3 сентября в Институте стран СНГ на круглом столе, организованном отделом Института по взаимодействию с Русской Православной Церковью, Союзом православных граждан, фондом «Народная демократия» и Объединением православных ученых, отметили 100-летие создания международно-признанной Республики Подкарпатская Русь, провозглашенной 2 сентября 1919 года согласно Сен-Жерменскому договору. Это легитимное государство, признанное 52 государствами, в том числе великими державами (напомню, что УНР Грушевского признала только Аргентина). Это русское государство было уничтожено германскими и галицийскими униатскими нацистами, свергшими в 1939 году законное правительство Подкарпатской Руси во главе с премьер-министром Андреем Бродием и приведшими на штыках униатскую нацистскую галицийскую оккупационную власть, устроившую концлагеря для карпатских русских.
Затем волю карпаторусского народа попрали большевики, проигнорировавшие решение созданных духовным лидером Подкарпатской Руси схиархимандритом Алексием (Кабалюком) «Православных Комитетов» и делегации народа Подкарпатской Руси, приехавшей в Москву с требованием присоединять Республику Подкарпатская Русь не к УССР, а к РСФСР, либо присоединить ее к СССР в качестве Союзной Республики.
Последним актом волеизъявления народа Подкарпатской Руси стал закарпатский референдум 1 декабря 1991 года, на котором более 70 % граждан Подкарпатской Руси выступили за автономный, федеративный статус в составе Украины. Их права до сих пор попраны, карпаторусскому народу отказано в национальной самоидентификации, итоги референдума не имплементированы.
Этой теме был посвящен мой доклад.
Автор жития святого схиархимандрита Алексия (Кабалюка) иерей Григорий Рачук предложил реализовать договоренности между СВАО Москвы и мэрией Ужгорода от 1999 года о создании в Москве храма в честь Карпаторусских святых и создании мемориальной аллеи в честь карпаторусских просветителей.
Он отметил, что в 1920-е годы Константинопольский патриархат устроил раскол и на Подкарпатской Руси, направив туда архиепископа Савватия (Врабеца), чему мужественно противостояли причисленные к лику святых архимандрит Досифей, глава Карпаторусской Православной Церкви Сербского Патриархата, и святой Алексий (Кабалюк), который с братского благословения Сербской Церкви осуществил в 1947 году воссоединение Карпаторусской Церкви с Русской.
Глава международной «Матицы русинов» Петр Гецко отметил, что карпаторусские идея и движение живы, а карпаторусская диаспора в США более активна и многочисленна, чем галицийско-униатская.
Мой доклад был актуализацией двух программных работ по карпаторусскому вопросу, написанных мной в соавторстве с известными современными исследователями Подкарпатской Руси Михаилом Дроновым и Валерием Разгуловым.
Ссылка на видеозапись выступлений участников круглого стола.
Кирилл Александрович Фролов, публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ
1. Re: Карпаторусскому народу отказано в национальной самоидентификации