19 февраля в Москве в «Президент-отеле» состоялось обсуждение новой государственной идеологии для России, которая подготовлена в рамках проекта «Россия — Ноев ковчег человечества». Стратегическая сессия по обсуждению новой идеологии была приурочена к выходу книги под общей редакцией директора Института опережающих исследований Юрия Громыко и председателя наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова, которая так и называется «Россия — Ноев ковчег человечества. Философско-религиозные и методологические аспекты государственной идеологии будущей России».
Помимо автора этих строк участие в дискуссии принял ряд экспертов, в их числе бывший глава администрации Амурской области и министр ельцинского времени Владимир Полеванов, известный социолог (исследовательская группа ЦИРКОН) Игорь Задорин, секретарь ЦК Объединенной коммунистической партии, в прошлом депутат Государственной думы Дарья Митина, заместитель председателя Изборского клуба, доктор философских наук Виталий Аверьянов. А также гости из Екатеринбурга: директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, кандидат философских наук Иван Замощанский, директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков и председатель совета директоров NAUMEN Александр Давыдов.
Книга подготовлена Юрием Громыко и Юрием Крупновым. Она развивает идеи, которые были предложены известным православным предпринимателем и общественным деятелем, президентом Фонда «Русский предприниматель» Сергеем Писаревым, который несколько лет назад и предложил этот слоган «Россия — Ноев ковчег». Собравшимся была предложена книга Громыко и Крупнова, а также брошюра, подготовленная Сергеем Писаревым. В этих работах и излагаются основы концепции.
Авторы книги подчеркивали, что они развивали идею, которая, наверное, неслучайно родилась в Екатеринбурге.
Участники дискуссий придерживаются разных политических взглядов и являются специалистами в разных отраслях гуманитарного знания, поэтому разговор на стратегической сессии шёл о разных аспектах проблемы. Некоторые и вовсе сомневались, что сегодня возможна идеология, а кто-то сомневался в её нужности и востребованности обществом. Ну и много внимания было обращено на сам образ Ноева ковчега.
Я в своем выступлении отметил две фундаментальные идеи книги, которые совпадают с моими размышлениями на сей счёт. Первая идея — о необходимости соединения русской истории, о преодолении разделения между сторонниками, условно говоря, «белого» патриотизма и сторонниками «красного» патриотизма. Русская Народная Линия эти идеи на протяжении уже 10 лет пытается пропагандировать в патриотическом сообществе.
Вторая идея авторов книги, которая совпадает с моими представлениями о современной мировой ситуации, — это констатация того, что западная цивилизация умирает и несёт смерть всему человечеству, поскольку лозунгами западной цивилизации и идеологическими целями, к которым она стремится сегодня, являются фактически цели умирания, настоящий культ социальной смерти. Мы видим попытки уничтожить семью через механизмы ювенальной юстиции, попытки разрушить традиционную христианскую нравственность, на которой и была создана западная цивилизация. Не говоря уже о безответственной политике в мировых делах, которую демонстрирует флагман западной цивилизации — Соединённые Штаты Америки.
Поэтому образ России как Ноева ковчега — это прекрасный образ, который являет собой оппозицию той танатологии, которую пропагандирует Запад, с одной стороны. С другой стороны, этот образ способен мобилизовать русское общество в условиях идеологического раздрая, который сейчас наблюдается в обществе.
Однако, на мой взгляд, образа Ноева ковчега, отсылающего нас к библейским временам, недостаточно. Конечно, авторов книги подкупает ещё и образ потопа, которому посвящено довольно много места в их сочинении. Они утверждают, что современное человечество, фактически, уже находится в состоянии потопа. Потому, что потоп — это не единовременное событие. В современных условиях отсутствие у человечества перспектив является признаками вступления человечества в состояние потопа.
Однако, мы, православные русские люди, должны помнить, что после Ноева ковчега был Христос, после Ноева ковчега была Церковь, которая и является настоящим Кораблём спасения. Этому аспекту религиозного осмысления мира авторы уделяют в книге очень мало места, видимо, стремясь создать некую идеологическую конструкцию, которую бы приняли не только верующие, но и атеисты.
В итоге, повисает в воздухе вопрос — почему именно Россия является Ноевым ковчегом человечества? Особенно на фоне того, что авторы в своей книге часто повторяют, что эти идеи можно реализовать на любом клочке суши, где обитает нomo sapiens, что Россия не является каким-то спасительным местом, видимо, страшась обвинений в шовинизме.
