Интервью президента Франции Эмманюэля Макрона журналу The Economist, опубликованное 7 ноября, взбудоражило мир. Сайт ИноСМИ.RU выложил русский перевод полного интервью, чем мы и воспользуемся.
Рассуждения Макрона о «смерти мозга НАТО» едва не парализовали мозг многих западных политиков. Не забыл он и Россию. Конечно, во-первых, он не преминул заявить, что Россия – авторитарная страна. Далее он высказал своё мнение по поводу вариантов развития России.
Первый путь – стремиться вернуть себе статус сверхдержавы. По мнению Макрона, это самый трудный вариант, поскольку у России сегодня нет для этого соответствующей экономической мощи и людского потенциала.
Другой путь – евразийский. Но здесь, убеждён Макрон, для России существует угроза стать вассалом Китая, ибо его влияние в Средней Азии растёт с каждым днём. Действительно, «весовые категории» России и Китая в экономике, где ядерная мощь в расчёт не принимается, столь различны, что лелеять какие-то надежды нам явно не стоит. Тем более что, несмотря на широкое экономическое сотрудничество, Средняя Азия и Казахстан всё дальше уходят от России. Нельзя не принимать во внимание и значительное отличие «культурного кода» Китая от российского. Восточноазиатский Дракон всегда был, что называется, себе на уме. К тому же, в результате политики «одна семья – один ребёнок», проводившейся относительно долгое время, сегодня в Китае в структуре населения существенный, в несколько десятков миллионов, перевес мужчин. Они – лишние на китайском «празднике жизни»...
Третий путь, по мнению Макрона, – ревизия отношений с Европой, нахождение новых подходов к более тесному сотрудничеству. Он верно заметил, что Владимир Путин (отражая мнение значительной части россиян, к слову) считает Евросоюз вассалом США. Действительно, пока это остаётся совершенно очевидным, хотя какие-то движения в сторону большей самостоятельности (по крайней мере, заявления об этом) лидеры ЕС время от времени и демонстрируют.
Макрон, по существу, обвинил президента России Владимира Путина в выстраивании с православно-консервативных позиций противостоящего Европе проекта, тем самым показав, что православие и консерватизм для него, как для истинного либерала, – одни из главных врагов и, соответственно, страхов. Насколько можно судить по интервью, Макрон считает традиционную религию и консерватизм фундаментом автократических режимов. Ну, а привнесение в политику каких-то религиозных начал для него, как либерала, – «святотатство»: «Сегодня главная угроза для гуманизма (под которым он подразумевает, конечно же, его либеральное прочтение – В.М.) – это авторитарные режимы и религиозная политическая идеология» – заявляет в интервью Макрон. Правда, далее он заговорил о «радикальном политическом исламе», но слово – не воробей, к тому же его рассуждения про «православно-консервативный проект», охарактеризованный им как враждебный Евросоюзу, идут следом.
В таком случае разворот в сторону Европы возможен лишь после прихода к власти в ЕС здоровых христианских сил. Думается, что не без Промысла Божьего Ватикан как государство оказался вне Евросоюза. И это вселяет определённые надежды. Правда, в России христиане по степени готовности участвовать в политике находятся пока в дремотном состоянии, хотя наступление на православные ценности с каждым годом лишь усиливается. Надежды на доброго дядю тают день ото дня. Приближаются очередные выборы в Государственную Думу: казалось бы, почему не использовать этот шанс? Но нет, всё продолжаются странные разговоры, очень радующие либералов, что политика – это всегда ужасно, и лучше всего – «заняться личным спасением», а «Господь управит»…
Однако многие говорят всё твёрже и твёрже: надо определяться и вести себя более активно. Тем более что вопрос участия в политике православных христиан основательно рассмотрен в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятых Архиерейским Собором в 2000 году. Да, Основами запрещается «участие архиереев и священнослужителей в какой-либо предвыборной агитации, а также членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают выдвижение своих кандидатов на выборные государственные посты всех уровней». Этого требуют каноны Церкви. В отношении же мирян позиция совершенно другая, поощряющая их к участию в политической деятельности: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе».
Более того, в Основах отмечено, что все миряне призваны к участию, по крайней мере, в выборах: «Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства».
Таким образом, мы видим, что никаких запретов участвовать в политике для мирян нет. И, больше того, Основы называют участие в политической деятельности «положительным явлением»: «Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление...».
А теперь вопрос: разве нет на политическом поле партии, которая могла бы стать выразителем политической воли православных христиан? А если приглядеться повнимательнее, отбросив мелочные придирки и претензии? Разве у нас, кроме Единой России, КПРФ, ЛДПР и Справедливой России, нет других партий? Поскольку Божьим Промыслом так устроено, что в нашей стране существуют партии, то уже, несомненно, есть и такая, что может выражать политическую волю большей части православных христиан: нужно просто внимательнее присмотреться...
По оценкам многих серьёзных аналитиков, в самом ближайшем будущем нам не избежать очередного витка либеральной смуты, который на этот раз будет осложнён трудовым корпусом мигрантов и, возможно, интервенцией. Ну, так тем более надо встретить этот виток, что называется, во всеоружии, с отмобилизованным «политическим войском», то есть с партией, которая имеет соответствующую поддержку среди православных. Пожалуй, «атаманам» различного рода православных движений, обществ, собраний и групп пришла пора принимать решение и смело идти в большую политику. А чётки придётся отложить в сторону: молиться можно и без них...
Что же касается сближения с Европой, то оно, как представляется, вполне возможно и даже желательно, учитывая тяжелую поступь китайского Дракона, но лишь после того, как здоровыми христианскими силами Евросоюза будут оттеснены на задворки общества все Макроны с их либеральным якобы гуманизмом. Макрон предчувствует это, заявляя в интервью: «Сейчас главный вопрос в том, устойчива ли наша модель. Я вижу в наших странах людей, которые готовы отступиться от некоторых из этих параметров. Люди говорят: "Я отказываюсь от рыночной экономики. Наверное, нам стоит отойти от мира, выбрать протекционизм или изоляционизм". Другие считают: "Я готов отказаться от свобод и выбрать авторитарный режим, если тот лучше меня защитит, если тот создаст условия для роста и обогащения". Этот стоящий перед нашими глазами кризис продвигается рядом партий в наших демократиях».
Конечно же, не возможность «роста и обогащения» волнует европейцев, мечтающих об авторитарном режиме, а, в первую очередь, растаптывание традиционной духовности и нравственности. Как мы видим, Макрон признаёт наличие идеологического кризиса, и особо его беспокоит то, что он «продвигается рядом партий». Исходя из картины страхов, с довольно большой степенью вероятности можно восстановить тот ужасный сон наяву, что преследует нынешнего президента Франции.
Кошмар Эмманюэля Макрона. На выборах в России побеждают православные патриоты. Стремительно ускоряется строительство Союзного государства России и Белоруссии, к нему присоединяются другие страны из числа бывших республик СССР. Под влиянием процессов, происходящих в России, просыпается Европа. К власти в Евросоюзе приходят здоровые христианские силы. Из законодательной базы ЕС удаляется всё, противоречащее христианским ценностям, изо всех пор общества выдавливается либеральный гной. На кладбище идей либерализму поют отходную...
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист, Нижний Новгород