Форум отцов. Критический взгляд

В вопросах укрепления семьи, ответственного отцовства и ответственного материнства полумерами не обойтись

Бывший СССР  Семья 
0
2914
Время на чтение 11 минут
29 июня в селе Кукобой Первомайского района Ярославской области состоялся II областной Форум отцов «Территория Отцовства». Тема форума: «Роль отцов в патриотическом воспитании детей и молодежи».

Сразу оговорюсь – целью статьи не является раскритиковать идею, но лишь указать на некоторые направления этого, безусловно, важного начинания, без которых оно не будет полным.

В приветственных речах и на пленарном заседании прозвучало много хороших, умных и добрых слов. Обсуждалось участие отцов в контроле качества питания детей в школах, в работе по патриотическому воспитанию, указывалось на критически малое время общения детей с родителями в кругу семьи. Ради последнего даже было принято решение обратиться с предложением о переходе школ на 5-дневную неделю обучения. Кроме того, был озвучен тезис о пониженном статусе и роли современного отцовства в семье. К сожалению, тема не получила должного развития – ведущий не посчитал её достойной внимания и практически сразу прервал заявившего её. А жаль.

При построении здоровой семьи невозможно обойти стороной тему статуса и ответственности отцовства - считаю её вообще самой важной.

Невозможно требовать ответа за положение дел в семье с главы семьи, если он собственно главой-то и не является. В наше лукавое время тысячелетняя аксиома о главенстве в семье мужа не то чтобы «подмыта» - в современном обществе от неё камня на камне не осталось. Тем не менее, это никак не отменяет изначального предназначения каждого в замысле Создателя. Каждый в семье обязан честно нести то, что должен «сообразно чину, не похищая того, чего тебе Бог не давал. Строить семьи в любви и взаимном уважении: мужьям - стараться обращаться с жёнами благоразумно, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1 Пет. 3:7). Наставлять детей своих в учении Господнем (Еф. 6:1). Женам - пребывать в вере, любви святости с целомудрием и спасаться чадородием (1 Тим. 2:15). Детям - повиноваться своим родителям и почитать их (Еф. 6:1). И все это вместе не может существовать без Церкви основной - существовать вне мистического Тела Христова».

Да и невозможно построить счастливую семью на безчинстве. Если это понять и приложить труды для того, чтобы оздоровить семью, а вместе с ней – общество, сделать народ счастливее, а страну сильнее, то для начала необходимо восстановить законодательно каждый чин в своем достоинстве. Конечно, имеется в виду не юридический закон, а морально-этические нормы, которыми живет общество. Нужно сформировать эти нормы и включить их в общественный договор, в государственную идеологию. Это также крайне важно. Конечно, автор далёк от мысли, что тут же в каждой семье мужья примут всю полноту ответственности за свои семьи, а жены со смирением примут на себя установленную им Господом Богом подчиненную роль. Нет. Но и тем и другим будет задан ориентир.

Если в обществе будет принята такая норма, то члены общества будут стараться соответствовать ей, хотя бы прилюдно. По крайней мере, будет понятно, что достойно уважения, а что предосудительно, что добро, а что зло.

Должны быть четко сформулированы ожидания государства и общества от каждого. Разные задачи и требования для мужчин, женщин, детей. Обусловленные разными же качествами мужской, женской, детской природы. Тем самым снимутся многие вопросы, на которые сейчас нечем ответить. Например, каким должен быть моральный облик учителя. Как должны себя вести ученики. Почему секспросвет для детей – это повреждение и развращение детей. Почему надо запрещать публичные матерщину, оправление естественной нужды, стриптиз, тверк и прочий эксгибиционизм. Почему государство должно поддерживать только классическую семью, а не ЛГБТ-союзы. Почему в России, при рассмотрении морально-этических вопросов, необходимо учитывать мнение Русской Православной Церкви. И многие, многие другие вопросы. Этот закон нам необходим как воздух, в пику закону либеральному, закону, отрицающему человеческую природу, по сути - закону Содома и Гоморры. Так, известный богослов Е.А. Авдеенко утверждает, что не только множество грехов, а именно узаконение греха является причиной гибели Содома и Гоморры. Именно отрицание человеческой природы объединяет Каина, Вавилон и Содом.

