«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку через которого соблазны приходят» (Мф.18: 7).
Открытость миру в XX веке привнесла в нашу жизнь новые соблазны и искушения. Это и чужие праздники, вроде китайского нового года или ирландского хэллоуина; языческие календари с почитанием крыс, свиней и т.д.
Особенно это касается еды и питья. Многие из нас, особенно это касается молодежи, предпочитают пепси-колу квасу, пиццу пирогам. Широко распространены рестораны и кафе с блюдами по-японски, по-китайски, по-вьетнамски, по-грузински, по-итальянски т.д. Нам предлагают невиданные нами ранее дары моря. Правда, пока ещё не предлагают летучих мышей и змей. Но всё впереди.
Я не касаюсь одежды. Отмечу только, что в джинсах ходит чуть не половина населения страны. Африканскими украшениями пронизаны носы, губы, щёки, веки девушек, наколками отмечаются мужчины.
Всё это не так безобидно и смешно, как кажется. Со всем этим в нашу жизнь входят «новые» бесы и демоны чужого язычества. Мало нам «своих». Своё язычество мы преодолели, где-то заместили христианскими праздниками и традициями, чему-то придали шуточный характер, что-то перенесли в фольклор.
Настораживает другое. Мы не просто привыкли к вторжению чужого в нашу жизнь, мы уже привязались к этому, ибо оправдываем это, сердимся, когда смеются над этим. Но любая привязанность - это одержимость, одержимость «чужими» бесами. Потому так трудно избавиться от этой зависимости.
Так постепенно мы теряем не просто свои традиции и устои в быту, мы теряем своё лицо, свой образ жизни. Теряем своё и не приобретаем другое, ибо китайцами или японцами мы не станем, а станем «навозом для произрастания других народов».
Что же делать? Для начала надо признать себя больными, признать свою болезнь де-факто. Может быть, это - самое трудное, признать себя больными. Но сделав этот первый шаг, мы «придём в себя», поймём, что наши традиции и в быту тоже - это не «гербарий», а свой образ жизни, делающий нас здоровыми и неуязвимыми от бесовской одержимости.
Ибо нам мало хранить традиционные семейные ценности, быть верными своей Родине, Православной Церкви, Иисусу Христу, Пресвятой Троице, нужно и в быту, в привычках жить своим укладом. И пусть чужое будет лишь экзотикой, не более того.
И ещё надо помнить следующее. Плохо впадать в «чужебесие», но несравненно хуже стать при этом соблазном для других, ибо сказано нам Иисусом Христом: «невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17: 1-2).
Ведет ли «чужебесие» к «красной черте» России? Да! Почему я и затеял этот разговор. «Чужебесие» не только порывает с нашей бытовой традицией. Оно делает нас чужими самим себе, и мы перестаем быть родными друг другу, а страна нам - Родиной. Мы перестанем быть русскими людьми. А именно это спасало нас в годы смут и нашествий. И очередное историческое испытание будет уже не смутой, не революцией, а падением в бездну.
Наступит то самое «русское ничто», со всеми последствиями, о которых писал Ю.П.Кузнецов (Последний человек): «Я ухожу. С моим исчезновеньем// Мир рухнет в ад и станет привиденьем -// Вот что такое русское ничто».
Борис Георгиевич Дверницкий, публицист, главный редактор философско-исторического журнала «Русское самосознание»
1. Царствие.