Тайна креста и любви

Слово в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Пастырская проповедь 
0
574
Время на чтение 6 минут

Церкви дано все, что имеет Христос, но она должна пройти через все, что Христос прошел, и прежде исповедать Его Богом. Когда Петр первым произнес эти слова, которые не перестают звучать на земле: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» - каждый из нас перед каждым причастием произносит их, - Господь открывает ему блаженство принять этот свет не от плоти и крови, но от Отца. Но то, что Спаситель не говорит, то, что Петр еще не может в это время вместить - это то, что от Его Плоти и Крови, от Плоти и Крови Христовой Отец дает этот Дух, без которого Петр не сможет, не стыдясь, исповедать Его перед людьми.

Как быть свидетелем Божиим, не будучи крещенным огнем? Верою и любовью с самого начала оставил он лодку и сеть с богатым уловом, и родительский дом, и пошел за Христом. И за любовь его и веру дано ему было откровение от Отца и радость на горе Преображения. Верою и любовью решился он идти ко Христу по водам, но, увидев сильные волны, испугался и стал тонуть, и Господь сказал ему: «Что устрашился, маловере?» в следовании его за Господом все время открываются новые глубины жизни и смерти, чередуются поражения и победы. Когда Спаситель говорит о жертве, о жертвенном пути, о превосходящем всякое разумение таинстве спасения, многие из учеников Его восклицают: «Как может Он дать есть Свою Плоть, какие странные слова, кто может это слушать?» Никто не хочет креста, и многие из учеников отошли от Него, как сказано в Евангелии. И когда Господь, видя смятение всех, и даже самых близких учеников, спрашивает: «Не хотите ли и вы отойти?» - верою и любовью Петр побеждает малодушие: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Однако он должен узнать любовь до конца, и до конца узнать несовершенство своей любви. Человеческая любовь может быть прямой противоположностью истинной любви, даже если она обращена ко Христу. Когда Петр узнает о предстоящих крестных страданиях Господа, он, исполнившись сострадания ко Христу, умоляет: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи!» - и слышит в ответ: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, ибо ты думаешь не о Божием, но о человеческом». Теми же словами Христос отверг ранее диавола, когда тот, искушая Его, предлагал Ему властью и чудом, а не любовью всех привлечь к себе.

Человеческая любовь, как бы она ни была горяча, может обернуться внезапно нелюбовью, предательством, отречением от любимого. В троекратном отречении от Христа, когда бьют Его и плюют на Него, и ведут от допроса к допросу, и Петр говорит: «Не знаю этого человека», мы видим всю страшную реальность этого. Разве не говорил он от всего сердца недавно: «Если и все отвергнутся от Тебя, я никогда не отвергнусь»? И когда по Воскресении Господь спрашивает Петра: «Симон Ионин, любишь ли Меня больше сих?», - Петр уже не сравнивает себя ни с кем, он просто отвечает: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Трижды отрекся он от своего Господа, и трижды дает ему Господь возможность утвердить свою любовь. «Если любишь Меня, - говорит Господь, - если ты узнал, как на самом деле достигается любовь, паси овцы и агнцы Моего стада». Только любовью к другим, за которых Христос жизнь Свою положил, мы можем доказать, что любим Христа. Но эта трижды возвещаемая на озере Тивериадском любовь еще не есть любовь до конца. Господь возвещает ему, что придет день, когда прострет Петр руки свои, и другой его препояшет, и поведет, куда он не хочет, знаменуя, какою смертью Петр прославит Бога. Это произойдет потому, что Петр узнает наконец тайну любви. Когда Дух Святой в день Пятидесятницы сойдет на апостолов, Петр примет совершенно новую любовь - ту, которая есть у Самого Христа. Любовь, которая позволит ему отдать свою жизнь за Того, Кого он любит. Он в этой любви и не самый больший, но он тоже пойдет на крест, и он попросит пригвоздить его вниз головой, потому что он недостоин умирать, как умер Господь. Так Петр воздаст славу Агнцу, и агнцы узнают, что не словами написал им их пастырь: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь». Дать Духу Святому открыть через Его пролитую кровь великолепие непорочного Агнца Божия, закланного прежде создания мира. Таким будет его блаженство - первого человека на земле, который исповедал Христа Сыном Божиим, и услышал: «Блажен ты, Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, сущий на небесах». И Петр, трижды отвергшийся Христа во время Его страданий, осмелится сказать: «Я свидетель страданий Христа и славы, которая должна явиться».

