Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий, происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в иночестве - Кирилл) - самым младшим.
Святой Мефодий около 10 лет был византийским воеводой в славянском княжестве Славинии, бывшею под греческой державой. По особому усмотрению, Божию Мефодий хорошо изучил славянский язык и стал располагать свою волю к отречению от всего земного. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним Императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа. По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан Императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Вскоре Император вызвал обоих братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились в Корсуни, где чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же в Корсуни святой Константин нашел человека, говорящего по-русски, и стал учиться у него читать и говорить на его языке. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.
Вскоре Император призвал святого Константина и приказал идти просвещать славян в Моравии. В 863 году с помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Затем братья отправились в Моравию и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов и они подали жалобу в Рим. Однако по прибытии братьев в Вечный город папа Римский Адриан утвердил богослужение на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя, за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии - Велеград.
Сегодня мы вспоминаем подвиг русского патриота дьяка Тимофея Осипова, принявшего мученическую смерть 11 мая 1606 года.
История не сохранила для нас биографии этого мужественного русского человека. Известно лишь, что в Смутное время, после захвата власти в Москве Лжедмитрием I на Тимофея Осипова была возложена обязанность торжественно объявить жену самозванца Марину Мнишек царицей, после чего должно было последовать принесение ей присяги. Готовясь к этому дню, дьяк Тимофей Осипов наложил на себя пост и двукратно причастился Святых Таин. Затем, когда настало время, он, ничего не сказав жене, предстал перед Лжедмитрием и в присутствии всех громогласно начал свою речь словами: "Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубо и противно: а ты вор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царевич Димитрий". Мужественный дьяк объявил затем, что не желает присягать иезуитке, царице-язычнице, оскорбляющей своим присутствием московские святыни, и хотел продолжать свою речь дальше, но был тотчас же убит сторонниками самозванца и выброшен из окна.
Сегодня мы также вспоминаем инока Иакинфа (Никиту Яковлевича Бичурина) (1777-1853), ученого-китаеведа, историка, переводчика, члена-корреспондента Российской Академии Наук.
Н.Я.Бичурин родился 29 августа 1777 года в семье дьячка Якова Даниловича Бичурина (1749—1812) в селе Акулево (чуваш. Шемпер). Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785—1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил ее с отличием. Окончив Казанскую духовную академию в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря.
В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава. В 1807 году определен начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по юриспруденции, медицине, религии, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.
Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишен сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.
В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е.Ф.Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу — «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в Забайкалье, откуда привез тибетские и монгольские книги, принадлежности буддийскую храмовую утварь и другое.
Сегодня мы также вспоминаем Николая Константиновича Зацепина (1819-1855), полковника, героя Крымской войны, художника. Он родился в Романовском уезде Ярославской губернии в 1819 году (по другим данным — 23 ноября 1818 г.). Происходил из дворян. Воспитывался в Главном инженерном училище и окончил курс офицерских классов (впоследствии Николаевская инженерная академия).
В 1837 году был выпущен на действительную службу в лейб-гвардии Саперный батальон прапорщиком с оставлением при училище. В 1841 г. командирован на Кавказ и участвовал в нескольких сражениях с горцами.
Во время Крымской войны командовал 3-м саперным батальоном, принимал деятельное участие в укреплении Севастополя и в геройской его обороне, где в ночь с 10 на 11 мая 1855 года был убит наповал двумя пулями во время ночных работ перед 6-м бастионом.
Сегодня мы также вспоминаем Александра Алексеевича Васильчикова (1832-1890), действительного тайного советника, гофмейстера Высочайшего двора, любителя искусства и писателя, директора Эрмитажа. Он родился в семье сенатора Алексея Васильевича Васильчикова (1776—1854) и Александры Ивановны, урождённой Архаровой.
По окончании курса в Московском университете служил по министерству иностранных дел, при российской миссии в Риме, а потом при русском посольстве в Карлсруэ, был в 1879—1889 годах директором Императорского Эрмитажа и с 1882 по 1886 годы председателем Императорской Археологической комиссии.
В день, когда Святая Церковь прославляет равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, просветителей славянства, мы чтим память выдающегося русского ученого и общественного деятеля, товарища председателя Главного Совета Союза Русского Народа (СРН) академика Алексея Ивановича Соболевского, скончавшегося в 1929 г.
Он родился 26 декабря 1857 года в Москве в семье чиновника. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета. Защитив в 1884 г. докторскую диссертацию по истории русского языка, был профессором Киевского и Санкт-Петербургского университетов, в 1900 г. избран академиком Академии наук. Соболевский внес неоценимый вклад в собирание русского фольклора, издал 6 томов «Великорусских народных песен».
