itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Следует ли запретить служение монашествующих на приходах?

В Дивеевском монастыре прошла конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

Проблемы церковной жизни 
0
4293
Время на чтение 6 минут

Вчера в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре продолжила работу конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства», организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Нижегородской митрополией, сообщает портал «Монастырский вестник».

Накануне состоялся круглый стол, в рамках которого участники встречи обсудили практические аспекты и особенности монастырского Богослужения. Во второй части заседания в формате дискуссии с сообщениями на заявленные темы выступили игумен Нижегородского Благовещенского монастыря, ответственный по мужским монастырям Нижегородской епархии архимандрит Александр (Лукин) («Современные практики совершения суточного богослужебного круга и Литургии») и насельник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря игумен Вассиан (Бирагов) («Значение келейного правила для духовного делания, подготавливающего к участию в богослужении, и как части богослужебного круга»).

Во время обсуждения этих выступлений были высказаны, в частности, мысли о богослужении в монастыре как главном объединяющем начале и фундаменте, на котором строится монашеское общежитие, о молитве как источнике жизни и здоровья души (именно поэтому в уставе монастыря должно быть предусмотрено время для келейной молитвы), о высоте монашеского целеполагания – святости, а также о том, что глубинная суть келейной и церковной молитвы не меняется от места ее совершения и в келии подвижник приносит на алтарь свое сердце.

14 ноября первая половина дня была посвящена особому мероприятию в Успенском мужском монастыре – Саровской пустыни. Прибывшие на конференцию Преосвященные владыки, игумены, игумении и монашествующие епархий Приволжского федерального округа приняли участие в перезахоронении останков бывших насельников Саровской пустыни, обретенных во время археологических раскопок на месте разрушенного в советское время Успенского собора.

Утром в возрожденном Успенском соборе Саровской обители митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию, совершенную сонмом архиереев, участников конференции, и клириков Нижегородской митрополии.

В храме молились митрополит Вятский и Слободской Марк, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, а также другие руководители монастырей и монашествующие, учащиеся Саровской православной гимназии, многочисленные прихожане.

Как сообщил сайт Нижегородской митрополии, митрополит Георгий, обратившись к собравшимся по окончании Литургии, в частности, сказал:

«В этот благословенный день мы предаем земле честные останки братии Саровского монастыря, обретенные во время возрождения Успенского собора обители. Сегодня вся братия Саровской пустыни, прославленная многими подвигами, радуется на небесах. Будем просить у этих мужей заступничества перед Господом, чтобы обители наши возрождались не только зданиями и куполами, но и прирастали братией и сестричеством, а примером для них стали бы славные подвижники Саровской пустыни».

Затем состоялась панихида по усопшим насельникам, по окончании которой гробы с останками были перенесены к местам захоронения и положены в подготовленные склепы. Была отслужена заупокойная лития, после чего участники церемонии возложили у могил цветы и возгласили «Вечную память».

Во второй половине дня конференция продолжила работу в Центре славянской культуры с. Дивеева. Заседание было посвящено обсуждению проекта документа «Священнослужение монахов на приходах», подготовку которого осуществляла Комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. Президиум возглавил председатель Комиссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, также в состав президиума вошли митрополит Саранский и Мордовский Зиновий и заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы игумения Иулиания (Каледа).

Основные положения документа представил в своем докладе иеромонах Лаврентий (Собко), насельник Благовещенского мужского монастыря, преподаватель и духовник Нижегородской духовной семинарии.

В документе говорится, что он призван содействовать приведению монашеской жизни в Русской Православной Церкви к ее каноническому строю. В нем проанализированы канонические определения относительно священнослужения монахов на приходах и практика такого служения на протяжении истории Церкви, даны анализ современного состояния проблемы и соответствующие рекомендации для монашествующих, направляемых на приходское служение по благословению священноначалия.

Предваряя дискуссию, владыка Георгий сообщил, что документ Комиссией подготовлен и отправлен в секретариат Межсоборного присутствия, откуда поступило предложение обсудить его в монашеских общинах. Глава Нижегородской митрополии отметил, что поднятая в документе проблема двояка: с одной стороны, монашество, посылаемое на приходы и лишенное монастырского уклада, соприкасаясь с соблазнами в миру, ослабевает, с другой – нельзя оставить мир без окормления и попечения и пребывать только в своеобразных «тепличных условиях» обители. Также и руководители монастырей должны быть озабочены формированием братства или сестричества, но одновременно именно на них лежит обязанность воспитывать людей для служения миру.

В ходе дискуссии высказывались достаточно категорические мнения о том, что практика служения монашествующих на приходах должна быть прекращена не только из-за противоречия монашеским обетам, но и потому, что большинство современного иночества переживает еще процесс возрождения, становления и силы должны быть направлены на осуществление иных задач. Следует отметить, что один из пунктов документа учитывает обозначенную проблему: в нем говорится, что при рассмотрении кандидатуры для направления на приход священноначалию следует принимать во внимание возраст монашествующего, его личный духовный опыт и пастырский опыт окормления мирян, приобретенный в обители.

Также прозвучало противоположное мнение, что данная практика служения монахов уже во многом устоялась: монахов на приходах любят и ценят, у них сложилась своя, зачастую обширная, паства, и нельзя без потерь разорвать эту связь. Поднимался вопрос о том, что целесообразно специально готовить кадры священномонахов для приходского служения, особенно для служения в командировках, когда неизбежен продолжительный отрыв от общин родных обителей. Как наиболее благоприятную отметили практику несения насельниками монастырей череды на приходах на ограниченный промежуток времени – тогда разлучение с братией ощущается не так сильно и уставная жизнь не терпит существенного урона. Было внесено уточнение, что монаху, служащему на приходе, необходимо иметь духовное образование. Также, что зафиксировано и в документе, желательно, чтобы служение священноинока на приходе не обременялось обязанностями настоятеля и прочими административными функциями, а касалось только священнослужения и душепопечения.

Подводя итог обсуждению, митрополит Георгий сказал, что монастырь не закрывается от мира; там, где для этого есть потребность, монашествующие должны выходить на служение. Но здесь большая ответственность ложится на правящего архиерея – он должен заботиться о полномочиях священномонаха на приходе, его материальном содержании, подчиненности настоятелю, благочинному и т.п.

В завершение конференции владыка Георгий зачитал итоговый документ мероприятия, от лица участников выразил сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему эту плодотворную монашескую встречу, поблагодарил игумению Сергию (Конкову) за подготовку как практической, так и богословской части конференции.

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий также от лица участников выразил благодарность владыке Георгию за любовь и пример архипастырского служения, добавив, что монашеские встречи символизируют начало большого процесса обновления монашеской жизни в России и что они являют любовь в действии.

Кроме того, владыка Зиновий передал благодарность председателю СОММ архиепископу Каширскому Феогносту и, обращаясь к игумении Иулиании, подчеркнул, что Отдел прилагает большие усилия для созидания и совершенствования современного русского монашества.

Прощаясь с участниками конференции, митрополит Георгий при единодушном одобрении всего собрания еще раз особо отметил, что подобные встречи очень нужны монашеству и обязательно будут проходить в дальнейшем.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Проблемы церковной жизни
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
«Таинство нельзя сыграть»
Как я не смог поисповедовать и причастить Семена Захаровича Мармеладова
02.03.2024
«Такие действия не каноничны»
Протоиерей Владислав Цыпин о решении Фанара восстановить в священном сане Уминского
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии