Нельзя не согласиться с Виталием Третьяковым в том, что формат существующих в России партий себя исчерпал. Это происходит даже не столько потому, что наши парламентские партии никаких социально значимых групп собой не представляют, но больше потому, что в России принцип отдельности, который собственно и лежит в основе партийной системы, размывается исторически сложившимся общинным принципом, который отдельность как индивидуума, так и группы не принимает как приемлемый вариант социальной жизни.
В ареале русского сознания стойко и неизгладимо присутствует мечта о равенстве достатка и допустимом материальном преимуществе вождей народа, князей, защитников и организаторов экономической жизни, как необходимой для жизнедеятельности народа верхушки, главной обязанностью которой является мысль и действие, направленные к общему с народом благу.
Собственно эту модель, в которой сливаются роли вождей и князей (царей, а потом в генсеков и президентов) в обойме с организаторами экономической жизни - с теми или иными политическими, правовыми и нравственными погрешностями - наш народ, по преимуществу русский (с примкнувшими к нему народностями), в своём историческом и политическом творчестве упрямо воспроизводит. Очевидно, что не по глупости, потому как общепризнанно талантлив, а потому, что так было записано на генетическом уровне в нём, или о нём в «книге жизни». И только в таком виде он может представлять себя и выживать в явной или приукрашенной, но, по глубинной сути, всегда смертельно жестокой конкуренции народов мира.
Объективно сегодня система представительской власти является не столько представительством территорий в верховном законодательном собрании страны, сколько способом ротации фигурантов исполнительной власти, как бы кадровым резервом, избираемым населением.
Это факт! Ну что может знать депутат о проблемах своей территории такого, чего нет в социальных сетях, что не обсуждается в СМИ, или не изложено в общедоступных статистических и аналитических ресурсах.
По сути, информационные возможности исключают необходимость прямого представительства коллективных интересов отдельных групп избирателей, потому как их претензии становятся известными обществу еще до того, как коллективно оформлены в те или иные петиции. То же и с проблемами личного характера, потому как у людей с частными проблемами существует множество иных правовых возможностей по защите интересов помимо обращения к избранному депутату, который, как участник в некоторой степени абстрактного законодательного процесса, на конкретные случаи из жизни свои властные полномочия распространить не может.
В этом смысле группировки как избранных депутатов, так и избирателей, определяемые по старинке в виде партий, как представительства интересов отдельных социальных групп, по сути стали группами поддержки тех или иных политических лидеров, которые опираются на одни и те же слои и группы населения, сегментируемые по симпатиям к персонам политической жизни.
Поскольку ничего умнее не придумано, чем всеобщие демократические выборы в собрания народных представителей, постольку процедура выдвижения, регистрации и конкуренции кандидатов за голоса избирателей остаётся в центре внимания. При том, что, конечно, процедура крайне консервативна и нуждается не сколько в инструктивном описании и догматическом исполнении написанного, сколько в традициях добросовестного и непредвзятого, внимательного сопровождения избирательской инициативы людей. Но для установления таких традиций, как и всякого воспитания людей, требуется время, а времени требуется терпение. А это то, что в России или в переизбытке, или в хроническом недостатке. Мы или терпим сверхчеловеческих возможностей, или, выгорев, становимся нетерпеливы, как дети.
При всей силе, талантливости и эмоциональной красоте русскому человеку недостаёт инженерного (в том числе и в социальной сфере) мышления, конструктивности и, соответствующей всякому не столько интуитивному, сколько расчётливому действию, недоверчивости и осмотрительности.
Не зря же говорится, что недостатки - это продолжение достоинств. Или наоборот...
Понять себя как народ и научиться быть не только эффективными в этом мире, но и спасёнными для жизни вечной - вот задача для русской мысли!
1. Re: Почему формат существующих в России партий себя исчерпал