«Никогда не связывайте свою принадлежность с Церковью только с посещением храма»

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что самое главное, самое высокое и самое ответственное наше призвание – быть христианином и членом Церкви

20.08.2019
В понедельник, 19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе г. Санкт-Петербурга, сообщает Патриархия.ru. 

В этом году исполнилось 265 лет со дня освящения этого собора, которое состоялось 5 (16) августа 1754 года. 

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес иерей Феодосий Амбарцумов, клирик Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга, настоятель прихода строящегося храма иконы Божией Матери «Умиление» г. Санкт-Петербурга.

По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая.

По окончании богослужения митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству комплект из двух панагий и креста с изображением Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга.

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Сегодняшний день исполнен очень многих смыслов, имеющих большое значение для выбора человеком его жизненного пути, - отметил Святейший Патриарх Кирилл. - Всем хорошо известна евангельская история, которую мы сегодня слышали во время Божественной литургии, — об избрании Петра, Иакова и Иоанна, трех апостолов, с тем чтобы они стали очевидцами преображения Спасителя на горе Фавор (Мф. 17:1-9). Возникает вопрос: а почему были избраны не двенадцать учеников? Не семьдесят? Не те огромные толпы, которые сопровождали Спасителя по Галилее? Казалось бы, для того чтобы явить Божественную славу, удостоверяющую Божественную сущность Спасителя, Его Божественную природу, надо было это свидетельство обратить к как можно большему количеству людей. Но Господь избирает, даже из числа апостолов, только троих — Петра, Иакова и Иоанна».

«Конечно, это неслучайно, - подчеркнул Первосвятитель. - Ведь эти три ученика всегда были рядом со Спасителем, и, видимо, в их сердцах была особая уверенность в том, что их Учитель, Иисус из Назарета, есть не просто Сын Марии, не просто один из многих, но Спаситель мира, обещанный Мессия. Тогда в это было трудно поверить даже близким к Господу и Спасителю людям, потому что с близкого расстояния вообще трудно многое рассмотреть. Даже величайшие события истории с близкого временного расстояния люди рассмотреть не могут, и только по прошествии времени они или следующие поколения осознают эпохальную важность случившегося. Так было и во времена Спасителя — трудно было с близкого расстояния опознать в Человеке, Которого многие знали с детства, Того, о Ком пророчествовали вдохновенные мужи Ветхого Завета, в Кого народ избранный верил как в своего Мессию».

«Но эти трое были, несомненно, исполнены особой веры в Иисуса как в Того, о Ком сказали пророки, что Он и есть Избавитель рода человеческого. И Господь призывает их и перед ними преображается. Казалось бы, самые-самые избранные — трое из двенадцати — уж, наверное, были готовы к тому, чтобы увидеть Божию славу. Так нет — они упали в страхе, скрыв свои лица, - напомнил он. - Ведь так было привычно ходить с Иисусом, Который был рядом с ними, Который вкушал с ними пищу, разделял с ними каждый день Своей жизни, — и вдруг на этой горе происходит великое чудо: лик Спасителя преображается, и в удостоверение того, что Он есть Мессия, являются те, кто пророчествовал о Мессии — пророки Моисей и Исаия».

«Это событие, как я уже сказал, имеет для всех нас очень большое значение, и не только в прямом смысле — как явление Божией славы в роде человеческом, но и применительно к нашей жизни. Ведь очень часто, посещая Божии храмы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы настолько привыкаем ко всему происходящему, что таинственная, благодатная мистическая сторона Таинств и церковной жизни в целом затмевается нашими обычаями — хорошими и не очень, нашими привычками, нашей повседневностью, - посетовал Первоиерарх. - Даже когда в воскресный день, или в большой праздник, как сегодня, мы приходим в храм, как много в наших мыслях всего того, что уводит нас далеко и от храма, и от молитвы! Даже там, где нам следовало бы предать всецело разум и сердце Господу, распластаться пред Ним в молитве, мы продолжаем жить той же самой жизнью, что и за пределами храма. Ну, а что же говорить о нас, когда мы выходим за пределы храма? Как быстро исчезает из памяти и из сердца то состояние, которое мы испытывали во время богослужения! И мы, погружаясь в стихии мира сего, забываем о самом главном — о том, что и есть единое на потребу, как говорит Господь (см. Лк. 10:41-42), — о деле нашего спасения».