В подтверждение и к иллюстрации сказанному приведу вопрос, заданный пожилой женщиной, представительницей ветеранской организации в конце форума. Вопрос, не получивший ответа:

- Ко мне за помощью обратилась мать двоих детей. Оба бывших её мужа не платят алиментов, жить не на что, она готова полы мыть, но даже такой работы на селе нет. Что ей делать?

Какой напрашивается ответ? - отловить гадов и заставить платить. Нет денег? - на принудительные работы. Обязать государство на законодательном уровне обложить их как уголовных преступников. Так? Можно добавить еще: потребовать от властей повысить социальные выплаты для данной категории мам. Логично? Но все же… Когда такие кавалерийские решения достигали требуемых результатов?

Сейчас обращаюсь не к молодежи, а к тем отцам и матерям, у кого есть дети, особенно сыновья. Наше пораженное либерализмом общество в большинстве своем уже давно оправдало т.н. «гражданские браки», суть - блудные сожительства. А вместе с ними и вообще любые беспорядочные половые связи, особенно не семейных людей. И заложниками этих т.н. «гуманитарных», «общечеловеческих» ценностей, либеральной идеологии - этого общественного договора - стали именно молодые люди. При этом сознание большинства ни как не докручивает простую мысль, что так легко и по-«общечеловечески» оправданные обществом беспорядочные связи очень часто становятся причиной катастрофы личной и семейной жизни огромного множества людей. Ломается жизнь и тех, кто из-за таких вот «свободных отношений» не готов был становиться родителями, и тех, кто вовсе не собирался строить семью со случайным партнером. Но главное – этим катком расплющиваются детские судьбы. Другая странность: в этой беде получается, что за последствия того, что общество оправдало и к чему тем самым подтолкнуло - сочувствие и пособия получает женщина (а как иначе?), дети - неизгладимые травмы и безотцовщину, мужчины - презрение и преследование. И это при том, что мужчины в этой ситуации – самый что ни на есть «слабый пол»… На самом деле многие знают, что если женщина потеряет свойственный женской природе стыд, то ни один мужчина не устоит. Как пишет преподобный Иоанн Лествичник: «Если бы женщины сами прибегали к мужчинам, то не спаслась бы ни какая плоть». Другими словами, времена, когда мужчины ухаживаниями, предложениями руки и сердца добивались женщин, «канули в лету». На смену им с гнилого Запада идет (для кого-то уже давно пришло) время женщин «в активном» - хищном поиске, где роль мужчины, как центра принятия решений, стремится к нулю.

В этой связи попробуем рассмотреть иной вариант ответа. Предположим наличие злого умысла: корыстное желание женщины использовать эту природную слабость мужчин с одной стороны и общественное оправдание, плюс государственные гарантии - с другой. Использовать мужчину, так сказать, в прикладных меркантильных целях для того, чтобы «пристроится». Или современнее сказать: самореализоваться. Посредством, например, связей или положения семьи избранника.

Вариант третий: простое и незатейливое женское желание (тоже вполне общественно оправданное) «родить для себя», где роль мужчины, как центра принятия решений, также нулевая. Вспомните монолог Л.Ахеджаковой из фильма Э. Рязанова «Гараж»:

- Муж на сегодня не обязателен. Главное для женщины - дети. Знаете, сколько таких, как я? И я счастлива. И мальчик мой счастлив.

Неправда всё это, особенно насчет того, что ребенок без одного из родителей может быть счастлив. Это ложь. Разве только по сравнению с полным их отсутствием. Но действительно, подобное явление общественно оправданным стало примерно в то время - т.е. относительно недавно. А последнюю тысячу лет нашей истории рождение детей от блудных связей обществом порицалось (такие дети именовались ублюдками), а женщины, ведущие половую жизнь вне брака, нарекались еще более непечатно, массой в т.ч. и однокоренных эпитетов. И не спроста. Независимо от того, что по этому поводу думают в современном обществе, на этом ребенке обязательно скажутся последствия.

