Человечество в своей истории нередко ощущало, что стоит у порога смыслов своего существования и своей истории.
Смыслы, в конечном счёте, это всегда цели. И всегда ведущей для человека была цель жить. Цель, обременяемая вопросом: как жить?
Причём, попытки интеллектуальными усилиями понять эту цель, воспринимая её как потребность или как проявление воли, не дают результата.
Общая картина мира, заложенная современными школьными программами всех стран, секулярна, и смысловой поиск идёт по научной парадигме, всегда материальной.
Хотя научное знание является формой и содержанием провозглашенной истины, её критерием остаётся практика.
А практика свидетельствует, что, создавая знания, наука не способна создать методы управления ими. При том что наука дала толчок развитию технологий, она не предотвращает возможность использования их во вред человеку.
Человечество живёт в подсознательном ожидании гибели от возможностей, предоставленных ему научным знанием и проявлениями воли в виде борьбы межчеловеческих интересов.
Наука, интеллект не дают никакого внятного научного метода, гарантирующего предотвращение гибели не только цивилизации, но и вообще всей жизни.
Человек не вразумляется относительно своих невозможностей управлять миром.
И перед ним встают проблемы, решение которых уже сегодня жизненно важно, но не может быть найдено научным знанием.
Это планетарные, климатические, природные катастрофы!
Это вирус!
В конечном счёте, люди однажды убеждаются в том, что интеллект бессилен, наука не даёт решений, и нет сил что-то изменить.
И тогда воля к жизни, не находя опоры в человеческом знании, ищет Бога.
Если сегодня наука не может остановить коронавирус, то множество людей, и, прежде всего, это - китайцы, находятся под угрозой...
Вправе ли власть, границы, нормы санитарного контроля, привычка доверять, возможно, уже бесполезному научному знанию, вправе ли кто-либо вообще лишать людей шанса познания веры в Бога, Который, как доказывает тысячелетняя и повседневная практика веры, может им помочь?
Ограничениями власти лишают людей воли к жизни. Потому как отсутствие возможности проявить эту волю может быть лишением права на жизнь!
Парадоксально, но усилия по спасению жизни могут стать усилиями по лишению жизни!
Если бы православные, которых в Китае практически нет, а значит, можно говорить лишь о православных из России, пошли Крестным ходом в Ухань, то разве смогли бы они преодолеть обеспеченные властью барьеры политических, военных и разных научных предосторожностей?
Что в крайнем состоянии человеку важнее: рассказы о вирусах или разговор о Боге?
Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист
1. Со своим уставом в чужой монастырь не лезь!