«Поэтому сегодняшний праздник, который повествует нам о страхе апостолов перед преображенным Спасителем, и о самом дивном Преображении, помогает нам понять, насколько важным в нашей жизни должно быть поклонение Господу и Спасителю, наша вера и наша жизнь в соответствии с этой верой. Никогда не связывайте свою принадлежность с Церковью только с посещением храма, никогда не забывайте об этой связи, покидая его священные своды, - призвал Предстоятель Русской Церкви. - Мы и там, в миру, должны оставаться учениками Спасителя, и среди многих забот, проблем и жизненных обстоятельств должны помнить, что единое на потребу, то есть самое главное, самое высокое и самое ответственное призвание наше — это быть христианином и членом Церкви».

«И как бы изменилась наша жизнь, если бы православные верующие люди не переставали быть православными, когда они приходят к себе на работу, когда они возвращаются в свои семьи и особенно когда они попадают в конфликтные ситуации, которые испытывают нас на верность Господу! Вот когда мы должны обязательно вспоминать о том, кто мы, каково наше призвание, каковы наши жизненные приоритеты, какое место в нашей жизни занимает Господь. А это возможно только в том случае, если мы живем подлинной религиозной жизнью. Если мы, пережив во время богослужения восхождение на гору Фавор и спускаясь в мир сей, продолжаем в уме и в сердце нести память об этих чудных мгновениях присутствия в храме, причащения Святых Христовых Таин, соприкосновения с благодатью Божией, то наша вера будет реально актуализироваться, становиться живой и действенной, и мы обретем способность решать свои жизненные проблемы — и большие, и малые, семейные, общественные, государственные, все то, что является важным для человека. Если мы будем решать эти проблемы, исходя из нашего христианского призвания, опираясь на нашу веру, укрепляемые силой благодати Божией, то изменится наш мир, изменимся и мы сами, и по вере нашей, несомненно, будем иметь надежду сподобиться подлинной и реальной встречи с Господом и Спасителем в том преображенном мире, в который каждый вступит по окончании своей земной жизни. Дай Бог, чтобы по молитвам святых угодников, к которым мы обращаемся, по нашим немощным молитвам, по нашей вере Господь соделает и нас соучастниками Своего невечернего Царства в Божественной Своей славе. Пусть преображенный Спаситель силой благодати, исходящей от Его величайшего служения в мире, от Его слов, от Его благодатного присутствия в человеческой истории, укрепляет нас на наших жизненных путях. Аминь», - заключил Первосвятитель.

В дар собору Святейший Патриарх передал список Корсунской иконы Божией Матери. Вручая образ, он сказал:

«Хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваше приветствие, за добрые слова и за образ, который вы преподнесли мне. Также хотел бы для сего святого храма оставить этот образ Корсунской Божией Матери в память о Патриаршем служении в день Преображения Господня в этом святом и близком для меня соборе, с которым связаны лучшие годы моего детства. 

Мой папа служил здесь. И я очень часто посещал этот собор. Вот здесь, с левой от Вас и с правой от меня стороны, стоял большой образ святителя Николая. Где-то он, наверное, сегодня в другом месте. И перед ним по четвергам совершалось пение акафиста. И как бы ни был я занят, каким бы ни был уставшим от ученических трудов, каждый четверг при совершении акафиста моим отцом я стоял здесь. А поскольку тогда акафисты не читались, а по обыкновению пелись всем народом, то громко-громко пел. Вот так протекала моя жизнь под сводами этого собора.

Поэтому Вы можете понять, с каким особым чувством я сегодня совершал Божественную литургию, радуясь, что собор снова наполнен, что он прекрасно отреставрирован, что благоговейно совершается служба в этом святом для всех петербуржцев, в том числе для меня, месте. Да хранит Господь сей святой храм!»

Затем Святейший Патриарх Кирилл поздравил с праздником Преображения Господня временно исполняющего обязанности губернатора г. Санкт-Петербурга А.Д.Беглова, отметив его усердные труды на государственных постах и пожелав ему помощи Божией в дальнейшем служении на благо Отечества. 

Предстоятель Русской Церкви также приветствовал главу Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга В.С.Макарова и представителей местной власти: «Еще раз хотел бы сказать, что благодарю Бога за то, что власти Петербурга с любовью и вниманием относятся к жизни православных граждан сего святого града. Пусть Господь помогает вам в ваших трудах!»

Верующим были вручены иконки Преображения Господня с Патриаршим благословением.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий