Татарская хитрость?

Праздник Нерукотворного Образа Христа Спасителя православные Казани, несмотря на обещания властей, встретят в аварийном храме-памятнике

Власти, правящие сейчас в Татарии, многие годы обманывают православную общественность и даже пытаются вводить в заблуждение митрополита Казанского и Татарстанского Феофана относительно их мнимой заботы о православных святынях. 

Любят правители нашего региона демонстрировать свою якобы «равновеликую» заботу как об исламе, так и о православии на вверенной им территории. Демонстративно, картинно и громогласно... А на поверку – работа эта ведётся ими совершенно однобоко, и, больше того, хитро, лукаво. Все демонстрируемые ими в данной области «фишки» можно разобрать подробно, но не в этот раз. Пока же скажем не о выпячивании ислама, а об отодвигании православия на задворки. 

Проследим данную тенденцию на показательном случае Храма-памятника православным воинам, павшим при взятии Казани – месте, имеющем особое священное значение для каждого русского православного человека.

Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Именно так называется эта церковь, установленная на братской могиле православных воинов. Тела героев, опознанные и не опознанные по имени, но только по вере, по наличию православного нательного креста, по указу Царя Иоанна Грозного собрали в это место после тяжёлых боёв в далёком 1552 году и с почестями погребли здесь в курган. Над этой братской могилой вплоть до наступления безбожных времён непрерывно шли заупокойные воинские поминальные службы.

В 1821 году взамен старого на этом кургане был возведён новый каменный храм, по форме напоминающий воинскую палатку, увенчанный георгиевским крестом, - уникальное архитектурное строение.

Храм чудом уцелел до наших дней, в последние десятилетия – лишь усилиями верующих, является памятником федерального значения. Это значит, что он охраняется государством и подлежит реставрации, на которую должны быть выделены средства. Стоит отметить и то, что региональные власти не должны оставаться в стороне, хотя они формально и не отказываются. Татарские национал-сепаратисты же никак не хотят дать покоя костям православных воинов и всё подзуживают власти региона то снести Храм-памятник, то выбить на нём угодные им, татарским национал-сепаратистам и реваншистам, надписи, а то и переходят к фактическим актам вандализма, о чём неоднократно писала пресса, как местная, так и центральная.

Что касается выделенных на реставрацию данного знакового объекта всероссийского культурного значения средств из федерального бюджета, то это дело прежде всего федеральных контролирующих органов. О таковых проверках нам ничего за более чем двадцать лет неизвестно, а вопросы – есть. Например, почему, когда вдруг выделяют средства, на объекте подчас работают не специалисты уровня реставраторов-экспертов, а гастарбайтеры из Средней Азии, ничего в русской православной архитектуре и технологиях не смыслящие. Поэтому и не удивительно, что элементы отделки фасада выполнены с грубыми отклонениями от исходных и с нарушениями. Лестницу из дорогого облицовочного природного камня, при первоначальном ремонте устроенную со всех четырёх сторон строения, впоследствии вовсе пришлось сносить. Или, например, вопрос о том, как деньги, выделенные на объект, могли потратить на обустройство лестницы-спуска с дамбы в пойму, на территории которой расположен Храм-памятник. Поражает и сумма, которую по некоторой информации потратили в своё время на этот «шедевр», – 10 млн. рублей! Излишне говорить, что по прошествии нескольких лет лестница пришла в негодность. 

Конечно, уже все в стране привыкли к тому, что федеральные средства на местах осваивают, мягко говоря, «не так». Но в данном случае удивляет цинизм не столько финансовый, а тот, с которым региональная власть даёт обещания отреставрировать и обустроить объект, а сама же их не выполняет, прибегая порой к весьма некрасивым хитростям. Как быть с тем, когда власти откровенно лгут?

Первый обман на высшем региональном уровне, подтверждённый документально, - это нарушение поручений, данных первым Президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым Министерству культуры РТ, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ и Администрации города Казани. Поручение закреплено п. 10 Протокола встречи М.Ш. Шаймиева с представителями Общества русской культуры города Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования. В нём значится, что в срок до октября 2004 года данным ведомствам надлежит «провести реставрационные работы в храме-памятнике Нерукотворного образа Христа Спасителя на реке Казанка». Прошло 15 лет! Но данное поручение до сих пор не то, что не выполнено, а, выражаясь метафорически, на объекте «конь не валялся». И хотя какие-то мелкие работы эпизодически здесь проводятся и деньги, очевидно, списываются, складывается впечатление, что это всё лишь для имитации деятельности, а региональные власти имеют целью превратить объект в знакомый с советских времён «долгострой». Впрочем, в последние годы здесь даже видимости работ не наблюдается, хотя руководство на самом высшем региональном уровне отчитывается, что на объекте работы ведутся. Самое дурное заключается в том, что оно ещё вводит в заблуждение не только общественность, а и руководство церкви и лично митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.

