Территория смыслов имени Пушкина

Впечатления от семейного фестиваля «Традиция»

Могу с уверенностью сказать, что ждал это события целый год. И, увы, «проморгал» его, если бы не был подписан на православные новости Синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ и не слушал радио «Вера». Увы, ни в каких других печатно-говорящих медийных структурах объявлений об этом уникальном и весьма значительном культурно-просветительском событии я не узнал.

Лично для меня - жителя, и по совместительству заложника московских (всё больше «чернеющих») каменных джунглей подобные мероприятия очень важный стимул не только для творчества, но и жизни.

Впрочем, хватит интриговать - речь о семейном фестивале «Традиция», который в IV раз проводился в подмосковном пушкинском «Захарово».

Уникальность места, связанного с юными, самыми романтическими годами первого поэта России; милый глазу и сердца русского человека ландшафт и хорошо продуманная программа фестиваля не оставляют шансов никому из гостей уйти отсюда по крайней мере равнодушными. Благодаря организаторам фестиваля - известному писателю и общественному деятелю Захару Прилепину и продюссеру Эдуарду Боякову при финансовой поддержке дивелоперской группы «Сити XXI век».

Как ни странно, но при всем многообразии различного рода фестивалей и перфомансов в Москве и Подмосковье, подобных масштабных праздников Русского духа и торжества национального самосознания на горизонте практически нет. Это по сути дела настоящий гимн нашей могучей традиции и великой культуре, с которыми в последние десятилетия под разными «соусами» ведётся война.

Фестиваль «Традиция» как раз и есть достойный ответ всем явным и скрытым русофобам, проникшим, кажется, во все властные структуры и овладевшим всеми «микрофонами». Они, не краснея требуют легализовать матерщину, продвигают уроки секспросвета в школах, смеют пропагандировать и насаждать извращения, смакуют бесстыдство, и с пеной у рта отстаивают права граждан на вседозволенность, выдавая всё это за последний писк моды и достижения заокеанской свободы. Чтоб этого не произошло, народ должен проснуться от спячки, длящейся более 100 лет, и властно и недвусмысленно заявить о своих правах на прошлое, настоящее и будущее. 

От сказки -  до рэпа. Представьте себе чудесную летнюю погоду на лоне прекрасных солнечных полян, лужаек и тенистых прудов музея-заповедника, где на 11 площадках, с 11.00 до 23:30, сменяя друг друга, проходят выступления лучших эстрадных и фольклорных исполнителей и коллективов, проводятся мастер-классы по традиционным навыкам и забавам, идут спектакли и театральные постановки, звучат стихи любимых поэтов и лекции по интересным и актуальным темам профессионалов своего дела. И все это сопровождается широкой, разгульной ярмаркой товаров и изделий народного промысла, книготорговлей, отменными пирогами, домашней выпечкой, горячим чаем или утоляющим жару прохладным квасом.

Фестиваль не зря назван семейным, поскольку рассчитан не только на популяризацию в первую очередь семейных ценностей, но и на многодетные семьи, которых здесь в этот день собирается немало! Для малышей от трех лет и старше тут не только создан целый сказочный городок «Лукоморье», с ожившими персонажами почти всех пушкинских сказок, но и работает свой кукольный театр.

В этот раз им показали «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Буку». Для ребят постарше актеры МХАТа, фольклорного ансамбля «Кладец» и творческого объединения «Таратумб» ставили музыкально-литературный спектакль «Петр и Феврония» и «Аленький цветочек». Здесь же ребята и их мамы - папы могли научиться играть на музыкальных инструментах, плести венки и освоить процесс изготовления просфор.

Для «продвинутой» молодёжи рэпер Рич дал свой концерт в ритме трип-хоп. И наоборот для любителей «старины глубокой» известный этнограф, исполнитель старинных народных песен Сергей Старостин и мультиперкуссионист Петр Главатских предложили свою программу с символическим названием «Вир» - так называется самое глубокое место в реке, источник, ключ, бьющий под водой.

Да будет так! «Захарово» превратилось в этот день в территорию любви и смысла, победы разума и традиций над безсмыслицей пустоты постхристанского общества с размытыми и неясными границами и полной неопределенностью перспектив. Убедиться в том, что мы храним и бережем свои традиции, помогла всенародная, непреходящая любовь к Пушкину.

Его в Захарово в этот день читали и вспоминали и на крыльце его «Усадьбы», и под яблонями в саду «У Марии Алексеевны». Помогли в этом известные артисты кино и театра Ольга Кабо и Валерий Баринов. А на «Большой поляне» программой «Пушкинъ. Пушкинъ. Пушкинъ» веселил народ «Беспечный оркестр».

Но, слава Богу, не Пушкиным единым жив русский человек. С удовольствием люди слушали и плясали и песни гребенских и терских казачек в исполнении женского квартета «Чапура». Удалые и грустные мелодии этого храброго этноса - части русского народа мало кого оставили равнодушными. Благодаря им, удаётся окончательно не потерять память о том, что мы являемся коренными и равноправными жителями Северного Кавказа, где нас последнее время особенно серьёзно теснят. Но как спели девушки: «полно вам, казаченьки, горе горевать» - будет и на нашей улице праздник, если сохраним и приумножим традиции воспитывая в них многочисленное потомство.   

