«Благонамеренные речи»

Вечно актуальный Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Александр Сергеевич Пушкин 
0
780
Время на чтение 4 минуты
В этом году 10 мая исполнилось 130 лет со дня смерти Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, классика русской литературы и не только. Его считают сатириком, но это был не только писатель-сатирик, но и глубокий мыслитель. Но его имя сегодня и в том числе эта дата мало упоминаются даже в литературной прессе. Надо признать, что в наше время сатириков не уважают. Когда спросили известного артиста А.А. Ширвинда «есть ли у нас сегодня сатира?», он прямо ответил: «Сатиры у нас нет!». Так зачем вспоминать писателей-классиков, «баловавшихся» сатирой. А между тем, написанные без малого полтора века назад «Благонамеренные речи» (1872-1876) М.Е. Салтыкова-Щедрина актуальны сегодня, наверное, в большей мере, чем тогда.

Каждый в отдельности из 18 очерков и рассказов – это отдельные моменты бытия, а в целом произведение даёт цельное представление о жизни общества. Художественное исследование «основ» современного писателю общества, во многом похожее на современное наше, он хорошо охарактеризовал и сам: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет, что, стало быть, принципы, во имя которых стесняется свобода, уже не суть принципы, даже для тех, которые ими пользуются». Но чем не слепок нашей жизни, хотя и прошло полтора века?! Нет никакого сомнения, что классика бессмертна!

И этому подтверждение эпиграф к очерку «Охранители», взятый писателем у другого классика А.С. Пушкина: «В сем омуте, где с вами я// Купаюсь, милые друзья!». И этот омут – русская бюрократия, о которой автор говорит с иронией: «Я всегда чувствовал слабость к русской бюрократии. И именно за то, что она всегда представляла собой, в моих глазах, какую-то неразрешимую психологическую загадку…». А Салтыков-Щедрин эту бюрократию знал-то глубоко. Но что изменилось за полтора века?

Осмысление общей идеи «Благонамеренных речей» восходит к одному из высших философски-исторических представлений Салтыкова-Щедрина, изложенных им в статье «Современные призраки» в 1863 г.

По данному в ней определению «призрак» – это «такая форма жизни, которая силится заключить в себе нечто существенное, жизненное, трепещущее, а в действительности заключает лишь пустоту». «Исследуемый мною мир есть воистину мир призраков», – заявляет автор, относя к этому миру все общественно-экономические формации со всеми их институтами и надстройками, выработанные человечеством на всём пути его существования. Писатель назвал эти основы, или идеалы «призраками», исходя из понимания их как исторически преходящих. Каждый из «призраков» обладал в своё время «истиной» или долей её, но с течением времени утратил их и превратился в мёртвую форму, угнетающую живую жизнь. В действительности же этот мир существовал и существует во всех своих «физических» реальностях, в том числе в реальностях семьи, собственности и государства.

В «Благонамеренных речах» Салтыков-Щедрин развернул своё «исследование» фундаментальных общественных «основ» современного ему «порядка вещей» не теоретически, как в «Современных признаках», а художественно и на конкретном материале русской социальной действительности первой половины 1870-х годов, которая мало отличается от действительности начала 2000-х годов.

Так же, как и в годы Салтыкова-Щедрина, мы сегодня переживаем зарождение капитализма в России. Возможно, и на другой стадии, и иного характера, но капитализма.

Михаил Евграфович понимал историческую неотвратимость капиталистического этапа в развитии России. Но он отказывался видеть в устанавливающихся новых порядках залог решающего общественного прогресса, как не видим и мы сегодня. «Основы» новых порядков, базирующихся на принципах частной собственности и социального неравенства, столь же, думал писатель, несправедливы, а значит, и несостоятельны, «призрачны» пред лицом идеала, как и «основы» порядков уходящих. В своём произведении «Благонамеренные речи» автор показывает, как ложь и лицемерие скрываются под масками благонамеренности и добропорядочности.