Дело, как говорится, кляузное. Написаны-переписаны за последнюю четверть века по поводу Храма-памятника уже, наверное, сотни статей и самых разных текстов, включая местные чиновничьи служебные записки с мастерски лукавыми вывертами, которым суждено, думаю, когда-нибудь всплыть на поверхность. Пока же попытаемся разобрать эти позорные по своей сути для региональных правителей Республики Татарстан случаи подробнее, опираясь исключительно на публичные источники.

В день Святой Троицы 23 мая 2018 г. Храм-памятник посетил президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов (разумеется, со всей свитой) вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (об этом дают информацию республиканские СМИ и Татарстанская митрополия).

«Здесь будет проведено укрепление откосов, реставрация кирпичной кладки, реставрация крылец, кладки цоколя с восстановлением облицовки и другие работы» – сухая информация от пресс-службы Президента РТ.

О событии разная пресса вещает. «Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» митрополит Феофан, к храму, одиноко стоящему на небольшом островке, будет заново построен мост. Сам памятник тоже будет серьезно отреставрирован: здесь планируют обновить кирпичную кладку и облицовку, а также укрепить цоколь и береговые откосы». Перечисляются и другие заботы о Храме-памятнике и прилегающей к нему территории. «В том, что это будет сделано, у меня нет никаких сомнений: президент Минниханов никогда не бросает слов на ветер, каждое его обещание – золото», – фиксирует, как железнодорожное полотно стальными костылями к шпалам, владыка Феофан высказанные намерения первого лица республики. Сколько же «золота» отсыплет Минниханов по факту? Но, во всяком случае, сам визит ТАКОЙ делегации на этот объект выглядел почти чудом, принципиально невозможном при прежнем митрополите.

Здесь же на видео, размещённом в статье, можно заметить, как президент широкими уверенными взмахами рук определяет территорию будущего обустройства дороги, стоянок, набережной. «Дорогу сделаем», – говорит он, очевидно, о дороге с дамбы к Храму-памятнику. «Спасибо большое!» – отвечает владыка Феофан. Крепко жмут друг другу руки. 

На самом же деле всё гораздо более цинично, чем выглядело на первый взгляд. Существенная деталь, что в экскурсии этой участвовал один печально известный «друг семьи» – Равиль Зиганшин, гендиректор ПСО «Казань». Как у нас в Казани давно говорят, повторяя некогда вырвавшиеся слова первого лица, – «удаЩливый бизнесмен»… Тем более, в сфере строительства. Тем более, как пишет пресса, фирма зятя задействована, а дочь как-то чудесно-случайно получила на 49 лет ранее центровую Кремлевскую набережную в концессию. Культурно-религиозный фактор... Он в столице Татарии в моде. 

И вот вдруг видим: рядом с древней православной Евдокиевской церковью на набережной возводят иное здание. Газеты пишут: «Мечеть на набережной Казанки строит Зиганшин». Почему не «там» или «сям» (город ведь большущий), а именно здесь, в каких-то тридцати метрах от православного храма, да так, что с набережной и с воды теперь видно только мечеть? Вопрос риторический... Как факт, между прочим, стоит отметить и то, что в списке учредителей мечети значатся и владелец ПСО «Казань» Равиль Зиганшин, и сам глава Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль Самигуллин. Ещё один символический факт: церковь, оказавшуюся на задворках мечети, называют Евдокиевской исторически по освящённому боковому пределу, а основной престол её освящён в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя, как Храм-памятник.

О том, как семья конкретного человека осваивает дамбы и побережья реки Казанка в центре города, знают здесь все из самых разных источников, некоторые из которых открыто пишут: «В плотном сопровождении профессионального окружения Минниханова».

Информация о намывке песка на так называемой Кировской дамбе (напротив Храма-памятника) была ещё в 2013 году. С тех пор намытые горы песка так бы и лежали, пока вдруг в апреле нынешнего года не прошла информация о массовой погрузке и перевозке песка КАМАЗами с левого берега Кировской дамбы. Пошли слухи о том, что наконец-то взялись за обещанное Миннихановым обустройство дороги к Храму-памятнику, но подлинная причина оказалась гораздо банальней и прозаичней: компания «Татфлот», как известно, аффилированная с ПСО «Казань», таким способом закрыла 100-миллионные долги по зарплате своим работникам. Это стало лучшим выходом для «Татфлота», когда руководство компании, напуганное уголовным делом, уже сдавало на металлолом суда. А тут всего-то дел: договориться с владельцем – зятем Зиганшина. До Храма-памятника этим людям, конечно, нет никакого дела.

Будучи крайне возмущёнными ситуацией, Общество русской культуры Республики Татарстан обратилось с открытым письмом к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Письмо было отправлено на «прямую линию с Президентом», прошедшую 20 июня сего года, причём не только в печатном варианте, но и в форме видео, записанного на берегу Кировской дамбы прямо перед Храмом-памятником.

После этого возникла видимость продвижения озвученной темы на региональном уровне, о чём вышла моя статья «Маленькая победа в большой брани».

Местным СМИ интервью тогда давали не только ответственные чиновники, но, как у них тут в таких случаях водится, и представители церкви, но кроме слов, к сожалению, ничего не последовало. Ещё ранее и главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», Анатолий Дмитриевич Степанов по результатам своей мартовской поездки в 2019 году в Казань опубликовал статью «Возрождается православная Казань», в которой тоже упомянул похожую информацию о якобы возрождении Храма-памятника и территории при нём.

Что же на деле? А на деле берег укрепляли здесь ещё в позапрошлом 2017 году в конце зимы и ранней весной, до ледохода, а работы по реставрации кирпичной кладки и цоколя с восстановлением облицовки, по укреплению береговых откосов выполнены ещё раньше.

Конечно, все движения по Храму-памятнику ведомы русской православной общественности, но даже на информационно-просветительском сайте Татарстанской Митрополии Пресс-служба Казанской епархии ещё 10 марта 2017 г. опубликовала новость о том, что «продолжается реставрация храма-памятника в честь Нерукотворного образа Спасителя на реке Казанке». Здесь фотографии и начала работ по укреплению береговых откосов, и уже выполненных работ: реставрация цоколя, росписи сводов. Также есть информация о том, что на объект поданы электричество и отопление.

Аналогичные фотографии цоколя и внутреннего убранства церкви, датированные и январём 2017 года, и позднее, имеются в распоряжении Общества русской культуры. Таким образом, никаких работ на объекте с давних пор не ведётся. Кстати, укрепление береговых откосов выполнено в отношении даже не всей части береговой линии, окаймляющей курган с Храмом-памятником. Что же касается песка, давным-давно намытого и разложенного на дамбе, кроме выше упомянутого проданного: «козырять» этим фактором – вообще чистейшей воды профанация, не имеющая никакого отношения к Храму-памятнику.

Но перечисленное – ещё не всё.

На «Медовый Спас» 14 августа нынешнего 2019 года небольшая группа православных активистов Общества русской культуры вышла на объект. Что мы застали на месте? 

Первое. Как и год, и два назад проход к Храму-памятнику замыт водами Казанки, и при всём желании проводить здесь богослужения можно, лишь добравшись до храма по воде. Так что как бы «президент № 2» Р.Н. Минниханов ни махал руками больше года назад, давая пустые обещания «всё устроить», вид на Храм-памятник с материка всё тот же: вода, вода, кругом вода. Мы же, миряне, когда надо, пробираемся сюда вброд.

Второе – это ложный посыл о якобы безопасности объекта, о чём свидетельствует только высоченный металлический забор из профильного настила, возведённый вокруг объекта, на деле имеющий по всему периметру большие дыры (таковых мы насчитали и зафиксировали не менее трёх). И хотя на заборе имеются угрожающие надписи и даже фирменная наклейка охранного предприятия, судя по всему, тут настоящий «проходной двор». И почему священству даже лишь раз в год здесь разрешают служить только под забором, а на территорию храма и в сам храм не пускают, нормальным людям не понять. Дежурный пульта охраны этой фирмы в ходе телефонного звонка казал, что объект действительно находится под их охраной. Да толку от такой защиты, очевидно, нет.

Третье и самое главное: никаких работ ни на объекте, ни в ближайшей округе давно не ведётся, и никаких следов их проведения не имеется. В храме и вокруг него царствует классическая мерзость запустения.

