Православие и гедонизм

О гедонистических тенденциях в православной среде и о той радости, которую приносит православная вера

Известный либеральный телеведущий и безбожник Владимир Познер, отвечая на вопрос на своем портале Познер-онлайн, заявил, что «Православие - безрадостная религия, тяжелая, призывающая ко всякого рода страданиям, лишениям, ради того, что когда-нибудь, потом... Она не вызывает желание жить сейчас хорошо».

Подобный взгляд, как ни странно, разделяется и некоторыми православными, сторонниками т. н. «православия-лайт», в соответствии с которым земная жизнь человека самодостаточна, а значит, можно наследовать Царствие Божие, проводя свою земную жизнь в наслаждении, веселье, в погруженности в мирские заботы и забавы. Именно эта гедонистическая позиция позволяет «оправославливать» те вещи, которые не имеют никакого отношения к Православию. Таким образом появляются - православный банкинг, православные футболки, православные ночные клубы, православные увеселительные мероприятия и т. д. и т. п.

«Какой должна быть земная жизнь православного христианина? Как Вы оцениваете вышеописанные тенденции?» - с этими и другими вопросами заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев обратился к профессору Московской духовной академии, известному русскому богослову, педагогу и публицисту Алексею Ильичу Осипову.

Критика христианства за будто бы проповедуемый им безрадостный образ жизни проистекает из полного незнания Православия. Указывают на посты, сдержанную одежду, необходимость ходить в храм, сознавать себя грешными (а не святыми?), каяться в грехах и проч. При этом не хотят даже знать, что в действительности предписывается церковными правилами и зачем это делается?

Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви - это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить.

Они говорят: ешь, питай свое тело, но не объедайся; можешь пить вино, но не пьянствуй; женись и выходи замуж, но не блуди; веселись, пой и танцуй, но не безобразничай; одевайся, но не бесстыдничай; говори правду, будь честен, справедлив, человеколюбив, но не лги, не клевещи, не воруй и т.д. Сам Христос на свадьбе в Кане Галилейской, без сомнения, и ел, и пил, и пел, и был, конечно же весел, а не сидел как черная туча.

То есть в христианстве одинаково неприемлемы как языческая вседозволенность, которая некоторыми лукаво выдается за духовную свободу, так и законническое, часто носящее фарисейский характер, рабство букве внешних предписаний. Где же критерий истинности? Он в искреннем следовании евангельской совести и примере поведения Самого Христа. Только на этом пути можно избежать скорбей и страданий. К этому, а не к страданиям Он призывал, и учил как правильно к ним относиться, когда они случаются.

Упреки Православию за его призыв к покаянию в своих грехах являются лишь скрытой попыткой оправдания своих злых дел и безнравственных поступков. Покаяние перед человеком и перед Богом является необходимым актом очищения своей совести и исправления себя. Ибо в противном случае человек ржавеет и теряет чувство различения добра и зла. А это приводит к самым печальным последствиям не только для его жизни.

Основная причина критики христианства совсем не в каких-то серьезных аргументах, она кроется в нежелании ни Бога, ни души, ни вечной жизни. Но какой оптимизм способна порождать вера в свою и всего человечества вечную смерть? И какие психологические, моральные, социальные, культурные и проч. последствия возникают отсюда? В любом случае логически оправданным остается тогда лишь одно: пока жив, бери, что можешь, и убирай со своего жизненного пути всё, что мешает. Об этом откровенно, без тени смущения проповедовал Рокфеллер: «Рост деловой активности - это просто выживание сильней­ших... Американскую розу можно вырастить во всем великолепии ее красоты и благоуха­ния, которое вызовет восторг у созерцающих ее, лишь беспо­щадно обрезая слабые рост­ки вокруг нее» («Диспут». 1992. №1, с. 138).

Совсем другая картина жизни открывается для человека действительно, а не формально, верующего. Достаточно обратить внимание хотя бы на некоторые ее стороны, чтобы убедиться, какой стимул жизни, какую огромную психологическую и нравственную помощь оказывает Православие верующему в решении самых серьёзных проблем его земной жизни.

Прежде всего, это вера в то, что земная жизнь человека является только началом вечной жизни, а не бессмысленным мигом существования, чтобы затем навсегда исчезнуть, как это внушает атеизм.

Вера, что Бог - это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач, всегда готовый в ответ на покаяние оказать помощь, даёт христианину твёрдость и утешение в самых трудных обстоятельствах жизни, при самых тяжёлых нравственных падениях.

