Патриарх Кирилл: «Господь ждал, когда народ наш снова обратится к Нему»

Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение воссозданного Успенского собора Саровской пустыни

Новости Москвы 
0
981
Время на чтение 10 минут
31 июля 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение Успенского собора Саровской пустыни и возглавил служение Литургии в новоосвященном храме, сообщает Патриархия.ru. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

«Для меня сегодня особая радость войти под своды этого величественного храма и совершить его освящение. Совсем недавно мы закладывали его основание, и так быстро и в таком великолепии этот храм возведен. О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о том, что очень многим людям нужны храмы Божии, нужно восстановление исторической справедливости, нужна правда Божия в жизни», - отметил Патриарх.

Он сообщил, что когда подходил к этому храму, то сказал господину губернатору: «А стоило ли разрушать все, для того чтобы потом воссоздавать?» «И вспомнил, что точно такие же слова были адресованы президенту Ельцину в день закладки Храма Христа Спасителя. Эти же слова я вспомнил и в день освящения Храма Христа Спасителя — то было малое освящение, которое мы совершили 31 декабря 1999 года, потому что уж очень всем нам хотелось войти в следующее тысячелетие с возрожденным Храмом Христа Спасителя», - продолжил Его Святейшество.

«Что же означал этот государственный исторический катаклизм? Что означают разрушенные и потом в еще большем великолепии восстановленные храмы? В этом открывается подлинное действие Божественного промысла. Ведь Господь не насилует человеческую волю, и Он мог не допустить ни взрыва этого храма, ни взрыва Храма Христа Спасителя, ни уничтожения многих иных храмов на земле. Своей Божественной силой Он мог мгновенно остановить вандалов. Как говорит Слово Божие, из камней сих соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9), и все гонители послушными овцами выстроились бы в очередь, чтобы войти в храм и приложиться к святыне. Но это бы означало, что сила Божия подавляет, а Господь создал нас свободными и ждет от нас свободной веры, свободной любви без всякого принуждения», - добавил он.

«Когда народ наш во множестве оступился и стал взрывать храмы, Господь Своей волей не остановил эти деяния. Это не значит, что Господь Своим неучастием в тех исторических злодеяниях попустил им совершаться до скончания века. Но Господь ждал, когда народ наш снова обратится к Нему, когда снова люди захотят иметь храмы. И такое время наступило. Народ наш, пройдя через тяжелейшие испытания ХХ века, в конце того столетия начал мало по малу обращаться к Господу. Последующие 20 лет были периодом реального возрождения церковной жизни, и не только в плане строительства храмов и открытия монастырей, но и в плане изменения сознания людей. Ведь храмы никогда не строятся по приказу сверху, храмы никогда не строятся просто так, лишь потому, что кому-то так захотелось. Конечно, бывают инициаторы строительства, в том числе во власти сущие, но храм поднимается тогда, когда воскрешение храма или его создание поддерживается молитвой, духовной силой благочестивого народа», - подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

«И вот, - отметил Патриарх, - сегодня мы видим возрождение Успенского храма в Серафимовой пустыни. Казалось бы, уж где-где, но в этом месте такого нельзя было себе представить. Даже в относительно благополучные послевоенные годы, когда прямые гонения на веру и уничтожение храмов прекратились, никто и мечтать не мог, что когда-то в Сарове будет снова звучать Слово Божие и возродится монастырская жизнь».

Патриарх рассказал, что его отец родом из мест совсем поблизости отсюда. «В детстве, а родился он в 1907 году, вместе с благочестивыми родителями он пешком паломничал сюда из нынешнего Ичалковского района, который сейчас находится на территории Мордовии. Они шли несколько дней пешком в Саров, чтобы помолиться. Отец рассказывал мне о духовном состоянии, которое переживали сотни паломников, простых людей, которые преодолевали многие и многие километры, иногда босиком, чтобы войти под сень этого святого храма и помолиться святому преподобному Серафиму Саровскому. Ну, а сегодня все то, о чем даже мечтать не могли, осуществляется — по милости Божией, в ответ на вашу веру, мои дорогие. Не было бы возрождения веры — не было бы этих замечательных строек, потому что храмы никому бы не были нужны. Храмы строятся и открываются именно потому, что они нужны народу. Это наш главный ответ нынешним храмоборцам, которые хотят повернуть вспять историю, вернуть ее снова в 20-е — 30-е годы, когда храмы уничтожались, когда запрещались внешние проявления всякой религиозности. Хотел бы сказать этим храмоборцам: ничего у вас не получится, потому что невозможно дважды вступить в один и тот же исторический процесс. Сегодня у нас другая страна, другой народ, поэтому, пожалуйста, не мешайте нам. По сути, вы и не сможете помешать, но я бы сказал больше: себе не мешайте, не закрывайте для себя путь к Богу, как сумел наш народ, силой оторванный от Бога, не закрыть себе путь к тому, чтобы обновиться духом и снова стать православным», - добавил он.