На вопрос — почему именно Россия является Новым Ковчегом, на мой взгляд, можно ответить убедительно только в рамках православной христианской эсхатологии, которая неизбежно обращает нас к идее Москвы — Третьего Рима. Тогда всё становится на свои места. Россия — Ноев Ковчег человечества именно потому, что наша Православная Церковь и указует путь спасения человечества, что Православие открывает перед человеком те ценности, от которых западная цивилизация убегает. Именно Русская Православная Церковь здесь занимает особое положение, потому что Россия является Третьим Римом, правопреемницей двух существовавших в истории человечества Римов. В силу того, что Россия является Третьим Римом, она является силой интегральной, способной объединить все разнородные религиозные и этнические силы.
Я напомнил мысль, высказанную еще в 19 веке выдающимся русским мыслителем Михаилом Никифоровичем Катковым, который говорил примерно следующее: в России есть одна господствующая Церковь, но есть и много других верований, которые между собой, порой, враждуют, противоречат друг другу. И всё это религиозное многообразие объединяется в фигуре Русского Царя, — говоря современным языком: всё это объединяется верховной властью Главы Третьего Рима. В России, писал Катков, есть одна господствующая народность — русский народ, но есть масса других народностей, которые русскими не ассимилируются, но объединяются вокруг себя. Всё это единство, опять же, существует благодаря тому, что есть над этим полиэтническим многообразием Верховная власть Главы Третьего Рима.
Без этих идей образ Ноева ковчега повисает в воздухе. Поэтому пока что мысль о том, что проект «Россия — Ноев Ковчег человечества» может стать новой государственной идеологией, — очень, на мой взгляд, смелое утверждение. Она может стать идеологией, но нуждается ещё в серьёзной проработке.
Тем паче, что само понятие «идеология» у нас используется зачастую не в строго научном, а в обывательско-публицистическом виде, когда говорят об «идеологии бизнеса», «идеологии успеха», «идеологии компании». О какой только идеологии речи ни идёт в современных СМИ, но тем самым сущность понятия «идеология» размывается, растворяется.
На самом деле идеология есть ни что иное как квазирелигия общества эпохи модерна. Это нужно отдельно пояснять. Напишу в следующий раз.
Конечно, современное человечество вступило в эпоху постмодерна, когда некоторые футурологи предрекали и предрекают конфликт цивилизаций, конфликт религий, нескончаемые религиозные войны. Что, кстати, нашло свое подтверждение в ситуации с ИГИЛ (запрещённой в РФ), которая и была попыткой создания именно религиозной исламской цивилизации, противостоящей, прежде всего, христианским цивилизациям.
Значение идеологии в эпоху посмодерна требует, конечно, своего осмысления. Но я настаивал и настаиваю на том, что современная государственная идеология должна опираться, прежде всего, на православное миропонимание, поскольку это миропонимание истинное и исконное для России. Но при этом она не должна оперировать сугубо православными терминами. Иногда говорят, что православие — это и есть идеология будущей России, и при этом ссылаются на некоторые религиозные авторитеты. Думаю, что это глубоко ошибочная мысль, основанная на неправильном понимании сути идеологии.
Государственная идеология должна быть пронизана православными смыслами, только тогда она будет живой. Как мы помним, даже русская коммунистическая идеология в конце концов пришла к необходимости опоры на христианские смыслы, без которых она провисала в воздухе. Это позволило Советскому Союзу просуществовать еще несколько десятилетий.
В целом же выход книги «Россия — Ноев Ковчег человечества», подготовленный Юрием Громко и Юрием Крупновым, также как и анонсированный на этом обсуждении Виталием Аверьяновым и подготовленный другой группой исследователей выход (пока в виде публикации на сайте Изборского клуба) книги «Русский Ковчег. Альтернативная стратегия мирового развития» (обе публикации — в рамках одной концепции), свидетельствует о том, что идеологические споры не ушли в прошлое, что идеология сегодня востребована.
Насколько известно, к этим идеологическим дискуссиям внимательно присматриваются представители государственной власти. Что ж, будем надеяться, что во власти поняли, что без идеологии Россия существовать не может, и это вселяет оптимизм.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
1. Идеология.