Один из персонажей «Благонамеренных речей» («Переписка») Феофан Филаретов, представитель «новых людей», революционной молодёжи, подающий большие надежды в будущем, но привлечённый к политическому следствию за свою деятельность в тайном социалистическом кружке, говорит своему следователю: «Вы фарисеи и лицемеры! Вы, как Исав, готовы за горшок чечевицы продать все так называемые основы ваши! Вы говорите о святости вашего суда, а сами между тем на каждом шагу делаете из него или львиный ров, или серенскую прелесть! Вы указываете на брак, как основу вашего гнилого общества, а сами прелюбодействуете! Вы расписываетесь за собственность, а сами крадёте! Вы со слезами на глазах разглагольствуете о любви к отечеству, а сами сапоги с бумажными подмётками ратникам ставите! И крадёте, и убиваете, и клянётесь лживо, и жрёте Ваалу!».

Эта филиппика могла бы быть взята эпиграфом ко всем «Благонамеренным речам». Защита «благонамеренных» и исповедуемых ими «основ» обличается как опустошённая от своего содержания шелухи слов, как лицемерное повторение старых прописей, потерявших былое значение и «святость». Тот, кто прочтёт эту книгу, непременно озаботится своей жизнью. А разобрать её в небольшой статье просто невозможно, потому что каждый рассказ или очерк это страница нашего бытия. Но кто же допустит сегодня такую книгу, конечно, она не детектив, с таким показом картин жизни, полностью соответствующих современному состоянию общества.

Хочется только добавить пару строк к предыдущему абзацу из обращения автора книги «К читателю»: «Как бы то ни было, но принцип обуздания продолжает стоять незыблемый, неисследованный. Он написан во всех азбуках, на всех фронтисписах, на всех лбах. Он до того незыблем, что даже говорить о нём не всегда удобно. Не потому ли, спрашивается, он так живуч, не потому ли о нём неудобно говорить, что около него ютятся и кормятся целые армии лгунов?». Комментарии излишни.

Я не ставил себе задачу полностью проштудировать книгу «Благонамеренные речи», я только попытался напомнить читателю, что ещё Салтыков-Щедрин показал, что за «благонамеренностью», но не деятельностью, скрываются ложь и лицемерие правящих классов за маской добропорядочности.

Читая и размышляя над наследием М.Е. Салтыкова-Щедрина невольно приходишь к выводу, что нельзя, сидя в дерьме, рассуждать о грядущем величии. Мы всё уже видели и слышали. И, понимая незыблемость «основ», критикуемых автором книги, понимаешь, что нас вытащит из всего этого «дерьма» только движение к справедливости, так востребованной современным обществом!

Вадим Тимофеевич Кулинченко, публицист, капитан 1 ранга, ветеран-подводник, Московская область
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Художественное исследование «основ» современного писателю общества, во многом похожее на современное наше, он хорошо охарактеризовал и сам: «Я обратился к семье, к собственности, к государству и дал понять, что в наличности ничего этого уже нет,

Во дает Михаил Евграфович! Рассмешил ,однако. Нас тут не проведешь, у нас есть Михаил Яблоков - непререкаемый авторитет, и раз он говорит,что семью,собственность и государство уничтожили комуняки - значит так оно и есть. И не надо тут лепить нам горбатого,ведь кто такие эти Салтыковы-Щедрины - а кто Яблоков! Вернее,яблоковы строители,козловы владиславы и прочая.. сила)
электрик / 29.07.2019, 18:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Кулинченко
Бостоновый отрез
Рассказ
21.02.2023
О советской атомной бомбе
К 80-летию начала работ по использованию атомной энергии в военных целях
10.02.2023
Эх, тельняшка!
Крик души моряка-ветерана
28.01.2023
Юбилейная медаль
О медали «XX лет Рабоче-крестьянской Красной Армии», учреждённой Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 января 1938 года
14.01.2023
Слово о старшем товарище
Николай Григорьевич Флёров (1913-1999)
10.01.2023
Все статьи Вадим Кулинченко
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35