«Великие знаки Божиего присутствия, Божией милости мы наблюдаем в нашей стране. Некоторые задаются вопросом, почему так, — особенно те, кто живет за рубежами нашего Отечества. И когда кто-то пытается объяснить процесс духовного возрождения — социологически, исторически, философски, — то непременно говорит о самом главном: никакого духовного возрождения не могло бы быть, если бы Сам Господь не излил Свою благодать на наш народ в ответ на подвиг новомучеников, исповедников Церкви Русской, всех тех, кто во времена лихолетья не забыл Христа, исповедовал Его, сохранил веру православную и передал ее последующим поколениям. Мы никогда не забудем монахов, которые в старые времена совершали здесь свое служение. И крест, который был явлен столь чудным образом, становится символом соединения нынешнего торжества с теми торжествами, которые происходили в этом соборе до его разорения. Ведь это тоже знак Божиего присутствия в наших нынешних событиях, это весточка из прошлого, от тех монахов и благочестивых людей, которые некогда наполняли этот храм, от самого преподобного Серафима Саровского», - подчеркнул Предстоятель.

«Нечто подобное я пережил, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, когда открывал Герасимо-Болдинский монастырь — древний, XVI века. Никаких построек в обители не сохранилось, потому что немцы, отступая, взорвали монастырь целиком, опасаясь, что партизаны могут создать там свой центр управления. Это один из немногих случаев, когда монастырь был уничтожен весь — храмы, стены до нуля. Мы взялись возрождать этот монастырь, и первое, что сделали, — восстановили маленькую часовенку. Приехал я эту часовенку освящать, подходят ко мне местные жители, открывают какие-то тряпочки, а в них — примерно такой же крест и еще евхаристические сосуды. И женщина сказала: "Все эти годы мы хранили всё это, чтобы передать тем, кто откроет сей святой монастырь". Как та семья хранила веру, так, в конце концов, и весь наш народ эту веру хранил. А результатом этого является, в том числе, и великое событие, которое мы сегодня все вместе торжественно празднуем», - заключил Его Святейшество.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за труды и передал в дар храму точную копию Тихвинской иконы Божией Матери.

В тот же день в большом зале Дома ученых Российского федерального ядерного центра ― Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в Сарове состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с учеными, государственными и общественными деятелями на тему «Построение новой реальности: передовые технологии и духовное обновление».

Встречу вели митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаев.

Во вступительном слове митрополит Георгий, в частности, сказал:

«На Саровской земле, где соседствуют Российский федеральный ядерный центр и Свято-Успенская Саровская пустынь, за последние годы сложилась добрая традиция плодотворного диалога и сотрудничества представителей отечественной науки и Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви. На площадке Саровского духовно-научного центра регулярно организуются дискуссии по проблемам, касающимся национальной безопасности, стратегической стабильности, духовных основ современного состояния общества. Здесь встречаются маститые ученые, представители духовенства, государственные и церковные деятели, политики и молодые ученые.

Быстро меняющийся мир, в котором появляются совершенно новые технические возможности, все более остро ставит перед обществом вопросы нравственной ответственности за последствия использования новейших технологий. При возрастающих рисках злоупотребления плодами научных достижений возникает необходимость искать средства защиты от увеличивающихся угроз, направленных как на отдельного человека, так и на целые государства. Обращение к православной духовно-нравственной традиции позволяет многим выяснить для себя принципиально важные аспекты христианской антропологии, без знания которых трудно установить верные нравственные ориентиры в поиске решения данной проблемы.

Три года назад, 1 августа 2016 года, в связи с торжественной закладкой камня в основание Успенского собора Саровской пустыни, Вы, Ваше Святейшество встречались здесь с участниками нашего духовно-научного центра — нижегородскими учеными. Эта встреча имела большой резонанс. Поднятые на ней вопросы обсуждались потом в студенческой среде, на различных дискуссионных площадках вузов.

