Музыкальное ускорение

Анализ музыкального вещания свидетельствует о системных изменениях в культуре

Ученые из Университета Гёте (Франкфурт, Германия) проанализировали музыкальную трансляцию радиостанций США, Германии, Великобритании и Нидерландов за 5 десятилетий (с 1965 по 2015 год). Результаты исследования опубликованы в Royal Society Open Science 21 августа 2019 г.

В радиовещании музыкальные чарты -  самое обычное дело. Треки (музыкальные записи) ранжируются (ранг может определяться результатами голосования или продажами), и эти списки озвучиваются (воспроизводятся) в эфире. Исследователей интересовала динамика треков: сколько времени они находятся в чартах, как меняется их позиция.

Полученные данные позволили обнаружить водораздел: до 1990-х поведение треков в чартах было одним, после оно изменилось.  Если раньше трек сначала попадал в чарт, потом поднимался, достигал верхних значений (например, первой позиции), потом начиналось его снижение и, в конце концов, трек покидал топ, то теперь трек сразу попадет на самую верхнюю для себя позицию, после чего он может только снижаться. Это касается и первой позиции. То есть или запись возглавляет чарт сразу же, как в нём появляется, или первая позиция остаётся для неё недоступной.

В качестве своего рода «компенсации» жёсткости этого правила наблюдается увеличение разнообразия треков, занимающих первую позицию. С каждым годом их становится всё больше.

Исследователи интерпретируют свои результаты как свидетельство ускорения культурных процессов (и вообще процессов обработки социальной информации). Также они говорят о росте «иррелевантности индивидуальности», понимая под этим сокращение времени на принятие решений. Раньше тем, кто хотел повлиять на аудиторию (или перетянуть её на свою сторону) требовалось учитывать индивидуальность: человека можно было попытаться убедить или очаровать. До принятия им решения всегда было какое-то время, когда он оставался открыт воздействию извне. Сегодня статистически такого времени нет. Неважно, когда вы примете решение скачать запись - сегодня или через неделю, это будет обусловлено не тем, что вы колебались и оценивали ситуацию.

Реклама уже не работает по классическому канону; то же самое можно увидеть и на материале радиочартов. Раньше человек слышал, что вещь проигрывается по радио, и это повышало её ценность в его глазах. Поэтому у каждого трека, попавшего в чарт, количество поклонников сначала увеличивалось, и трек поднимался в топе. Потом, когда он приедался, он начинал падать. Сегодня от прокручивания в эфире статус вещи не зависит.

Авторы исследования никак не соотносят обнаруженный ими поведенческий сдвиг с цифровой эпохой. Но, думается, основная причина - именно в этом. Сегодня любая информация доступна через интернет и посредники (вроде радиостанций) уже не столь значимы. Каждый может заполучить интересный ему трек непосредственно на свой гаджет (компьютер). Социальные сети, мессенджеры и, электронная почта, торренты и т.д. дают возможность обмениваться информацией напрямую (а музыка сегодня - не более, чем информация).  Поэтому в чарт вещь попадает, как правило, уже после того, как вызвала достаточно массовый интерес. У неё не остаётся ресурсов для роста - только возможность падать.

К тому же, есть вероятность, что изменение ситуации связано и с содержательной стороной.  Музыка меняется. И если считать, что качество музыкальной продукции ухудшается, наверное, не стоит слишком уж удивляться тому, что интерес к ней оказывается непродолжительным и обновление топа ускоряется.

Авторов исследования беспокоит то, что аудитория становится всё менее восприимчивой к предложению. Музыкальные чарты для них - модель политической ситуации. Если вкусы так быстро меняются, то как можно обеспечивать политическую стабильность? Стоит политикам получить власть, как аудитория от них уже отвернётся.  Всё ускоряющаяся гонка за новым вполне способна сломать существующую цивилизацию.

Андрей Владимирович Карпов, публицист, главный редактор сайта «Культуролог»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Re: Музыкальное ускорение

" Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа."(с) Тыщу раз прав этот русский помещик, живая душа!

Советский недобиток / 25.08.2019

3. Ответ на 2., электрик:

Вкусы не меняются - их меняют. А исполнители? Что, сегодня нет толкуновых и хилей? Есть. Но двигают иных .Кто и зачем - отдельная песня).

Совершенно верно. Сергей Беликов, хоть и не из той плеяды, что Хиль и Толкунова, но тоже очень талантливый русский музыкант, очень подробно описал как он пытался попасть на ТВ с новыми песнями и дошёл до самого главреда, который ему объяснил в том плане, что: ты нам не нужен, ты чужой, иди себе стороной, куда подальше.

Алёша / 25.08.2019

2. Re: Музыкальное ускорение

Вкусы не меняются - их меняют. А исполнители? Что, сегодня нет толкуновых и хилей? Есть. Но двигают иных .Кто и зачем - отдельная песня).

электрик / 25.08.2019

1. Re: Музыкальное ускорение

"...а музыка сегодня - не более, чем информация..." Очень точное определение, исходя из которого понятны все сдвиги и "новации", вызывающие "музыкальное ускорение". Но есть непреложный музыкальный закон ВОСПРИЯТИЯ: чем бестрее прокручивается "музыкальная информация" тем скорее она становится БЕЗСОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ, околомузыкальным шумом. И это одна из печальных последствий либеральной политики, навязываемой ВЕЩАНИЮ на народ, что приводит к выхолащиванию МУЗЫКИ, КАК ИСКУССТВА и дальнейшему ДЕГРАДИРОВАНИЮ музыкального восприятия...

Николаев. / 25.08.2019
Андрей Карпов:
Люди-батарейки
Уровень заряда аккумуляторов на мобильниках становится ключом к восприятию расстояний и оценки других людей
10.10.2019
Мироздание как вызов
Положение человека по отношению к миру не меняется. И в прошлом, и в настоящем оно одинаковое
02.10.2019
Как не дать интернету окончательно разрушить нашу культуру?
О том, каким путём сегодня передаётся культура
23.09.2019
Страсти как движущая сила читательского интереса
Почему отрицательные персонажи выглядят более «живыми», чем положительные
17.09.2019
Люди знают, что им лгут, но с социальными сетями расстаться не могут
Хотя мир изрядно наелся рекламы и устал от манипуляций, определённые ресурсы, позволяющие водить людей за нос, у маркетологов ещё остались
12.09.2019
Все статьи автора