Но как бы там ни было: ошибка ли это одного или обоих молодых людей, единоличное ли это решение женщины или нет, со злым умыслом или без оного, с имущественным обиранием и алиментным закабалением «биологического отца» или без такового - разница не велика. Не велика по сравнению с тем, что дети лишаются отцов, а отцы детей. Об этом есть небезынтересный фильм «Мизандрия» режиссера Романа Александрова. Небезынтересный с точки зрения приведенных аргументов. Правда и, к сожалению, вредный в выводах, т.к. навязывает и оправдывает идеологическое противостояние полов, но с противоположной от феминизма стороны. А оно, это противостояние, есть. Противостояние по факту серьезного перекоса. Вдумайтесь, мать лишает одного ребенка отца, лишает второго ребенка отца - и обществом это оправдано. Более того, она же еще и пострадавшая, ей же еще сочувствие, а для обоих мужчин - презумпция виновности.

Если я ошибаюсь, то почему у той замечательной и умудренной опытом женщины-ветерана не возникло вопроса к этой несчастной мамаше: как же так случилось, дочка, что ты, при живых отцах, осиротила обоих своих детей? Ведь сейчас не война, да и ты не вдова погибшего героя… Как же так случилось, что от тебя сбежали два (!) твоих мужа, да так, что не только бегают от властей и исполнительных листов, но и от своих родных детей, лишь бы с тобой не встречаться?

И если так поставить вопрос, то на поверхности увидим иной ответ. Кстати - не факт, что правильный. Бог весть, что там на самом деле произошло. Но всё же, если бы у нас готовили девочек к замужеству и материнству (именно в такой последовательности), а мальчиков к защите Родины, семьи и отцовству (и опять – именно в такой последовательности), – уверен, этих трагедий было бы кратно меньше.

Посмотрите, как «доброму, светлому, вечному» учит нас и наших детей современное искусство. Во всех сериалах женщины «бизнесвумэнши», начальницы, полиционерши, солдатши/офицерши, спецназовки, в крайнем случае - террористки или стриптизерши. Стоит ли удивляться тому, что у нас огромный конкурс девиц в полицейские, военные училища и ВУЗы на иные, некогда совершенно не женские, профессии? При продолжении такой идеологической политики государству придется смириться с тем, что граждан нашей стране будут рожать гастарбайтершы. Кроме того, у «бизнесвумэнш» и «офицерш», как правило, мужья - либо не вполне мужчины, либо это переменный состав, либо их вообще нет. Когда женщины вместо служения семье служат бизнесу или карьере, их дети лишаются не только отцов, но и матерей. Стоит ли удивляться тому, какими эти дети вырастают? Как бы это кому ни нравилось – это всё то же отрицание человеческой природы - «тупиковая ветвь эволюции». С тем лишь отличием от ЛГБТ-союзов, что эта ветвь заканчивается не на первом, а на втором поколении.

Если бы с экранов телевизоров, со сцен, с билбордов, из клипов в сети, в школе и дома наших девочек учили «реализовываться как личность» не в карьере, политике или бизнесе, а в муже, в семье, в детях, если бы наших мальчиков учили реализовываться в служении стране и семье, уверен, всё было бы иначе. Хотя бы потому, что развитие личности в здоровой и счастливой семье для нормальных людей предпочтительнее, чем развитие личности в неполной семье или вовсе в одиночестве. Собственно, как и воспитание этой личности с детства в здоровой, полной и многодетной семье предпочтительнее, чем сиротой при живом отце.

Но даже и такая эта замечательная система устроения семьи и воспитания детей будет не полной. Подобная система уже была реализована в СССР, и именно из-за своей ущербности (в частности - демотивированности) была обречена на крушение:

«…Если эта система не полная, не цельная - ущербная, то вопрос разрушения общества имеющего основанием эту систему ценностей - вопрос времени. Пример идеология СССР: кодекс строителя коммунизма, это не что иное, как вариации на тему последних шести заповедей декалога, при отрицании первых четырех. Но именно первые четыре мотивируют последующие шесть. И если у первых поколений эта мотивация еще была (по инерции жизни в среде её носителей, в силу традиции, воспитания), то у последующих этой мотивации не осталось. И в 70-80-е годы прошлого столетия только ленивый не высмеивал этих идей: "человек человеку друг, товарищ и брат" - с какой стати? Нет мотивации - СССР был обречен рухнуть на 2-4 поколении».