Такая вера избавляет христианина в трудные моменты жизни от разочарования, от чувства заброшенности, тоски и отчаяния, от самоубийства. Верующий понимает, что как врач в зависимости от болезни одному пациенту рекомендует курорт, а другого отправляет на тяжёлую операцию, так и всё тяжкое, происходящее с ним, «не напрасно, не случайно», а является тем необходимым действием Бога, которое обусловлено духовным состоянием человека, и необходимо ему для спасения.

Твердая вера в Бога даёт возможность правильно оценить те неизбежные несправедливости, которые происходят в человеческом мире. Верующий понимает, что никакой злодей и ничто в мире не смогут сделать ему большего, чем будет позволено Богом в качестве необходимого для него лекарства.

Знание этого оказывает самое положительное воздействие на психологическое состояние верующего человека. Оно даёт ему возможность переносить всё с мужеством и терпением, даже с благодарностью Богу. Это умиротворяет его, помогает ему посмотреть на свою жизнь иными глазами, раскаяться, измениться в отношении к окружающим. Всё это чрезвычайно облегчает внутреннее состояние человека, его семейную жизнь, общественную деятельность.

Вера в то, что Бог всех равно любит, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45), спасает верующего от высокомерия, гордости, вражды, унижения других людей, останавливает его язык от злостных осуждений, клеветы и всякой неправды по отношению к любому человеку.

Вера, что эта жизнь является только тем мгновением времени, в которое человек должен сдать экзамен на честность и разумность своей жизни, чтобы затем быть принятым в вечное общение со святыми, чистыми и совершенными людьми, удерживает человека от зла, оберегает его от бездумной, стихийной, грязной жизни, от преступных дел, ненависти и т.п. 

Вера православная, утверждая, что все люди заражены страстями и нет человека без ошибок и грехов, спасает верующего от непрерывных осуждений, раздражения, безрассудного гнева, помогает великодушному отношению к недостаткам окружающих людей, сохранению с ними мира, особенно в семейной жизни.

Вера словам Христа: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк. 6: 41-42), - постоянно напоминает человеку о его страстях, трудности борьбы с ними и потому необходимости сдерживаться предъявлять особые требования к поведению другого.

Вера, что заповедь: Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7: 12), - является важнейшей в нашем общении с людьми, напоминая верующему о должном отношении к ним, о помощи, справедливости, милосердии и любви.

Вера приносит истинному христианину уже здесь, в земной жизни тот великий духовный плод радости, о котором апостол Павел писал: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).

Вера помогает в исцелении души от эгоизма, нелюбви к людям, лицемерия, зависти, алчности, гордыни и прочих страстей, уродующих человека, низводящих его до состояния животного и демонического. Поэтому только невидящий в себе этой грязи и не хотящий избавиться от нее может упрекнуть Православие за те его усилия и те средства, которые оно предлагает человеку, чтобы очиститься и уже здесь пережить ту неземную радость, с которой несравнимы ни какие обычные переживания.

Преподобный Серафим Саровский был настолько преисполнен радости, что встречал любого приходящего к нему не иначе, как словами: «Радость моя»! Преподобный Никон Оптинский, будучи арестован, обрит и посажен в камеру с тяжелыми преступниками, присылает оттуда записку: «Радости моей нет предела»! Игумен Никон Воробьев, который в 30-е годы «строил» Комсомольск-на-Амуре, говорил: «Какую радость давала мне в тех ужасных условиях молитва Иисусова».

Ваши рассуждения подводят к мысли, что гедонистические тенденции в православной среде, свидетельствуют прежде всего об оскудении веры. Главная причина желания повеселиться на земле - утрата веры. Была бы у человека вера - не было бы у него подобных настроений.

Эти тенденции были всегда, от начала мира. В каждом человеке, в том числе и у верующего, происходит борьба двух начал. О них хорошо сказал Гёте словами доктора Фауста:

«Ах, две души живут в больной груди моей,

Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья»!

Эта борьба - естественное явление. Но наступает трагедия, когда происходит сказанное пророком Исаией: Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Исаия 5: 20). Ибо то оправдание языческого образа жизни, которое всё чаще звучит у христианских проповедников, особенно у протестантских и католических на Западе, свидетельствует о тяжелой деградации современного христианства, о его фактически полном омiрщении. Но как предупреждал святой Исаак Сирин, «необузданная свобода есть матерь страстей... неуместной этой свободы конец - жестокое рабство» (Слово 71).

