itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О критике системы высшего образования

Чиновники и предприниматели не понимают, что выпускников нужно обучать на рабочем месте и адаптировать к конкретному труду

Бывший СССР  Русская школа 
0
853
Время на чтение 6 минут

И умным кричат: «дураки-дураки». А вот дураки – не заметны!
Б.Ш. Окуджава

Судья Конституционного суда Константин Арановский в «особом мнении» по одному из решений КС раскритиковал российскую систему высшего образования, сообщает РИА Новости.

Член судейской коллегии высказал свою позицию в комментарии к постановлению КС по делу, связанному с жалобой бывшего предпринимателя Михаила Чайковского. В 2015 году бизнесмен обратился в воронежский Центр занятости населения за помощью в устройстве на работу.

Учреждение отказалось признать его безработным и назначить пособие, так как мужчина не смог предоставить справку «о среднем заработке с последнего места работы» и документ, удостоверяющий квалификацию.

Оба требования Чайковский оспорил в суде. В 2015 году КС согласился, что гражданин может быть признан безработным и без справки с «последнего места работы» при наличии длительного перерыва в трудовой деятельности. Кроме того, Конституционный суд постановил, что организации не должны ограничивать права граждан на защиту от безработицы из-за отсутствия диплома или документов, подтверждающих квалификацию.

Арановский в комментарии предположил, что постановление КС могло бы быть иным, если бы профессиональное образование могло бы уверенно гарантировать квалификацию обладателей дипломов.

По словам судьи, в российской системе образования «столько динамики, что нельзя рассчитывать на стабильное качество образовательного продукта». Так, Арановский обратил внимание на отсутствие консенсуса по болонским стандартам, польза от внедрения которых не считается очевидной.

«Бессчетные же ресурсы, которые на это были потрачены, можно было израсходовать во благо науки и на достойную оплату преподавательского труда. Улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их все еще спорны, так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин впредь полагаться на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов», — заявил он.

По данной проблеме, озвученной Арановским, высказался в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:

Во-первых, я согласен, что Болонская система сыграла подрывную роль в российском образовании: перекройка программ, примитивизация процесса обучения привели к резкому снижению уровня знаний и качества подготовки по базовым дисциплинам. Россия взяла от СССР великолепную школу высшего образования. Какова была надобность перекройки программ в фундаментальных дисциплинах? Физика, математика, химия слагают инженерный исследовательский базис будущего, в том числе оборонно-промышленного комплекса и космоса. Поэтому внедрение Болонской системы и перекройка образовательных программ представляла собой определенную форму политической диверсии с целью ослабления перспективных позиции России. Именно поэтому было затронуто образование. Я всегда придерживался позиции, что чехарда в образовании и формализм реформ разрушают систему и понижают качество учебы.

Во-вторых, если считать, что в обозначенном споре прав работодатель, а не работник, то я на стороне работника в данном случае. Представление о том, что система образования должна дать мгновенно что-то готовое для конкретного работодателя без адаптации и обучения на рабочем месте, – это абсолютное непонимание образования и трудовой деятельности. Что мы и наблюдаем сегодня от власть имущих. Наука – должна дать! Образование - должно дать! А есть ли тот, кто хочет взять, и что давать? И почему этот кто-то не утрудит себя тем, чтобы адаптировать выпускника к работе, обучить на рабочем месте, опекать человека и выстроить ему карьеру – продвижение, создавая мотивы для этого! Институт наставничества полностью уничтожен с советских времён под видом того, что дескать советская система наплодила иждивенчество, возилась с тунеядцами, что дескать это снижало эффективность. Это полное непонимание ценности человеческой жизни, иногда болезненности состояния человека в труде и многих иных сопровождающих аспектов.

Современный бизнес часто (если не в подавляющем числе случаев) пренебрегает обучением работников на рабочем месте. Предприниматели лоббируют свои интересы и заставляют правительство ставить таким образом вопрос, чтобы именно образование поставляло готовых специалистов для работодателей, а они, в свою очередь, получали «готовый материал»!

Бизнес самообманывается. В таком случае бизнесом, видимо, руководят недалекие люди (в том случае, если они так поступают), не понимающие ни жизни, ни специфики образования, либо все разменивающие на прибыль! Будто бы они не обучались на работе в советское время, если им под 50! В области науки и образования мы видим разные передергивания с определенными разрушительными целями. Данное обстоятельство порождает такую точку зрения, которая популяризируется и подхватывается СМИ, что образование и наука должны дать готовые кадры. А кому давать? Кто хочет принять? Вот коренные вопросы. Ведь если тот, кто должен принять, не может или не хочет этого сделать или не имеет возможности или желания обучать или дообучить выпускника, это совсем не означает, что система образования должна под это подстроиться. Именно такая подстройка, под рынок и текущее потребление – и губительна образованию и науки, имеющим по своей природе и назначению долгосрочную ориентацию! Фетишизация коротких целей и подстроек фактически есть разрушение смысла образования и науки. Именно такого понимания я не обнаруживаю ни у власти, ни у большей части бизнеса. Конечно, есть виды бизнеса, которые обучают людей, в основном это делается под конкретные, иногда сиюминутные задачи, проекты, и обычно вне какой-то многоэтапной системы.