Полноту же системы устроения семьи кратко можно уложить всего в одну фразу: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1Кор.11:3).

Уверен, если бы в семье этой женщины, хотя бы одной стороной, реализовывался этот принцип, вряд ли бы эта семья развалилась даже при первом муже. Уверен, как верующий человек: Господь бы помог только за одно её смирение. Уверен и как имеющий жизненный опыт, немолодой уже человек: надо быть круглым идиотом, чтобы оставить такую жену.

В этой полной системе (назовем её так) не возникает и других подобных вопросов, на которые люди мучительно ищут ответы и не находят их. Так, на этом же форуме одним из отцов был задан такой вопрос:

- Вы говорите о патриотическом воспитании детей, занятии спортом и т.д. А кто защитит наших детей по дороге из школ, через парки, пустыри, гаражи – где собираются алкаши, наркоманы и хулиганы? Чем в этом деле поможет умение разбирать автомат Калашникова?

Умение разбирать автомат, конечно, вряд ли поможет. А вот обращение с жёнами благоразумно, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (1 Пет. 3:7), воспитание детей в почтении и повиновении своим родителям (Еф. 6:1), пребывание жен в вере, любви святости с целомудрием и спасение чадородием (1 Тим. 2:15) – точно помогло бы.

Не очевидно? Свидетельствую от первого лица - у меня, как у многодетного отца, с корнями из терских и сибирских казаков, такой вопрос в принципе никогда не возникал. Мои дети в школу – вместе, из школы – вместе. Если не получается кого-то дождаться – то по обстоятельствам: или старшие за ними заезжают, или я, или жена. Дочери вне дома бывают лишь в сопровождении отца или братьев. В самом крайнем случае – в сопровождении матери, тетки или бабушки. Традиция у нас в семье такая. Кстати, вполне русская. Конечно, если бы мы с женой главными ориентирами в жизни выбрали «сначала пожить для себя», «сначала заработать, купить то и то», если бы с этой целью и сам я отправился, и жену отправил деньги на квартиру зарабатывать – тогда и одного-то родить проблема. Где уж там взяться братьям и сестрам одинокому по жизни ребенку.

Кстати, на форуме был показан хороший короткометражный фильм, в котором была озвучена мысль: Бог даст дитя, Бог даст и на дитя. Полностью её разделяю и подтверждаю жизнью своей семьи.

Вопрос следующий: какой в этой полной системе может быть роль государства?

Государство ни в коей мере не должно отказываться от своей прямой обязанности воспитания своих же граждан. И это не нуждается в доказательствах, просто из соображений здравого смысла. Отсюда прямо следует, что у государства обязательно должна быть государственная идеология. Любые же идеологические построения ВСЕГДА имеют основанием религиозные учения (вера в торжество демократии, либерализма или коммунизма - не исключение). Для России традиционным и, без преувеличения, государствообразующим, религиозным учением является Православие.

Не случайно на том же форуме прозвучала мысль о синергии духовной и светской власти, когда говорили о двуглавом орле - гербе России. Правда, эта мысль не получила развития. И несмотря на то, что она имеет прямое отношение к теме (кто, как не отцы семейств должны об этом думать?), на самом деле хорошо, что не начали её обсуждать в том формате. Эта наиважнейшая тема, тема концепции государственного строительства, всё-таки требует отдельного и глубокого осмысления и серьёзного обсуждения. Если кому будет интересно - автор предпринимал подобную попытку.

Итак, что называется «в сухом остатке» у меня получается: в вопросах укрепления семьи, ответственного отцовства и ответственного материнства полумерами не обойтись – необходима описанная выше полная система. И для получения сколько-нибудь значительных результатов на уровне общества нужно принять и прописать основные положения этой системы в государственной идеологии. А для этого государственная идеология, как минимум, должна быть заявлена в Конституции.

Сергей Халин, публицист
1
1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

117. Ответ на 116., Андрей Карпов:

Всё это просто, и не стоит долгих рассуждений

"Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7:18-23) Вот Апостолу не кажется это простым, а вам - "святому" - всё просто. святость есть ничто иное, как любовь

Бог есть Любовь - это да. Не возьмусь оспаривать то, что человек имеющий любовь не святой. Как и не возьмусь доказывать обратное. Потому, что не могу знать наверняка до тех пор пока Господь очевидным образом не покажет результат Своего решения и Его Церковь этот результат не зафиксирует. Не мне решать, и не мне определять действительность любви, о которой вы говорите. Вот воин убивавший врагов на войне и сам убитый святой или нет? Его взяли на фронт защищать - даже до смерти - Родину, т.е. если будет нужно - надо отдать жизнь за други своя. Воевал - по вашему "процесс" любви налицо. Вот случилась нужда - отдал Богу душу - тоже "процесс" налицо. Следовательно, по-вашему святой, т.к. "бо́лши сея́ любве́ никто́же и́мать, да кто́ ду́шу свою́ положи́тъ за дру́ги своя́"(Ин.15:13). По-вашему выходит, можно уже его иконы писать и акафисты ему составлять (...вам бы в комиссию по канонизации!). Но вы знаете с каким грузом он пришел к последнему дню, с каким сердцем он был взят? Бог весть. Кроме того, не дерзну так "просто" сказать, что "любовь есть святость". Бог есть Любовь, всесовершенная Божественная Любовь. Он безусловно Свят. Но на прерогативу определять святость любви человеческой, аз многогрешный не посягаю. А вы, похоже, этой четкой грани "просто" не чувствуете.
Алекс / 12.07.2019, 07:12

116. Ответ на 114., Алекс:

Процесс ради процесса, без цели что ли? Движение к цели это и есть процесс. Это ни как не отменяет вашего ложного посыла про наличие любви, как непременного условия для "простого" (особенно умилило) решения задачи. Кстати, без какого либо указания на процесс, это вы только теперь переобулись :-)

Просто позвольте себе любить людей, с которыми Вас сводит Бог, старайтесь не делать им больно, и Вы увидите, как атмосфера вокруг Вас начнет меняться. Всё это просто, и не стоит долгих рассуждений. В конце концов, и святость есть ничто иное, как любовь.
Андрей Карпов / 12.07.2019, 05:35

115. Re: Форум отцов. Критический взгляд

Да, у старшего поколения с этими вопросами какой-то кисель...
Даневский Саша / 11.07.2019, 20:16

114. Ответ на 113., Андрей Карпов:

демагогия: Любовь и стяжение Святого Духа... И то и другое - никак не цель, а процесс.

Процесс ради процесса, без цели что ли? Движение к цели это и есть процесс. Это ни как не отменяет вашего ложного посыла про наличие любви, как непременного условия для "простого" (особенно умилило) решения задачи. Кстати, без какого либо указания на процесс, это вы только теперь переобулись :-) Будем сидеть и ждать, когда нас одарят?

Про дар - да, а про сидеть и ждать я не говорил - это ваш домысел (такой же лукавый, как и корявый). Видимо, для того, чтобы снова "умно" порассуждать: Церковь учит покаянию, избавлению не только от грехов, но от расположения к ним. Без искоренения в себе тяги к греху, от греха не уйдёшь. Грехи изглаживает Бог, а вот тягу к греху надо побеждать (с Божией помощью) самому, напрягая свою волю. Без желания искоренить страсть ничего не получится... А страстным с Богом быть вместе не придётся. Бесстрастие - это и есть святость.

Вот задали сам себе глупый вопрос и начали будто бы умно на него отвечать. И опять не без ошибок. Ошибки - ошибками, но с последним утверждением, видимо приведенным в доказательство тому, что на "одарение" вы не согласны, вы святость вполне себе сами "в процессе" намерены заработать. В итоге получается - либо как у буддистов (там тоже беСстрастие=святость), либо как у римско-католиков: святость как должное воздаяние по заслугам. Это уже ересь. Ересь, которая у них имеет прямое логическое развитие: сверхдо́лжные заслу́ги (лат. super-erogatoria opera). Так, что, "почётный святой, почётный великомученик, почётный папа римский нашего королевства" - аккуратнее надо с выводами и доказательной базой.
Алекс / 11.07.2019, 20:05

113. Ответ на 106., Алекс:

Любовь, в том понимании, которое дает апостол это высшая добродетель. Это не условие - это цель. Примерно как стяжать мирный Дух.

