itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Три разных участия в празднике

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Рождество Иоанна Предтечи

Пастырская проповедь 
0
615
Время на чтение 4 минуты
В рождестве Предтечи мы можем увидеть три совершенно разных отношения к этому событию тех, кто окружал явившегося на свет младенца. Множество людей — все соседи собрались, услышав об этой потрясающей новости. Они представляют собой тех, кто чисто внешне участвует в радости рождения, — радуются, что человек родился, но нисколько не задумываются о том, что значит это рождение, что предшествовало ему и что ждет впереди этого человека.

Для многих христиан характерно такое же отношение к церковным праздникам. Посещая храм в праздник Рождества Предтечи, двунадесятые праздники, они не задумываются о том, что было до этого, с чего начиналась история нашего спасения, что ждет впереди всех нас, какой путь мы должны пройти — просто стоят на службе вместе со всеми, молятся, как будто бы участвуя в этом. Они живут моментом, тем, что совершается сейчас в этом празднике — может быть, даже не только в празднике, а в окружающей жизни, — но не связывают это ни с чем. Жизнь направляет веру и ведет ее, а не вера окрашивает жизнь и придает ей единственный смысл и силу, без которой все не имеет значения. Отсюда теплохладность в вере. Человек делается неспособным проникнуть в Промысл Божий, понять, почему Церкви дан этот праздник, почему эти события сейчас происходят. Он безучастен к тому, что Бог надеется совершить с родом человеческим, или хотя бы с тем народом, в котором он живет.

Есть другое отношение к рождению младенца — его являют святые праведные Захария и Елисавета. Для них это событие — встреча с Богом. То, что младенец родился, то, что это чудо произошло, они связывают со своим отношением к Богу и с надеждой на соединение с Богом в будущем. Есть такие христиане, которые всегда заботятся о том, чтобы вера их углублялась, чтобы открывалось им присутствие Божие в том, что совершается в празднике, чтобы очевидным было действие Промысла Божия в том, что происходит во всех событиях. Для них важно увидеть и прошлое, которое вело к этому событию и к этому празднику, и они надеются на будущее, уготованное Господом для них.

Но есть самое главное отношение. Это отношение Бога к рождению младенца, отношение Бога к рождению Предтечи, отношение, которое можно назвать явлением верности Бога. Рождество Предтечи — это праздник верности Бога Своим обещаниям. То, что Бог обещал когда-то роду человеческому в древности, когда утратило человечество истинную жизнь и попало под власть зла и смерти. Обещание Божие об избавлении от этого рабства исполняется для этих людей. Надежда на будущее присутствует в этом празднике верности Бога, потому что Предтеча будет тем, кто уготовит путь грядущему Мессии, Спасителю мира.

Мы не можем, участвуя в этом празднике, не изумляться вместе со святыми праведными Захарией и Елисаветой тому, что Бог совершил в истории рода человеческого, в судьбе нашего народа, лично в судьбе каждого из нас. Можно быть толпой, присутствуя в самой Церкви. Радоваться песнопениям, не задумываясь о смысле праздника, о глубине того, что этот праздник раскрывает в нашей жизни. А нужно быть теми, кем явились святые праведные Захария и Елисавета в день рождения их младенца.

Когда человек чисто внешне участвует в празднике, его радость можно уподобить огню, который недолго горит. Эта радость может быть и естественной. Она горит до тех пор, пока есть достаточно дров, чтобы возгревать этот огонь. Но проходит немного времени, и остается только пепел. Для подлинного участия в том, что Господь дарует нам, требуется иное отношение. Тогда пламя радости будет таким, которое дает узнать присутствие Самого Бога в этом событии, в этом празднике. Тем, что освящает всю нашу будущую жизнь, укрепляет нас мужеством принять любой зов Господень, потому что мы знаем, что Господь присутствует во всех событиях нашей жизни, и Он предваряет нас заранее Своей милостью. Он исполняет все обещания, которые когда-либо Он давал верным Своим. И Он ведет нас к жизни совершенной.

О трех вещах будем помнить, совершая сегодняшний праздник. То, чему учит Предтеча. О покаянии, прежде всего. Покайтесь, говорит он, ибо приблизилось Царство Небесное. Это есть путь всего рода человеческого и каждого из нас. Чем больше мы сознаем, насколько это Царство Божие приблизилось, чем глубже дается нам пережить праздник, узнать благодать Христову, тем осмысленнее будет наше покаяние, изменение всей нашей жизни с серой, тусклой, греховной на прекрасную, Богом преображаемую.

Во-вторых, Предтеча послан для того, чтобы уготовить путь Господень. Каждый из нас в этом смысле должен быть предтечей для Господа. Предтечей для другого человека, чтобы жизнью своей открыть другому человеку истинную подлинную жизнь во Христе. И предтечей для самого себя. Уготовить Господу крещение огнем и духом, благодатное познание того, что Бог есть, покаянной жизнью, жизнью по правде Божией.

Наконец, Предтеча — это тот, чей взор всецело устремлен на Христа. Он забывает о себе, он не видит себя, он радуется тому, что становится все меньше и как бы совсем исчезает, оттого что Христос является другим. «Се, Агнец Божий, вземлющий грехи мира», — говорит он о Христе. И Откровение апостола Иоанна Богослова говорит нам о браке Агнца. О Том, Кто берет на Себя грехи мира, сподобляет всех кающихся небесной радости быть вместе с Вечным Женихом. Но путь этот предполагает такую верность Господу, о которой Сам Христос говорит: «Се Аз посылаю вас как агнцев посреди волков». Чтобы мы приняли с благодарностью от Бога честь и милость быть одного с Ним рода, человеческого и Божественного, по дару Христа. Первым в котором вслед за Божией Матерью является больший из рожденных женами.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Дар Божий
27 марта — празднование Феодоровской иконы Божией Матери
26.03.2024
Как оказались мы в Православной Церкви?
Евангелие Недели 1 Великого поста (Ин, 5 зач., 1, 43—51)
24.03.2024
Где торжество Православия в сегодняшнем мире?
Слово в Неделю Торжества Православия
23.03.2024
Враг старается осквернить святыню поста
Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона
23.03.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Ориентир Великого поста
22 марта — память 40 мучеников Севастийских
22.03.2024
Где огонь, который Христос пришел принести на землю?
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг
21.03.2024
На последнем Суде
Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в среду
20.03.2024
Богослужение особой духовной красоты
Сегодня — первая литургия Преждеосвященных Даров
20.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04