Сегодня мы также вспоминаем архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). Он родился в Кишиневе 26 сентября (8 октября) 1873 г. в семье смотрителя богоугодных заведений. В 1891–1897 гг. учился в петербургской Академии художеств, где среди его наставников были Л.Н.Бенуа и И.Е.Репин. В 1894–1899 г. посетил Среднюю Азию, Тунис, ряд стран Западной Европы; в Париже занимался в академии Жюлиана (1898). С 1901 г. – на службе в Святейшем Синоде. С 1913 г. жил в Москве.
Сделал себе имя как мастер церковной архитектуры в «русском стиле»: церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве, все – 1908–1912; паломническая гостиница в Бари (Италия; 1910–1913) и православный храм св. Николая Угодника; и др.; Щусев выступал тут в равной мере и как историк-археолог (в Овруче он отреставрировал также храм св. Василия Великого, восходящий к XII в.), и как настоящий поэт зодчества. Первоначально ориентируясь на средневековые памятники Новгорода и Пскова, в наиболее масштабной своей ретроспекции – живописном ансамбле Казанского вокзала (строительство которого началось в 1913) – использовал мотивы русского барокко XVII в.
После Октябрьской революции 1917 г. руководил вместе с И.В.Жолтовским проектом «Новая Москва» (1918–1925), предугадав в своем (хотя в те годы и неосуществленном) плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями. Занимал также должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922–1923) и 2-й проектной мастерской Моссовета (1932–1937). Был директором Третьяковской галереи (1926–1929), а также (с 1946 г.) организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя. Блестяще усвоил авангардные принципы конструктивизма (Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи, 1927–1931; здание Наркомзема в Москве, 1928–1933). Органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности в известнейшей своей работе – Мавзолее В.И.Ленина на Красной площади (1929–1930). В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос «сталинского классицизма» (гостиница «Москва», 1932–1938; Москворецкий мост, 1936–1938; Большой театр оперы и балета имени А.Навои в Ташкенте, 1940–1947; здание НКВД на Лубянской площади, 1946 г.; и др.). В 1941 был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952 г.).
Сегодня мы также вспоминаем Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), философа и писателя. А.Ф.Лосев в 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям — философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.
Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» (1930), где он открыто отвергал марксизм (цитата: «Марксизм, — есть типичнейший иудаизм, переработанный возрожденческими методами и то, что все основатели и главная масса продолжателей марксизма есть евреи, может только подтвердить это») и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле, арестован в апреле 1930 года и приговорен к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству первой жены А.М.Горького Е.П.Пешковой в 1932 году он, как и его жена, приговоренная к 5 годам, были освобождены.
Поскольку философию ему преподавать не разрешалось, он был профессором Нижегородского университета, Московской консерватории (1922). После однолетнего пребывания на Балтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной академии художественных наук, Московском государственном педагогическом институте (1944); член Государственного института музыкальной науки (1922).
По конфиденциальным сведениям, поступившим в ЦК ВКП(б) из Краснопресненского райкома партии, Лосев однажды заявил на философском факультете, в присутствии коллег: «Да, я идеалист».
В 1929 году вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев стал сторонником (вслед за Флоренским) так называемого имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедовал философию Имени как изначальной сущности мира.
После возвращения из ссылки был вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.
Сегодня мы также вспоминаем Олега Николаевича Ефремова (1927-2000), актера, театрального режиссера. Он родился 1 октября 1927 года. Отец — Николай Иванович. В 1949 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Василия Топоркова) и стал актером и режиссером Центрального Детского театра, также стал преподавать в школе-студии МХАТ.
В 1956 году организовал и возглавил театр «Современник». С 1970 года — актер и главный режиссер МХАТ СССР им. М.Горького. С 1976 года стал профессором школы-студии МХАТ. Режиссер-постановщик ряда кинофильмов.
В 1987 году был снят документальный фильм на тему раздела МХАТа «Олег Ефремов. Чтобы был театр» (Режиссер Марина Голдовская).
Сегодня мы также вспоминаем Николая Алексеевича Мельникова (1966-2006), поэта, актера, режиссера, лауреата литературной премии имени А.Фатьянова, члена Союза Писателей России.
Отцом поэта был деревенский водитель Алексей Харитонович Мельников, матерью — доярка Раиса Федоровна Мельникова. Деревня, откуда родом поэт, находится на стыке границ Украины, Белоруссии и России.
В 1982-м году поступил в ГИТИС. Со 2-го курса был призван в Советскую армию, возобновил учебу в 1986-м году, который закончил в 1990-м году, получив диплом по специальности «режиссура».
Полностью статья опубликована в разделе Этот день в Русской истории