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

23. Ответ на 22., чистякова:

пжта, не перефразируйте, дайте ссылку. Спасибо.

Про гедонизм? Да Вы, наверное, знаете: Прп. Серафим Вырицкий : " Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны будут воздвигать кресты и золотить купола а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен." Или Вы про взгляды на Веру А. И. Осипова? Все это тоже известно и не для кого ни секрет. И решение Синодальной комиссии и ответ самого А. И. Осипова.См. в поисковике интернете. Например : https://ruskline.ru/special_opinion/2016/maj/suguboe_porazhenie_professora_osipova/. Но все это...как бы сказать... другими словами надо иметь духовное рассуждение. Наш враг искушал Господа в пустыне словами Писания. Правильная,неискаженная, т.е православная Вера, её сохранение как зеницу ока - это то, что требует Господь от России. Вот в чем главный вопрос, в т.ч. и национальной безопасности, ведь известно, что сказано, что будет когда соль теряет свою силу. Вопросы Веры, её чистоты - первостепнны. П.с.Тут всех на форуме, наверное больше интересуют вопросы построения православного социализма, чем вопросы веры, судя по количеству комментариев. А может это и к лучшему - а то опять очередная безтолковая свара будет, а в вопросах веры так нельзя, а главное все же себя православными считают.

р.Б. Алексий / 24.05.2019

22. Re: Православие и гедонизм

пжта, не перефразируйте, дайте ссылку. Спасибо.

чистякова / 24.05.2019

21. Re: Православие и гедонизм

https://www.eparhia-saratov.ru/Books/Get/9

р.Б. Алексий / 24.05.2019

20. Ответ на 16., Кирилл Д.:

Осипов и есть проповедник нравственного монизма. Христос не нужен, если можно своими силами спастись... Да вроде ничего такого Осипов не утверждал.

Он писал, что личная келейная молитва сильнее и действеннее поминовения на Литургии.

Даневский Саша / 24.05.2019

19. Ответ на 16., Кирилл Д.:

Осипов и есть проповедник нравственного монизма. Христос не нужен, если можно своими силами спастись... Да вроде ничего такого Осипов не утверждал.

Значит вы его не знаете.

М.Яблоков / 24.05.2019

18. Ответ на 14., М.Яблоков:

...Христос не нужен, если можно своими силами спастись...

Т.н. ересь самоспасания напрямую искажает правильное, т.е. православное исповедывание догмата Искупления. Об этом говорится например здесь : https://www.eparhia-saratov.ru/Books/Get/9 "...Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления - Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают папежники, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь "самоспасения"..." И если Бог не праведный Судия, то на кресте произошло не искупление Иисусом Христом всего человечества, а исцеление. пример для подражания или что-то другое, тогда уже все равно что, если исказить православное понимание главного догмата Христианства - догмата Искупления, догмата Креста.

р.Б. Алексий / 24.05.2019

17. Ответ на 16., Кирилл Д.:

Осипов и есть проповедник нравственного монизма. Христос не нужен, если можно своими силами спастись... Да вроде ничего такого Осипов не утверждал.

Если Бог не Судья, то тогда, уже как следствие, надо пересматривать православное понимание догмата Искупления и православное понимание спасения.понимание покаяния, понимание греха- да и вообще все. Все взаимосвязано. Бог одновременно и любящий Врач, любящий Отец, но одновременно и справедливый Судья. Так же всегда учили.

р.Б. Алексий / 24.05.2019

16. Ответ на 14., М.Яблоков:

Осипов и есть проповедник нравственного монизма. Христос не нужен, если можно своими силами спастись...

Да вроде ничего такого Осипов не утверждал.

Кирилл Д. / 23.05.2019

15. Ответ на 13., Лев Хоружник:

На блюдечке с голубой каёмочкой? Разумней не осуждать. Да и в других случаях разумней не предполагать того, чего не знаетеКто Вы, я уже сказал.

А вы православный? Или оглашенный? Понимаете такие серьёзные вещи, что такое грех, а с другой стороны не понимаете, что нельзя осуждать? Вы почитайте для начала коментарий РНЛ о том как писать коментарии, почитайте главу аввы Дорофея о том, чтобы не осуждать и читайте толкование Иоанна Златоустого на послание к Римлянам апостола Павла, читайте всё от начала до конца -не ищите в вере простых путей, и там про тело и плоть цитата на три или черыре страницы - здесь она и по формату не пройдёт.