У апостола Павла было другое призвание. Он прошел другой путь к тайне креста и любви. Мы не в состоянии себе представить, что пережил он при встрече с воскресшим Христом, когда он, ревнитель по Богу и славе Божией, увидел себя разоблаченным, как врага Божия, как противника Мессии, как гонителя Церкви Божией. Среди ослепительного сияния он услышал: «Что ты гонишь Меня?» - и навеки узнал, что все, что он делает этим невинным людям, влача их на казнь, относится ко Христу. Путь, который прошел апостол Петр к любви, раскрывается у апостола Павла в его покаянии. По дару любви из распинателя Христа он стал благодатным причастником Тела и Крови Христовых. Так что это его исповедание стало исповеданием каждого православного христианина перед причастием: «От них же (грешников) первый аз есмь», и столь же свято оно, как исповедание апостола Петра: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Всею жизнью своей, телом и кровью своей, приобщается он тайне, которая открылась ему по дороге в Дамаск, чтобы до всех донести эту тайну, до тех, кто ничего не знает о ней и не понимает, что значит жизнь человеческая. Он безмерно в ранах, в темницах и многократно при смерти, от иудеев пять раз дано ему было по сорок ударов без одного, три раза его били палками, однажды камнями побивали, три раза он терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. В миссионерских своих путешествиях он постоянно в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплемен­ников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустынях, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в изнурении и в бдении, в голоде и жажде, в посте, на стуже и в наготе. И он радуется, что теперь он, как и те христиане, принимает удары, предназначенные Христу, и говорит, что знает человека, который в теле или вне тела, не знает, до конца был причастен любви Божией, будучи вознесенным до третьего неба. С изумлением, как бы со стороны глядит он на этот непостижимый ему дар. Сами по себе страдания и труды не имеют никакого значения: «Если я раздам все, что имею, - пишет он в своем Послании, - и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в этом никакой пользы». И потому гимн любви и гимн кресту сливаются в его благовестии в одно звучание. Крест, которым ему мир распялся и он - миру, включает в себя немощи его, и когда, говорит апостол, я немощен, тогда силен, ибо сила Христова в немощи совершается, и любовь Божия изливается в сердца наши Духом Святым.

На кресте умирает Петр, а апостол Павел принимает смерть от усекновения мечом, но каждый человек, даже если он умирает в домашней постели, умирает на кресте, если умирает с Господом. Ключи Царства дает Господь Петру - власть открывать дверь в жизнь. Но эта власть, как говорит блаженный Августин, принадлежит не одному Петру и не одному Павлу, а всем апостолам, всем пастырям, всей Церкви, потому что только Христос отворит, и никто не может затворить. Имя его - Петр, что значит камень. Он первый узнал, Кто есть Христос, и потому он - первый камень в здании Церкви. Но только Христос - камень, который отвергли строители, и который был во главе угла. И врата адовы не одолеют Церкви, как они не могли удержать Христа. Через века звучит ко всем христианам обращенный голос Христов: «Вы свет мира». Он, Который Сам говорит о Себе: «Я свет миру», говорит нам: «Вы свет мира». И мы, несмотря на наши немощи и маловерие, призваны быть этим светом. Миллионы и миллиарды людей привели ко Господу святые первоверховные апостолы Петр и Павел своими Посланиями, потому что это - слово крестное, и это слово любви. Каждый из нас, кто бы он ни был, должен быть причастником Тайнам Христовым, кресту и любви, и только в той мере и степени, в какой мы этим тайнам причастны, спасаемся мы сами и можем других привести ко Господу.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
О выборе духовных книг для чтения
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
13.04.2024
Это чудо внезапно освещает смысл таинств, которые мы принимаем в Церкви
Суббота 4-я Великого поста (Мк, 31 зач., 7, 31—37)
13.04.2024
В чём заключена крепость народа
Слово в пятницу Крестопоклонной седмицы
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35