Да будет так! Тем временем, «У моста» через пруд, близ памятника юному гению проходили гусельные посиделки, где каждый мог сам убедиться, как звонок, податлив и послушен этот удивительный русский музыкальный инструмент. А на «Поляне пикников» водили хороводы, играли в забытые нынешним поколением «салочки», «жмурки», «городки» и «курилку». А воинственные мальчишки пробовали свои силы в стрельбе из лука и штурмовали крепость... из сена.

Сделано в России. «Конёк» фестиваля - «живые» концерты на «Большой поляне», где в этот раз собрались настоящие корифеи песенного жанра. В антураже белых берёз и стройных сосен, обрамляющих сцену, всю поляну перед ней заполнили зрители, уютно расположившимися на тюках сена (остатках павшей под натиском чудо-богатырей крепости). Кто-то поспешил сравнить это с американским Вудстоком, чем на мой взгляд в очередной раз проявил непонимание происходящего. На сцене и близ нее ничего напоминающего об Америке - только своё, родное! 

Открыла вечер обладательница удивительного сопрано, «волшебный голос России» Евгения Смолянинова. К сожалению, её практически невозможно увидеть на изрядно поголубевших экранах телеящиков, тем желаннее была встреча истосковавшегося по настоящей песне зрителя с талантливой артисткой.

Продолжился праздник живым концертом на этой поляне и другого русского чуда - Алексея Архиповского, виртуоза, покорившего весь мир своей игрой на балалайке. Как ему удается на трёх струнах создавать удивительную полифонию, которая по всем музыкальным канонам под силу только симфоническому оркестру, не понятно! Его балалайка вздрагивает от каждого самого легкого прикосновения пальцев, словно живое, очень трепетное существо.

И этот трепет, это «дыхание» инструмента, превращаясь в музыку, завораживает зрителя. А что же происходит, когда музыкант начинает с поистине космической скоростью летать по струнам! Тогда кажется, что Алексей настолько сроднился с инструментом, что живёт одной с ним жизнью. И становиться очевидно, что Архиповскому и его Балалайке возможно всё - от забойной «Калинки-Малинки» до хитов королей трэш металла и увертюр Баха. 

Не менее ожидаемыми на фестивале стали гости из Белоруссии. Ансамбль «Песняры» не нуждается в рекламе, потому что давно перешагнул не только государственные границы, но, кажется, и временные рамки. Несколько раз сменился состав легендарного коллектива, но остались песни, легко узнаваемые несколькими поколениями россиян, белоруссов, украинцев: «Вологда», «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Берёзовый сок», «За полчаса до весны», «Косил Ясь конюшину». Помимо известных, музыканты представили несколько новых песен, которые были благожелательно приняты зрителем.

«Песняры» - живой символ великой, единой и могучей державы, которую мы потеряли, увлекшись сладкими посулами лучшей жизни. Но они не только  укор, но и напоминание, что всё в наших руках, если вслед за деятельным раскаянием мы вернем себе память, традиции и волю к объединению.

Лично я очень ждал на «Большой поляне» встречу с питерской фолк-рок-группой «Отава Ё». К 23:00, когда музыканты вышли на сцену в свете прожекторов, зрителей заметно поубавилось, но это нисколько не отразилось на качестве предложенного товара - песен из нового альбома коллектива «Любишь ли ты?». Не так просто смутить этих ребята, фирменным саундом которых стали волынка и скрипка, гусли и перкуссия. Верны они остались и своему сценическому образу: майки в сочетании с шапками-ушанками. А что? Кому какое дело, если у нас в России так ходютъ.

Завершился праздник в полночь «У моста» на прудах, где для наиболее стойких зрителей под фейерверки и петарды был показан перфоманс «Сказки русского леса». Сюжет его не затейлив: злые лесные духи украли красавицу Марию, но её спасли богатыри Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич. Зло наказано и побеждено силами добра! На том стоит, стояла и стоять будет земля Русская!

Роман Алексеевич Илющенко, ветеран боевых действий, подполковник запаса, религиовед

Фото автора

Мастер-класс
 
 
 
Ольга Кабо и Валерий Баринов
 
 
 
Песняры 
 
 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Великолепно!

Отличный материал о выдающемся событии!Найдет ли он отражение в наших "изрядно поголубевших" СМИ? Вопрос риторический.... Однако и в немногочисленных СМИ православно-патриотической направленности информации об этом празднике русского духа было маловато, как говорится, "кот наплакал"...а вот это -то особенно печально. Будем исправляться.

Тимофей56 / 04.09.2019

1. По теме.

Слава Богу, так и должно быть. Искусство людей должно объединять, а не противопоставлять друг другу (такого, увы, тоже хватает).

Аноним / 03.09.2019
Роман Илющенко:
В режиме «Выкл.»
Наступившая очередная стадия национального самоубийства не должна вызывать большого удивления
30.09.2019
Берегущий свою честь и совесть
О жизни и служении генерала Д.Ф. Трепова, не допустившего разрастания революционной смуты в 1905 году
17.09.2019
Святой Воин Иоанн против либеральной революции
Впечатления от престольного праздника в храме Иоанна Воина, что на Большой Якиманке
03.09.2019
Территория смыслов имени Пушкина
Впечатления от семейного фестиваля «Традиция»
02.09.2019
Жмурки с поддавками
В Шотландии учитель выставил ученика из класса из-за того, что тот заявил, что существует всего два пола - мужской и женский
27.08.2019
Все статьи автора