В заключение нашего дела о Храме-памятнике православным воинам на р. Казанке можно сообщить об официальном ответе Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, подписанном его председателем Иваном Николаевичем Гущиным (исполнителем ответа значится А.Р. Исламов). Как водится, в 999 случаев из 1000 ответ на письмо Президенту России должен быть дан в том регионе, откуда поступает жалоба, и от того лица, которое, по сути, ответственно за безобразие. 

Публикуем этот «результат» нашего обращения к первому лицу России, не теряя, тем не менее, надежды, что Москва всё-таки решительно вмешается в ситуацию.

Кратко в двух словах расшифруем «отписку» регионального чиновника. Оказывается, Комитет ещё только объявит конкурс на поиск разработчика «научно-проектной документации по сохранению памятника». Это через почти два десятка лет «заботы» о многострадальном объекте выглядит как форменное издевательство! Вторую половину береговой линии вокруг Храма-памятника будут укреплять только после ледостава, когда естественным образом понизится уровень воды в Куйбышевском водохранилище. Вот и становится очевидной грошовая цена всем официальным заявлениям о выделении до конца года более 20 млн. руб. на восстановление объекта и более 3 млн. руб. на проектирование!

Видим, что процесс затягивается до бесконечности, искусственно и именно региональной властью.

Сейчас близится престольный праздник Храма-памятника православным воинам на р. Казанка – Спас Нерукотворный, Третий Спас 29 августа! И что же? Вновь эти святые стены вместо молитв прихожан и священства услышат лишь прибой древней Казанки и мат бомжей и браконьеров, обосновавшихся вокруг? Или, хоть посмотрев короткое любительское видео, снятое накануне, поверим, что сквозь эти звуки, может сверху из-за проплывающих облаков, от одиноко гребущей уточки в каком-то километре от стен русского Казанского кремля, или из целой стаи уток, пронёсшейся над Георгиевским крестом Храма-памятника, пробьется тихое звуком, но вопиющее силой духовной: «Вечная память!»?

Было бы неправильным заканчивать статью такой критикой, подтверждённой на первый взгляд лишь случайными, разовыми, исключительными фактами. Да в существование этих фактов нормальный здравомыслящий человек и не поверит! Но, увы, поведанная история – лишь часть СИСТЕМЫ отношения региональной власти Республики Татарстан к Православию, неотделимому от духовной культуры русского народа.

Примеров тому можно приводить много, но скажем ещё об одном, максимально коротко описываемом и понятном. 12 июля 2016 года на праздник Апостолов Петра и Павла на въезде в деревню Ташкирмень, что на р. Кама, относительно недалеко от Казани, жители установили большой металлический поклонный крест, который освятил сельский священник и который буквально через сутки был спилен и низвергнут наземь. Все события происходили за несколько дней до визита в Казань на «Казанскую» (21 июля) Святейшего Патриарха Кирилла на освящение закладного камня под восстанавливаемый исторический Храм в честь Казанского образа Божьей Матери. Пресса много писала о данном вопиющем событии, но шума наверху никому не хотелось и уголовное дело сначала открыли, а потом «чудесным образом» закрыли. Дело не в поднявшемся шуме и желании наказать виновного, к слову, чиновника местной администрации, «единоросса». Прошла информация, что крест восстановят, и освящать его прибудет лично владыка Феофан, и ни откуда-нибудь, а от самого помощника владыки протоиерея Владимира Самойленко. «Установка креста пройдет при участии владыки Феофана», – читаем слова о. Владимира и в местной, и в центральной прессе. Однако фактом является то, что ни через месяц, ни через полгода после этого заявления крест так и не вернули на место. После того, как он провалялся более года в горизонтальном положении сначала на месте преступления, совершённого вандалами, затем в районном Следственном комитете, а потом – на территории храма, крест был увезён в неизвестном направлении. 

Мог ли помощник владыки Феофана дать такое обещание без ведома владыки, а тот, в свою очередь, без согласования со светской властью региона? Исключено. Разумеется, что всё было согласовано, просто региональная власть таким способом банально подставила митрополита Казанского и Татарстанского. И это, повторяем, не разовое и не случайное явление. 

Почему власти Республики Татарстан вводят в заблуждение Церковь, общество и СМИ, говорят о своих якобы успехах в поддержке православия и, в частности, в восстановлении Храма-памятника погибшим воинам? Потому что находятся условно меж трёх огней. 

