всемирно знаменитый академик А.Н. Крылов впоследствии писал о нём: «Отличные результаты конструкторской деятельности Маслова достигнуты благодаря тому, что он всегда умело сочетал практическую сторону проектирования кораблей с научной разработкой различных вопросов, возникающих при проектировании кораблей». Другой его учитель профессор И.Г. Бубнов неоднократно привлекал молодого инженера к проектным работам. Под руководством этого гениального учёного и конструктора (умершего в 1919 г. от тифа) Маслов не только участвовал в расчётах «Севастополя», но разработал проект более мощного линкора «Император Николай I». По рекомендации Бубнова он преподавал курсы строительной механики и теории упругости в Политехническом институте. Способности Маслова неоднократно отмечались и Главным управлением кораблестроения.
С приходом Советской власти большой работы для Анатолия Иоасафовича не нашлось. Он служил в различных морских учреждениях, в 1931 – 33 гг. проектировал сторожевые корабли и тральщики и лишь в 1933 году приступил к работе, соответствующей масштабу его знаний, опыта и таланта, создав и выучив превосходный конструкторский коллектив .
После войны А.И.Маслов сдал ЦКБ-17 своему ученику А.С.Савичеву (1904 – 1983), под руководством которого были разработаны лучшие в то время в мире и последние в СССР артиллерийские крейсера типа «Свердлов», а потом и первые в СССР противолодочные авианесущие ракетные крейсера типа «Москва». Сам доктор технических наук профессор Маслов перешёл работать в ЦНИИ им. академика Крылова, одновременно он заведовал кафедрой конструкции судов и был профессором кафедры строительной механики Ленинградского ккораблестроительного института.
Его сын, крупный учёный-карабел Л.А. Маслов отмечал способность отца «…в любых обстоятельствах сохранять спокойствие, хладнокровие и аккуратность. Я никогда не слышал, чтобы он по какому-либо поводу повысил голос. Никаких внешних проявлений эмоций, никакой суеты и нервозности, при всем при том – исключительная доброта и доброжелательность к окружающим». И ещё вспоминал, что в редкие минуты отдыха отец любил играть на рояле.
Похоронен Анатолий Иоасафович на Красненьком кладбище Петербурга.
Крейсер «Киров». Полное водоизмещение 9436 т, длина 191,3 м, ширина 17,7 м, осадка 5,27 м. Макс. скорость 35,9 уз, дальность плавания 3750 миль, мощность паровых турбин 113 500 л. с. Вооружение: 9 180-мм орудий (в 3-х башнях), 4 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК и 6 45-мм зенитных полуавтоматических пушек 21-К, 2 3-трубных торпедных аппарата, 164 мины. Оснащён 2-мя гидросамолётами-разведчиками со стартовой катапультой. Экипаж 671 чел. Главные орудия конструкции з-да «Большевик» (быв. Обуховского) по дальнобойности (37,5 км) не имели равных в мире в своём классе.
«Киров» участвовал в Финской войне, а потом вместе с «Максимом Горьким» артиллерией оборонял Таллин и Ленинград, поодерживал с моря наступление Красной Армии на выборгском направлении, уничтожая укрепления «линии Маннергейма». Оба они стали Краснознамёнными. Две носовые артиллерийские башни главного калибра «Кирова» установлены на пл. Балтфлота в Петербурге как памятник кораблю-защитнику города, а одна из артиллерийских установок – как памятник в парке им. 28 Героев-панфиловцев в Алма-Ате.
«Ворошилов» (тоже ставший Краснрзнамённым) и «Молотов» поддерживали огнём защитников Севастополя, доставляли им оружие и боеприпасы, эвакуировали раненых, уничтожали артиллерией позиции и укрепления немцев под Феодосией и Новороссийском.
«Калинин» и «Каганович» служили на Тихоокеанском флоте и в боевых действиях не участвовали.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
1. Коммунистические эксперименты