Сегодня, в день освящения Успенского собора Саровской пустыни, 31 июля 2019 года, мы собрались здесь для обсуждения темы "Построение новой реальности: передовые технологии и духовное обновление". Актуальность ее несомненна. Соборное обсуждение этих вопросов, действительно, послужит во благо нашему Отечеству».

Затем с основным докладом по теме встречи выступил Святейший Патриарх Кирилл.

Далее в ходе заседания с докладами выступили: почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаев, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, академик РАН, вице-президент РАН В.А. Садовничий, научный руководитель НИИ системных исследований РАН, академик РАН В.Б. Бетелин.

В своем выступлении ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий коснулся тех вызовов, которые стоят сегодня перед человечеством. Это риски, связанные с развитием цифровых технологий, в частности, опасность так называемой цифровой диктатуры, вопрос безопасности личных данных, глобализация, разработка искусственного интеллекта, проблемы экологии и проч.

«Тема нашей встречи ставит рядом передовые технологии и обновление духовности, — сказал В.А. Садовничий. — Чтобы преодолеть глобальный кризис морали, наступление массовой культуры, разрушительные последствия "цифровой диктатуры" необходимо полноценное гуманитарное образование».

«Русский язык, история нашей страны, культурно-исторические и духовно-нравственные традиции — все это, по Вашим словам, Ваше Святейшество, относится к гуманитарному измерению жизни и личности, общества и государства. И все это составляет наше национальное самосознание, которое должно противостоять разрушительному влиянию глобализации», — добавил ректор МГУ.

«Большую роль в этом может сыграть возглавляемое Вами, Ваше Святейшество, Общество русской словесности», — отметил В.А. Садовничий и сообщил, что в ноябре в Московском государственном университете планируется провести второй съезд Общества русской словесности.

Затем состоялась дискуссия, в ходе которой выступили советник Российской академии наук, академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН В.Е. Фортов и сердечно-сосудистый хирург Городской клинической больницы № 5 г. Нижнего Новгорода А.В. Никольский.

Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги встречи в заключительном слове.

«Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто выступил. Замечательные выступления, многое я для себя записал. Позвольте мне резюмировать все то, о чем мы говорили, исключительно с религиозной точки зрения», — сказал Святейший Владыка.

«Что меня реально беспокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена», — подчеркнул Предстоятель, отметив, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома.

По словам Его Святейшества, опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации значительно повышается, а методы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными платежными средствами. «Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована — не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам», — добавил Святейший Владыка.

«Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов, которые сейчас употребляются при сборе статистических данных и т.д.», — пояснил Предстоятель Русской Церкви.

«Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни — человеческой свободой, — заявил Святейший Патриарх. — Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна».

«Дай Бог нам всем работать для того, чтобы укреплялась наше национальное самосознание. Мы будем работать, чтобы укреплялась вера православная», — заключил Святейший Владыка, поблагодарив ученых за возможность диалога, сотрудничество и взаимодействия.

В дар библиотеке Дома ученых Святейший Патриарх Кирилл передал свои книги: «Подумайте о будущем человечества» (Москва, Издательство Московской Патриархии, 2018), «Диалог с историей» (Москва, 2019) и «Проповеди за 2017 год» (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2018).
В тот же день Святейший Патриарх Кирилл побывал в селе Оброчное Ичалковского района в Республике Мордовия. В этом селе он часто гостил в детстве у своих дедушки и бабушки — приснопоминаемого иерея Василия Степановича Гундяева и Параскевы Ивановны Гундяевых.

По прибытии в Оброчное Предстоятель Русской Православной Церкви направился на сельское кладбище, где похоронен священник Василий Гундяев, и совершил панихиду на его могиле.

Затем Святейший Владыка в сопровождении главы Республики Мордовия В.Д. Волкова и митрополита Саранского и Мордовского Зиновия направился в дом своего деда, где за чаепитием пообщался с родственниками.

Митрополит Зиновий передал Его Святейшеству литургические сосуды, найденные на чердаке дома во время ремонта. На этих сосудах священник Василий Гундяев совершал Литургию, они сохранились с 1950-х годов.

Дом, в котором жил иерей Василий Гундяев, с 80-х годов прошлого столетия принадлежал посторонним людям. Несколько лет назад стараниями митрополита Саранского Зиновия он был выкуплен Саранской епархией, после чего в нем были произведены масштабные ремонтно-строительные работы. По сохранившимся фотографиям в доме была полностью воссоздана обстановка, в которой жил священник Василий Гундяев в то время, когда в Оброчном гостил его внук — будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Планируется, что здесь будет организован музей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29