Вчера по инициативе французской стороны состоялся телефонный разговор Главы Российского государства Владимира Путина с президентом Франции Эммануэлем Макроном, сообщает пресс-служба Кремля.
«Основное внимание уделено ситуации на Украине – с учётом подготовки к запланированному на 9 декабря в Париже саммиту в "нормандском формате", - отмечается в сообщении Кремля. - С обеих сторон подчёркнуто, что проведение такой встречи должно реально способствовать скорейшей и полной реализации Минских соглашений. В этом контексте отмечена необходимость выполнения Киевом обязательств по политическим аспектам внутриукраинского урегулирования. Прежде всего речь идёт о вступлении в силу закона об особом статусе Донбасса».
Также сообщается, что Владимир Путин информировал президента Франции о состоявшейся в акватории Чёрного моря «передаче украинским представителям трёх военных кораблей, которые были задействованы в провокации в районе Керченского пролива 25 ноября 2018 года».
О грядущем саммите и об особом статусе Донбасса размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Олегович Денисов:
Все ожидают от саммита в «нормандском формате» конкретных договоренностей по дальнейшему урегулированию конфликта на Донбассе. В первую очередь речь идет о безопасности. Как известно, представители СММ ОБСЕ зафиксировали успешный развод противостоящих сил на трех точках, пилотных проектах, в станице Луганская и в населенных пунктах - Петровском и Золотом. Успешное разведение войск не может не радовать и не обнадеживать: чем больше точек разведения сил, тем больше безопасности в регионе. А как следствие – меньше жертв.
Ныне идут переговоры по продолжению разведения войск в 20 новых точках, которые закрепили бы позитивные начинания по установлению безопасности.
Теперь по обмену удерживаемых лиц. Списки сформированы, но еще остается некоторая работа, которую вполне по силам выполнить и до грядущего саммита, чтобы накануне нормандской встречи состоялся очередной обмен между представителями республик и Украины, что позитивно повлияет и на саму атмосферу саммита.
Очередной обмен не в формате «всех на всех», но вместе с тем он будет означать позитивное движение в деле урегулирования конфликта.
И третья сторона вопроса: политическая компонента - тяжелая и неоднозначная, но самая необходимая. Ведь все понимают, что без движения по политическому треку полноценное урегулирование конфликта просто невозможно.
В Минских соглашениях отмечается, что законодательные инициативы по особому статусу Донбасса обязательно должны быть согласованы с представителями Донецкой и Луганской народных республик. Любая несогласованность влечет к тому, что одна из сторон конфликта, справедливо сославшись на Минские соглашения, откажется от подобной инициативы.
С другой стороны, опыт последних четырех лет свидетельствует о том, что Украина часто представляла пролонгацию закона об особом статусе Донбасса как само собой разумеющееся дело. Но существует важный момент: в Минских соглашения записано, что особый статус ЛНР и ЛНР, конституционная реформа, закон о выборах должны быть согласованы и фактически совместно написаны с представителями ЛНР и ДНР. И в этом отношении международные эксперты приходят к выводу, что без прямых переговоров и согласования документов с республиками Донбасса – политический трек не может быть реализован.
Теперь многое зависит от позиции Киева. Если и дальше украинская сторона продолжит быть «страусом», зарывая голову в песок, то ничего не изменится в политической компоненте урегулирования конфликта на Донбассе. И мы получим «замороженный конфликт». С учетом позиции Киева мы можем получить отложенное решение конфликта – когда украинская сторона решит выполнить только компоненту по безопасности, а политическое урегулирование вопроса оставит на потом. Такое неоднократно бывало в истории. Не катастрофично, но конфликт будет в подвешенном состоянии.
А как известно, «спящие» конфликты время от времени вспыхивают. Например, «замороженный» Карабахский конфликт раз в два-три года обязательно вспыхивает.
А в урегулировании конфликта в Приднестровье изначально была включена политическая компонента, и, как известно, почти за 30 лет не погиб ни один человек. Вопрос выбора Украины.
Но вместе с тем подчеркну, что без политического диалога и политических решений на уровне двухсторонних контактов Киева и представителей ДНР и ЛНР невозможно реализовать Минские соглашения.
Также мы ожидаем от саммита в «нормандском формате», что Украина возьмет на себя обязательства по выполнению политических решений. Трезво оценивая ситуацию, мы понимаем, что Киев сейчас не может пойти на реализацию всех пунктов Минских соглашений, ибо это будет означать взрыв внутри Украины. Но в вопросе об особом статусе Донбасса вполне допустимы и реальны прямые переговоры Киева с республиками. Хотя в нынешнем виде закон об особом статусе Донбасса приемлем без ссылок на другие законы Украины. Но он должен быть на постоянной основе закреплен в законодательном поле Украины и Конституции. Но это уже серьезная проблема для нынешнего украинского руководства. Поэтому Киев пока не готов на это пойти. Однако отмечу, что общая атмосфера и конъюнктура весьма и весьма благоприятны для принятия и выполнения конкретных решений в деле урегулирования конфликта на Донбассе. На это настроены все стороны саммита в «нормандском формате».