В № 22-19г. ВПК есть материал, где провозглашается хвала американским грузовикам времён войны, в частности «Студебекеру». Да, были такие, я даже помню присказку тех времён - «Цыгане шумною толпою толкали в гору Студебекер!». Машина хорошая, слов нет, но нельзя же опускаться до того, что Великую Отечественную войну мы выиграли благодаря поставкам по Ленд-Лизу. А цифра, приводимая автором материала (Арсений Гришин) 477 785 автомобилей, мне представляется сомнительной. Но это не тема моего материала.
Сегодня я хочу вспомнить о том, что 8 июля 1944 года с конвейера Уральского автозавода в городе Миасс сошли первые серийные грузовики «ЗИС-5В», которые вместе с «ГАЗ - АА» («Полуторка») явились одними из основных грузовых автомобилей периода Великой Отечественной войны, правда, «ЗИС -5В» на втором месте.
«ЗИС-5» - легендарная советская машина, грузоподъёмностью три тонны («трёхтонка»). Сложно переоценить значение этого грузовика для нашей страны. Во время войны эта машина исколесила десятки тысяч фронтовых дорог. Сугубо военная модификация этого грузовика получила название «ЗИС-5В», где буква «В» означала военный.
Первый экземпляр этого грузовика был произведён ещё в октябре 1933 года в Москве на заводе имени Сталина. «ЗИС-5» был очень простой машиной. Среди шофёров тех лет ходила даже шутка, имевшая основание: Одним ключом на «17» можно разобрать половину машины. Однако это не отменяло многих её положительных качеств.
На базе «ЗИС-5» было разработано 25 моделей машин, из которых 19 были поставлены на производство. Первые реактивные установки залпового огня «М-13», легендарные «Катюши», которых гитлеровцы прозвали «Сталинскими органами», были смонтированы на базе «ЗИС-5».
В период войны в конструкцию «ЗИС-5» были внесены значительные наработки военного времени, что существенно повысило технические данные этой машины.
15 октября 1941 года с приближением гитлеровцев к Москве производство «ЗИС - 5» было приостановлено. Началась эвакуация завода в Миасс и Ульяновск, где было возобновлено производство грузовиков в упрощённом виде. Сугубо военная модификация получила название «ЗИС-5В», но основные положительные качества автомобиль сохранил. Во время войны упрощённую военную модификацию «ЗИС-5В» выпускали заводы ЗИС (1943-1946), Ульяновский ЗИС (1942-1944) и Урал ЗИС (1944 -1947). За время войны было выпущено 84 100 автомобилей, в том числе на Урал ЗИС 8 500 штук.
После возобновления производства в Москве завод в Миассе продолжил выпуск автомобилей под названием УралЗИС-5м, выпуск которых прекратился в 1955 году.
Грузовик «ЗИС-5В» - один из основных грузовиков Красной Армии, по массовости второй после «ГАС - АА». Легендарная «трёхтонка» («Захар») в различных модификациях выпускалась с 1933 по 1948 годы.
Войну выиграл не один «Бог войны» - артиллерия, но и скромные труженики войны, обычные грузовики, которые таскали «Бога войны» на себе, подвозили ему снаряды и, вообще, были артериями войны, по которым струилась её кровь - живая сила и техника. К сожалению, мы их редко вспоминаем. Иногда их можно видеть на парадах в честь Победы или на пьедесталах некоторых городов нашей необъятной Родины!
Честь Вам и хвала, рядовые труженики Великой войны, автомобили!
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист
1. Что такое ЗИС-5В