Вы совершенно правильную параллель указали. Любовь и стяжение Святого Духа... И то и другое - никак не цель, а процесс. Это не что-то там впереди, это здесь и прямо сейчас, но в той мере, на какую способен каждый из нас. Тумблер не щёлкнет, занимая новое положение. Просто качество накапливается. Надо начинать двигаться, тогда можно дойти. Надо начинать любить прямо сейчас, а не ждать, когда свершится (станет совершенной) любовь. И если начало положено, мир (в семье) уже сразу начнёт устраиваться. святость это не отсутствие грехов и даже не малогрешие. Святость это дар. Дар Бога.

Будем сидеть и ждать, когда нас одарят? Церковь учит покаянию, избавлению не только от грехов, но от расположения к ним. Без искоренения в себе тяги к греху, от греха не уйдёшь. Грехи изглаживает Бог, а вот тягу к греху надо побеждать (с Божией помощью) самому, напрягая свою волю. Без желания искоренить страсть ничего не получится... А страстным с Богом быть вместе не придётся. Бесстрастие - это и есть святость.
Андрей Карпов / 11.07.2019, 12:46

112. Re: Форум отцов. Критический взгляд

Жили-были два мальчика.И у каждого была мама. Одному мама сказала так - передай всем твоим подружкам, что твоя мама очень сердитая, поэтому, если они придут ко мне и принесут в подоле, я их выгоню. Так что думай сам. Вторая мама сказала так - храни целомудрие, сынок. Но если ошибешься - женишься. Хоть на лягушке.Я обещаю. Это реальная история наших дней.
Даневский Саша / 11.07.2019, 12:08

111. Ответ на 74., Даневский Саша:

Вот у себя и отделяйте

и не мешайте Даневскому Саше молоть чепуху))
Сергей Швецов / 10.07.2019, 15:41

110. Ответ на 107., Алекс:

Потому и для словесного стада "просто" пастись "среди сетей многих" без, занятых чем угодно, только не паствой, пастырей.

Ага, пусть на Страшном Суде скажут, что их пасли неправильно.
Даневский Саша / 10.07.2019, 15:06

109. Ответ на 105., Сергей из НН:

Просто детей пригульных (или лучше нагульных) не нужно заводить.Саша, так это мы возвращаемся к простой и ясной (для верующих) истине - "не надо блудить". Вообще. Независимо от того, рождаются при этом дети или нет.

Да. А то вот приходится общаться с продуктами.
Даневский Саша / 10.07.2019, 15:05

108. Ответ на 107., Алекс:

как у всех всё "просто".

Так наш разговор и шёл просто - о христианской жизни в селе и в городе. Я на это и ответил - "где угодно". Мы же не касались тем о канонизации, отношениях паствы и пастырей, бочках и т.д.
Сергей из НН / 10.07.2019, 13:05
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Халин
Вступать ли в брак без любви?
Браки, которые совершаются на небесах и те, которые совершаем мы сами
04.03.2024
Придумывать идеологию не надо. Продолжение
О последних указах и выступлениях Владимира Путина
29.04.2023
Придумывать идеологию не надо
Доклад на Калязинских чтениях
30.05.2022
«Никогда такого не было и вот опять!»
Кто мы? И куда идем? Продолжение
02.04.2021
Кто мы? И куда идем?
Для формирования культуры нужно время, а для формирования нравственности нужна идеология
27.03.2021
Все статьи Сергей Халин
Бывший СССР
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
День памяти священника Феодора Синькевича
Сегодня мы также вспоминаем А.А.Нартова, Н.Н.Миклухо-Маклая, Д.С.Сипягина, Е.В.Барсова, А.Н.Меллер-Закомельского, Н.Ф.Ватутина, Д.М.Шарова, А.Н.Сабурова и С.Н.Анохина
15.04.2024
Все статьи темы
Семья
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
«Нужно найти для них новую семью»
О ситуации вокруг детей, найденных в подвале петербургского дома
12.04.2024
Летим в демографическую пропасть?
По данным ВНИИ труда, доля неполных семей в России выросла почти в два раза
11.04.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
О попытках «реабилитировать» Киркорова и Моргенштерна*
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15