Предприниматели заявляют: мы хотели бы получить специалистов, но нужно то-то и то-то. Однако человека необходимо адаптировать на рабочем месте для выполнения конкретных задач. Образовательная система не в состоянии разместить равные типы задач, решаемые в различных видах бизнеса по этапам обучения. Такой «практицизм» опасен для фундаментального образования, так как оно должно обучить подходам, заложить опыт дальнейшего обучения и решения нестандартных возникающих задач не обязательно в узком профессиональном кругу. Образование дает общую квалификацию и стремится к выполнению квалификационных нормативов. Набор умений и решений задач должен быть передан обучающемуся. Студент подтверждает свои знания и умения государственной аттестационной комиссии при защите диплома. И выпускник демонстрирует, как и что он может проектировать (речь идет об инженере). А далее он на вольных хлебах из-за отсутствия советской системы распределения. Но эти знания могут быть применены и в сопряжённых сферах. Мой родной отец закончил факультет энергетического машиностроения, специальность «турбиностроение», но сорок лет своей жизни отдал специальной технологии в области микроэлектроники. Да, термодиффузия близка специальности «турбиностроение», но все-таки отец не проектировал турбины, а занимался разработкой спецтехнологии и специальной техники для микроэлектроники. У всех нас была практика, и предприятия нас охотно брали на практику и специально загружали работой, обучали на месте. А сегодня частник неохотно берёт дипломников, не говоря уже о студентах начальных курсов.

Человек может закончить университет по транспортному машиностроению, а устроиться на работу на приборостроительный завод или в Газпром. Конечно, общая инженерная подготовка позволяет ему что-то решать, но нужен период обучения и адаптации на рабочем месте. Именно этого, если усреднить за имеющимися исключениями, бизнес делать не хочет. Может, и не имеет средств или желания. Только вынужденно начинают проводить такую работу.

Адаптация к труду имеет серьезную психологическую основу, а обучение – это передача конкретных умений и навыков. А бизнес не берет на себя задачи обучения и адаптации, поэтому мы наблюдаем соответствующий горький результат. Требования бизнеса к образованию не адекватны и не соответствуют современным требованиям. А институциональная чехарда и подсунутые России внешние схемы «реформ» потихоньку делают своё убийственное дело! Когда в 1990-х и в начале нулевых годов на наших промышленных предприятиях шел демонтаж социальной надстройки – предприятия передавали муниципалитетам турбазы, пансионаты и дома отдыха, а компания «Самсунг», например, в этот же период открывала для своих работников библиотеку, бассейн, собственный детский сад, курсы обучения и т.д. Мы разрушали социальную инфраструктуру, а «Самсунг», наоборот, концентрировал наш социальный опыт – обучал и адаптировал работников, создавал все необходимые условия для совершенствования на рабочем месте. Вот как идеологические клише, иногда подлость, сведение счётов с прошлым, желание ужалить Россию, отомстить за какие-то свои «обидки», передёргивания и «благоглупости», наветы и допуск «мелкотравчатых» элементов до власти, а также отрицательный отбор по иерархическим линиям повсеместно, безнаказанность мошенников в интернет-пространстве - все это и многое другое аналогичное способствовали и продолжают снижать потенциал развития нашей страны.

К глубокому сожалению, многие, кто озвучивает тезис, что высшее образование должно дать, не очень понимают, что именно оно должно, озвучивая, по сути, тупиковый тезис: образование должно давать готового специалиста. Но в этом случае нужно воспроизводить советский опыт: стажировки, производственные практики. Почему бизнес столь не охотно принимает студентов на практику? Попробуйте трудоустроить студента-выпускника. Для регионального вуза пристроить студента на практику – всегда было проблемой после распада Советского Союза. И проблема до сих пор не решена. Поэтому выяснять, кто прав - работодатель или работник, – сизифов труд. Но по мне, скорее, неправ работодатель - он обязан думать о своём трудовом потенциале, своей фирме, бизнесе и готовить людей, соблюдая и даже защищая их права. Вот это будет высший пилотаж! А будет ли он?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сухарев
«Экономический прорыв на уровне задач и постановки действий»
В Послании Президента отражены мысли, о которых мы говорим не один десяток лет
29.02.2024
Ещё раз об оскорблении Президента России
Джозефом Стиглицем и главных российских выборах в 2024 году
27.02.2024
К 300-летию РАН: почему не слышен голос русских учёных?
Как прекратить профанацию развития науки
08.02.2024
«Об экономических успехах России и её власти»
Побег иностранных компаний из РФ и задействование собственных производств привели к росту ВВП и пятому месту в мире
12.01.2024
Все статьи Олег Сухарев
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Русская школа
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
«Знаете, каким он парнем был…»
К 90-летию Юрия Гагарина. Интересные факты из жизни первого космонавта Земли
08.03.2024
Нужно ли Путину учиться разговаривать с животными?
Проблема уровня развития всех тех, кому мы хотим адресовать логичные, убедительных и верные конструкции, с каждым годом возрастает…
01.03.2024
«Такие не отступят, не подведут и не предадут»
Владимир Путин подчеркнул, что герои-фронтовики являются элитой страны и должны выходить на ведущие позиции в системе образования, бизнесе и госуправлении
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии