Тайна человеческой свободы

Свобода - не вседозволенность и произвол, но - жизнь духа

«Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3: 17)

Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только разумным, но и свободным. Тайна человеческой свободы разрешается не в определениях, а в следовании за Христом, в Котором таинственным образом совмещаются свобода и истина. «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), - обращается к нам Господь, - «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32). Истинная свобода не есть просто потенциальная возможность выбора, а его осуществление, реализация. Истинная свобода, как дар Божий, может быть связана только с добром и следованием святой воле Божией.

Архиепископ Аверкий (Таушев) в статье «Что такое свобода?» писал: «Без  веры во Христа-Спасителя и без исполнения Его святых заповедей никакая истинная свобода невозможна, а будет царить среди людей только дикий, жестокий произвол тех, кто сумел разными происками, интригами или грубой силой захватить в свои руки власть над людьми, с целью использовать её в своих личных эгоистических интересах... Там же, где люди станут кричать о “свободе для прикрытия зла”, чтобы скрыть до поры от других людей свои низменные стремления и себялюбивые рассчеты (1 Петр. 2: 16), там нельзя ждать ничего доброго».

Владыка Аверкий приводит пример из брошюры «В чем истинная свобода христианина?», изданной ещё в 1908 году Московской Синодальной типографией: «Под темными лучами весеннего солнышка растаяли глубокие снега. Посмотри - река ломает лед. Долгую зиму она была скована холодными ледяными цепями. Теперь река сбросила эти оковы и широким стремительным потоком разлилась по лугам и полям. Быстрые волны неудержимо несутся вперед туда, далеко, к простору неведомого синего моря.

Мы с тобой стоим на высоком берегу и любуемся свободной рекой.

Но зачем вдруг на лице твоём отразились печаль и тревога? Зачем в глазах показались слезы скорби и отчаяния?

Ты увидал, что грозные, бурные воды, выступившие из берегов реки, несут с собою обломки твоего собственного дома, Ты знаешь теперь, что волны разрушили все плотины и преграды; волны, как жадные хищники-победители, завладели твоим добром; в одно мгновение они разрушили и уничтожили всё то, над чем трудились твой отец и дед, что ты сам созидал, приумножал и возделывал тяжелым трудом твоих рук в поте лица твоего.

Еще большие бедствия грозят человеку, если из границ и пределов выходит он сам и другие люди, если никто не хочет знать удержу своим желаниям и не признает никакой узды над своим безрассудным своеволием.

Поразмысли хорошенько о том, что будет с тобою и со мной, с твоими родными и близкими, если все станут думать, что быть свободным значит делать все, что захочется? Ты протянешь руку за добром соседа, а сосед в это время загонит на свой двор твоих коров и овец, пойдет с косой на твой луг, а жену пошлет с серпом жать рожь на твоей полосе. Если вы пойдете в суд искать друг на друга расправы, то и судья может сказать вам: “Я тоже хочу быть совсем свободным, как и вы оба. Что мне правда и закон? Кого хочу, того засужу, кого мне угодно, того и помилую!”

“Хочешь ли ты такой свободы без всяких пределов и без всякого удержу?”» - обращается к нам автор брошюры.

Свобода - великий дар Творца человеку и милость Божия. Без истинной свободы не может полноценно, гармонично и всесторонне развиваться, жить и действовать человек, человеческое общество, государство. И в то же время свобода - меч обоюдоострый. Одно из условий спасения человеческой души - свобода, если же она ложно понята, или злоупотреблена, - то она - причина падения и погибели, соблазн и камень преткновения. Ведь свобода в истинном ее понимании - не вседозволенность, не разнузданность, не попрание Божиих законов, государственных и истинных нравственных постановлений, но свободное, совестное и разумное следование им.

Свободен не тот человек, который предоставлен самому себе, которому нет ни в чем препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух, способность владеть собою и вести себя, быть хозяином и господином своих страстей и желаний. Недаром же русская пословица гласит: «Превысокое владетельство собою владеет». И не зря же в русском языке свобода еще именуется «волею», означая одновременно и вольность, и волю - свободное человеческое произволение к правильному употреблению этой вольности. Свобода состоит не в том, чтобы получить всё, что ты ни пожелаешь, но в том, чтобы уметь отказаться от того, что вредит тебе или окружающим.

Ложно понятая свобода может ввергнуть человека в ужасающее рабство. Не ложной ли свободой соблазнил возгордившихся ангелов отпавший от Творца Денница, говоривший: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14: 14).  Не мнимой ли свободой ли заманил в ловушку греха древний змий первых людей в Раю, пообещавший им: «и вы будете как боги» (Быт. 3: 4)?

Свобода выбора дана была человеку изначально при сотворении его. По слову святителя Григория Богослова, заповедь о древе познания добра и зла была дана человеку как упражнение в свободе. Человек, ослушавшись Господа, лишился Рая и стал смертен. Неправильно воспользовавшись своей свободой, он стал склонен ко греху и зависим от материального, земного - от своего тела, от земных вещей  и предметов, от людей, от зверей, от природы и природных катаклизмов, от своих страстей и желаний, от времени, пространства и обстоятельств.

Господь, пришедший на землю в кротости и смирении и принявший зрак человека, заключив с высшим творением Своим Новый Завет, дал человеку возможность спасаться для Вечности. Он даровал всему человечеству свободу от греха, свободу от проклятия и смерти. Сохранил человеколюбивый и милосердный Господь и свободу выбора для человека. Недаром же святой апостол Павел предупреждает христиан: «Стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1). И этот же святой апостол говорит: «Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17).

Истинная свобода - свобода духа. Тело человека несвободно, несвободна и душа человека. Но духу человека доступна свобода. Дух имеет силу создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Ему присуща способность внутренне освобождать себя  и направлять ко благу. Освобождать себя - значит, собрать всю свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любого желания, любого соблазна, любого греха. Освободить себя - это не значит  стать независимым от других людей, от авторитета, от духовного опыта, выношенного народами на протяжении столетий, от нравственных установок, от правовых законов и государственных постановлений. Но значит, стать господином своих страстей. Свобода - это не беззаконие и самомнение, это не право на преступление. Свобода - не есть свобода духовного растления. Вне духа и против духа свобода теряет свой смысл и свое священное значение. Обратившись против него, она перестает быть свободой и становится произволом.

Об истинной свободе ясно учит Сам Христос-Спаситель: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8: 34). И только «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8: 36).

«Итак, - пишет Иван Александрович Ильин, в своей книге «Путь духовного обновления», - свобода состоит в том, чтобы всюду (и в одиночестве, и в общении, и в общественных организациях) располагать внутренней силой и способностью - самостоятельно и ответственно стоять перед лицом Божиим и служить делу Божию на земле... Если человек превращает свободу духа в свободу от духа, то она будет у него отнята, так было в человеческой истории много раз, так будет и впредь. Если внешняя свобода развращает человека и делает его разнузданным, то самое разнуздание его вызовет к жизни такой строй и такую власть, которые урежут или погасят эту свободу... Это исторически неизбежно».

Именно так и случилось с Россией после революционных потрясений начала XX века, обещавших, как и бывает при любом мятеже против законной власти и против Бога, «свободу, равенство и братство» и поставивших народ в жёсткие рамки тоталитарного государства. Не свободу ли обещают народу любые мятежники и революционеры, посягающие на  истинную государственность и на Божии постановления?

Не свободу ли сулят народам ныне строители новейшего Вавилона, «нового дивного мира», вновь пытающегося освободить людей от Божественного начала, от вечных священных истин и идеалов, обещая сделать грешного смертного человека, путем технического прогресса, распорядителем своей жизни и смерти? Времена оскудения человеческой духовности, крепнущего безбожия, безсовестности, безчестия, безответственности  и цинизма предлагают человеку не свободу духа, а злоупотребление свободою, бездуховность и антидуховность.

Рамки предлагаемой ныне свободы безграничны: свободу и права роботам и детям; свободу женщинам от детей, мужа и семьи; свободу всем видам духовных и физических извращений; свободу от половой, религиозной и национальной принадлежности; свободу от веры, от совести, любви, верности, стыда, долга, дисциплины, ответственности, профессионализма, служения, любви к Родине. Мир «технического прогресса», автоматизации и виртуальности, превращающий всё в цифру, полностью лишая человека  духовной, материальной, экономической, политической и физической свободы, навязывает человеку свободу во грехе, свободу от заповедей Божиих и от Самого Бога.

Но что такое мир человеческий без любви, ответственности и совести? И что такое - человек без веры, семьи и Родины?  И.А. Ильин пишет: «Люди не представляют себе, во что превратилась бы их жизнь, если бы совесть угасла в них до конца и навеки, подобно тому, как они не воображают себе того вселенского мрака, который бы окутал нас, если бы солнце угасло навсегда... Бессовестное поколение, если оно придет когда-нибудь, погубит жизнь человечества... Суровой и мрачной стала бы судьба человечества, если бы однажды в душах людей до конца иссякли эти священные источники. Тогда жизнь превратилась бы в пустыню, деяния людей стали бы злодеяниями, а культура погибла бы в океане нового варварства».  

 Не в пустыню ли царствующего греха и кощунственного поношения  Божественных святынь входит сегодня человеческое общество? Не разрушением ли человеческой личности как образа и подобия Божия грозит всеобщий мировой призыв к свободе от Богоустановленного порядка человеческой жизни и учрежденных Самим Богом порядков человеческого бытия на земле?  Радетели ложно понятой свободы предлагают освободить человека от Божественных законов уже с самых его первых шагов.

Сегодня в мире много говорят о свободе для детей, предписывая родителям не вмешиваться в дела воспитания, а детям предлагают право самим выбирать себе пол, религию, правила поведения, область знаний и самих родителей. Детей хотят уровнять в правах со взрослыми и предоставить им какую-то особую, чрезмерную самостоятельность, так, чтобы никто уж не мог бы им ни в чем перечить.

Иван Александрович Ильин в своем труде о христианском понимании свободы пишет: «Ведь самостоятельности надо еще научиться!.. Люди держатся на ногах сами и ходят самостоятельно; однако сначала их учат ходить... И кто захотел бы не учить своих детей ходьбе, а предоставить им свободу ползанья на четвереньках? И точно так же люди читают, считают и рассуждают свободно и самостоятельно, однако сначала их учат этому - в порядке обязательном и авторитетном... Кто бы согласился оставить своих детей малограмотными дикарями - во имя духовной автономии?.. Вот почему дети не могут быть оставлены на произвол “внешней” свободы... Духовная свобода ребенка совсем не состоит в том, чтобы он рос, как лопух у канавы или одичавший кролик в лесу, но в том, чтобы он приобрел внутреннюю способность - достойно пользоваться свободой».

«Так, семья, - пишет И.А. Ильин, - есть первая, естественная школа свободы: в ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти верный путь к внутренней свободе; принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся суровости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души».

Ныне детям навязывают раннее сексуальное воспитание. «Вряд ли есть что-нибудь более вредное для жизни и для всей судьбы ребенка, как слишком раннее эротическое пробуждение его души... Вредность преждевременного эротического пробуждения состоит в том, что на юную душу возлагается непосильная задача, которую она не может ни разрешить, ни изжить, ни достойно понести или устранить... Большинство так называемых “дефективных” детей проходит это страдальческий путь без всякой вины... - указывает И.А. Ильин в своем труде о семье и семейном воспитании. - Душевное восприятие такого ребенка становится пошлым или полуслепым, - он как бы не видит чистого в жизни, а видит во всем двусмысленное и грязное... Чистое осмеивается; интимное забрасывается уличной грязью; здоровый половой инстинкт начинает тянуть к извращениям; все священное в любви, в браке и в семье оказывается вывернутым, оскверненным и утраченным. Там, где уместно благоговейное молчание, шепот или молитва - водворяется атмосфера двусмысленных улыбок и плоского подмигивания. Душевное целомудрие гибнет; воцаряется безстыдство и безцеремонность; все священные удержи и запреты души колеблются; ребенок оказывается душевно растленным... Человек переживает целое духовное опустошение: в его “любви” отмирает все священное и поэтическое, чем живет и строится человеческая культура; начинается разложение семьи... Порнография есть одно из величайших зол в деле воспитания». И.А.Ильин говорит, что «чем скорее родители, воспитатели и духовники объединятся между собою для того, чтобы повести против неё решительную и неутомимую борьбу,.. тем лучше будет для всего человечества... История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи».

Детям сегодня позволяют вмешиваться даже в политику, как это происходит сегодня с феноменом печально известной экозащитницы Греты Тунберг. А вот уже и новая звезда подростков американская поп-исполнительница Билли Айлиш заявляет в интервью  журналу для девушек Elle Girl: «Тот факт, что пожилые люди принимают решения за нас, кажется мне немного странным. Это глупо, ведь они скоро умрут и мы будем жить по законам, которые принимали они. Так что пора это менять...»

Воистину, «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё, - восклицает И.А. Ильин, - здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели!..»

Более жестокой несвободы, чем ложно понятая, безумная гибельная свобода, превратившаяся в произвол, вседозволенность и безотвественность, человечество не видело. Недаром же Слово Божие неоднократно предупреждает нас об этом соблазне лжесвободою: «Они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2: 18-19).

Ибо, что есть свобода во грехе, позволяющая свободно, безстыдно и безпрепятственно  следовать самым низменным человеческим страстям и инстинктам, как не рабство этим страстям и их насадителю – врагу спасения рода человеческого!

Владыка Аверкий Таушев пишет: «И только там, где люди будут искренне стремиться к подлинной христианской свободе - свободе от рабства греху - сможет водвориться во взаимных отношениях между людьми и та внешняя земная свобода, которая так многих к себе манит: там не будет преступлений и преступников, там не нужны будут суды и наказания... Истинная свобода заключается не в чём ином, как в добровольном освобождении себя от гнетущего бремени и власти греха и принятия на себя благого и легкого бремени Христова (Мф. 11: 29-30)».

«Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1), - учит нас Слово Божие.

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лариса Кудряшова:
Тайна человеческой свободы
Свобода - не вседозволенность и произвол, но - жизнь духа
29.11.2019
Береги, Россия, свой домашний свет...
Учение святителя Московского Филарета о семье и наше время
18.11.2019
«Сим победиши...»
Пророчества о будущем России: говорят подвижники благочестия
01.11.2019
Сгустилась ткань веков...
К 220-летию перенесения из Мальты в Гатчину святынь
24.10.2019
Все статьи автора