Своим Словом Господь задал исходный уровень понимания мира людьми. И язык, который определил людям Господь, стал языком представления и описания мира человеком. Он не дал сразу людям понятия языка, как модели мира для человеческого общества. Бог не дал сразу людям понятия корня в слове и других его частей также, как Он не дал сразу и понятия ноты и мелодии. Это уже люди и различные их общины определяли по своему разумению, как у них получалось. У одних более удачно, у других – менее удачно, у третьих – очень по-своему. Например, в европейской музыкальной культуре существует 7 нот, а в китайской – 5. И сегодня китайцы переходят на европейскую музыкальную базу и осваивают богатство европейской музыкальной культуры, считают для себя большим достижением стать победителями европейских конкурсов. Китайская же музыкальная база и культура остаются уделом меньшинств.
Аналогичное тому, что происходит в мировой музыкальной культуре, происходит и в обширном море мировых языков. Есть более развитые языки, а есть и менее развитые. Развитость языка не определяется объёмом средств, затраченных на их рыночную и общественную рекламу. Было время, когда моден был французский язык, который тогда был не лучше и не хуже английского. Но английский тогда, d конце 18-го и начале 19-го века, был не моден. Нельзя сказать, что с тех пор английский претерпел больше и важные изменения, заметно увеличив свои лингвистические возможности. Он просто был не моден. Да и сам Лондон и Темза не слишком привлекали тогда туристов, модников и пройдох. Но сегодня рыночный спрос на английский язык существенно возрос, хотя сам язык в своих возможностях не возрос, а азбука его сегодня не менее куца, чем и 200 лет назад.
Подобно разным нотным системам существуют и разные языковые азбуки, дающие более или менее гибкие возможности для передачи смысловых и звуковых особенностей и свойств предметов и явлений мира. Есть азбуки, возможности которых много скромнее других азбук. Например, русская азбука, благодаря остроумному наличию в ней твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков, расширяет свои возможности для передачи смысловых и звуковых особенностей и свойств предметов и явлений не менее, чем в два раза в сравнении с безтвёрдо-мягкозначными азбуками и языками. Азбука английского языка, имея 28 букв против 32 русских и не имея в себе (ъ) и (ь), сужает свои выразительные возможности более, чем в 2 раза. В английском языке – очень неточные и ограниченные возможности для передачи таких фонем, как «щ», «шь», «шъ», «чь» и «чъ». Последние 4 фонемы часто используются во многих, в этом смысле более развитых, языках мира, таких как русский, португальский, польский, немецкий.
В нашей школе принципиально важно и необходимо давать ученикам на уроках русского языка обязательно полное представление о лингвистическом потенциале и возможностях русского языка, особенно в сравнении с модными языками. Одновременно им надо объяснять, что язык дан людям не для модного щегольства, а для наиболее полного понимания мира и Божьего замысла о нём. Им следует давать и анализ языковых единиц, корневых конструкций, синтез и анализ подъязыков русского языка, синтез и правила построения предложений в научных и гуманитарных сочинениях, статьях, трактатах и монографиях. Под языковыми конструкциями понимаются такие конструкции, как художественно литературные, естественно научные, юридические, медицинские, дипломатические, педагогические, рыночные, экономические, нравственные, политические и геополитические, богословские.
Учащиеся должны понимать, что людские цивилизации тоже начинаются со слова. И разные цивилизации с разного слова. Приведу исторический пример. Пришли турки в 13-ом веке в Византию и Византия, Центр великой античной культуры быстро закатился как цивилизация, остались от него лишь руины, руины Пальмиры. И те теперь доканывают инородные террористы. Ни турки, ни арабы не смогли взять основное лучшее из достижений античной цивилизации и развить их в ещё более совершенные формы и сущности. Увы, кроме рынка, в частности рынка работорговли, и захвата колоний на Балканах, в Закавказье и Антиохии Османская культура себя ярко не проявила. В этом смысле турецкий язык, как основа Османской культуры, не хуже английского для рынка и мировой колониальной системы и культуры.
Следует объяснять ученикам, как анализируя языковые единицы и их формы представления, человек вышел на глубокий биологический и богословский уровень понимания, на уровень генома и микрочастиц. А синтезируя языковые единицы и их конструкции, он вышел на уровень огромных социумов, союзов племён и геополитики, на уровень необходимых контактов с Богом и остальным окружающим землян миром, на уровень требуемой Богом вселенской нравственности. Например, молитвы – это языковые нравственные конструкции понимания и взаимодействия с миром и его Творцом.
Серьёзная наука – это развёртывание Божьего Слова в более крупные макро- уровневые языковые конструкции восприятия и понимания мира, или в аналитические микро-уровневые конструкции понимания. И они должны быть при этом, прежде всего, высоко нравственными, а не модными.
Вызывает недоумение недавняя инициатива думских радетелей за российскую политику и систему образования наших детей, направленную на уменьшения в школе часов преподавания русского языка. Они настаивают на том, чтобы только два часа в неделю русский язык преподавался за госсчёт, а другие два часа – за счёт родителей. Ими предлагается ввести финансовый ценз на уровень знания и владения учениками государственным языком. Такой подход к преподаванию русского языка ни научным, ни государственным не назовёшь.
Кроме того, указанная выше инициатива никак не оговаривает преподавания английского языка в российских школах. Хотят ли инициаторы оскопить часами и преподавание английского языка в школах? Это не ясно. Чем добиваться более куцего преподавания в наших школах русского языка, не лучше ли за счёт часов английского языка обеспечить качественное преподавание русского в полном объёме для всех учеников, невзирая на их финансовое и имущественное положение? А английскую мову преподавать факультативно и за счёт желающих НКО. Эта, оскорбляющая достоинство некоторых учеников государственных школ, инициатива думских радетелей требует всестороннего общественного обсуждения.
Геннадий Дмитриевич Колдасов, кандидат технических наук, любитель словесности
6. Ответ на 3, Наталия 2016:
5. Инициатива или целенаправленная диверсия?
4. Инициатива или целенаправленная диверсия?
3. Ответ на 2, Советский недобиток:
2. Ответ на 1, казак-001:
1. Любо!