Первый огонь – угасающий. Это обветшалое прошлое и одна сплошная бескомпромиссная ПРЕТЕНЗИЯ «к русским захватчикам и особенно к их попам». Характерным выразителем этих тенденций являются татарские национал-сепаратисты и реваншисты, которые всё тужатся в своих русофобских и антироссийских измышлениях. Но они уже не то что сочувствия не вызывают, но и внимания задержать на своём старческом ворчании не способны, потому что эти вещи сейчас уже «не работают», да и носители их идей – шамкающие потрёпанные старички – при всём уважении к их почтенному возрасту, не обещают перспектив. Действительно, всё меньше перспектив «отменить» присоединение Казанского ханства к нашей державе Царём Иоанном Грозным.

Второй огонь – «вечный». Это огонь упоения собственной властью, которая (особенно в условиях примеси азиатского менталитета) считается как бы автоматически бессменной со всеми вытекающими.

И третий огонь, набирающий силу – это народ русский православный, чьё существование в Республике Татарстан теперь уже никак не получится игнорировать. Не загасить этот огонь встречным палом ни первому хиреющему огню, ни второму, который сам по себе не значит ничего без дров, взятых у народа. Это третий огонь, обогревающий, дополняющий жизнь в республике, не испепеляющий, до поры до времени. И если региональная власть не в силах обеспечить на вверенной территории нормальный жизненный очаг, то недоверие к ней не за горами. Практика, как известно, уже есть в стране. Когда не только приоритеты, но и совесть потеряны, то никакая хитрость не спасёт.

В качестве мажорной ноты в конце статьи хочется вспомнить противоположный, положительный пример. Речь идёт о «брате-близнеце» казанского Храма-памятника в Крыму, в городе-герое Севастополе, – о Свято-Никольском Храме-памятнике, образцово восстановленном, не только имеющем действующий приход и настоятеля, но и являющимся одним из любимых мест паломников и туристов во время посещения Севастополя. И никакая «крымско-татарская» или какая иная хитрость в этом случае не помешала.

А чем Казань хуже? Пока – только тем, что у нынешних её правителей престольный праздник – не Спас Нерукотворный, который весь православный мир отмечает 29 августа, а следующий за ним день – 30 августа, это так называемый день татарского суверенитета. В этот день в 1990 году местный парламент принял декларацию о государственном суверенитете Татарской ССР и с тех пор по всей территории и, особенно в столице, в граде Казани, именно этот день празднуется с широчайшим размахом до сих пор как «всенародный праздник». С уличными гуляниями, заезжими звёздами, фейерверками. Все местные чиновники задействованы, как говорят, по самую крышку! До православия ли им, хитрецам, до памяти ли о погибших православных воинах? В Крыму-то и Севастополе – никаких «суверенитетов», слава Богу!..

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», кандидат технических наук

Фоторепортаж
 
1 
Калитка с замком со стороны главного входа – здесь у забора только и могут разрешить богослужения последние годы.
 Август 2019, фото М.Щеглова
 
1 
Забор напротив главного входа (в 10 м от калитки с замком)
Август 2019, фото М.Щеглова
 
1 
Президент, митрополит и представительная делегация у объекта, 
Май 2018, фото с сайта митрополии
 
1 
 То же место более чем через год. Август 2019, фото М.Щеглова
 
1 
Лестница, как говорят, за десять миллионов. Август 2019, фото М.Щеглова
 
1 
Намытые пески с остатками намывочных труб и выросшими деревьями. 
Август 2019, фото М.Щеглова
 
1 
Ответ регионального чиновника среднего звена на запрос Президенту Путину.
Август 2019, фото М.Щеглова
 
1 
 Храм-памятник в Севастополе
Фото с изображением православного календаря на 2018 год

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Щеглов:
Новые надежды на возрождение
Состоится первое архиерейское богослужение в Храме-памятнике православным воинам, погибшим при взятии Казани
01.10.2019
В «войне» Казани с Жириновским все средства хороши?
О реакции татарского официоза на выступление лидера ЛДПР и реалиях местной жизни
13.09.2019
Татарская хитрость?
Праздник Нерукотворного Образа Христа Спасителя православные Казани, несмотря на обещания властей, встретят в аварийном храме-памятнике
27.08.2019
106 Километров вплавь по австрийскому озеру
Романтика Пушкина? Гены? Полёт богатырской удали?
12.08.2019
Марина-Маргарита и все святые великомученицы девственницы, молите Бога о нас!
Сегодня день памяти единственной из всех известных святых, физически победившей диавола
30.07.2019
Все статьи автора