Vladislav / 23.05.2019

14. Ответ на 12., р.Б. Алексий:

Сколько можно нравственный монизм проповедовать? П.с."...Вера, что Бог - это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач..." - это цитата А. И. Осипова из опубликованного интервью.

Совершено верно. Осипов и есть проповедник нравственного монизма. Христос не нужен, если можно своими силами спастись... Древнее пелагианство.

М.Яблоков / 23.05.2019

13. Ответ на 10., Vladislav:

На блюдечке с голубой каёмочкой? Разумней не осуждать. Да и в других случаях разумней не предполагать того, чего не знаете

Кто Вы, я уже сказал.

Лев Хоружник / 23.05.2019

12. Ответ на 7., М.Яблоков:

Сколько можно нравственный монизм проповедовать?

П.с."...Вера, что Бог - это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач..." - это цитата А. И. Осипова из опубликованного интервью.

р.Б. Алексий / 23.05.2019

11. Ответ на 7., М.Яблоков:

"...Вера, что Бог - это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач...".Для кающихся - любящий и премудрый Врач, для нераскаянных - справедливый Судья, наверное можно и так сказать.Слишком много цитат в Библии, чтобы ради Познера отвергать, что Бог - Судья.Это очень серьёзно, чтобы не обращать на это внимание. В противном случае не повреждается ли тогда православное исповедание главного догмата православия - догмата Искупления, без которого,собственно, и нет православия?Везде и в Писании, и в Предании утверждается и Церковь исповедует, что Бог есть Судья живых и мертвых. Как это Бог не Судья?! А кто тогда судья? Человек сам себе? Сколько можно нравственный монизм проповедовать?

Согласен. И как в таких условиях придти к настоящей вере и покаянию? Если так дело и дальше пойдёт, то скоро нужно будет являть своебразный подвиг веры, чтобы исповедовать православие. Подвиг не в смысле претерпевания гонений, а в смысле, чтобы исповедовать православие, его ещё надо будет найти, приложив немалые усилия - человек приходит в Церковь и крестится, некоторые причащаются, а что при этом реально в сердце исповедуется ещё надо разбираться и разбираться ( сужу по себе), что стоит за внешним исповеданием православия, а ведь внешностью Бога не обманешь. Вот А.И. Осипов говорит о Вере. Очень правильно. Но... вера какая, как сказано - и бесы веруют. Вера - она же от слышания, а где сейчас что услышишь как стяжать не просто веру, а именно правую веру и настоящее покаяние - вот и получается в грамм добыча ( если вообще есть даже и грамм), в годы труды.

р.Б. Алексий / 23.05.2019

10. Ответ на 9., Лев Хоружник:

Нет уж вы извольте почитать толкование св.Иоанна Златоустого на послание к Римлянам о различии плоти и тела и пр. а потом поговоримИзвольте привести текст, г-н пустослов!

На блюдечке с голубой каёмочкой? Разумней не осуждать. Да и в других случаях разумней не предполагать того, чего не знаете

Vladislav / 23.05.2019

9. Ответ на 8., Vladislav:

Нет уж вы извольте почитать толкование св.Иоанна Златоустого на послание к Римлянам о различии плоти и тела и пр. а потом поговорим

Извольте привести текст, г-н пустослов!

Лев Хоружник / 23.05.2019

8. Ответ на 6., Лев Хоружник:

Разрушается плоть, тело же крепнет и очищаетсяВы пустословите.

Нет уж вы извольте почитать толкование св.Иоанна Златоустого на послание к Римлянам о различии плоти и тела и пр. а потом поговорим

Vladislav / 23.05.2019

7. Ответ на 5., р.Б. Алексий:

"...Вера, что Бог - это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач...".Для кающихся - любящий и премудрый Врач, для нераскаянных - справедливый Судья, наверное можно и так сказать.Слишком много цитат в Библии, чтобы ради Познера отвергать, что Бог - Судья.Это очень серьёзно, чтобы не обращать на это внимание. В противном случае не повреждается ли тогда православное исповедание главного догмата православия - догмата Искупления, без которого,собственно, и нет православия?

Везде и в Писании, и в Предании утверждается и Церковь исповедует, что Бог есть Судья живых и мертвых. Как это Бог не Судья?! А кто тогда судья? Человек сам себе? Сколько можно нравственный монизм проповедовать?

М.Яблоков / 23.05.2019

6. Ответ на 2., Vladislav:

Разрушается плоть, тело же крепнет и очищается

Вы пустословите.

Лев Хоружник / 23.05.2019

5. Re: Православие и гедонизм

"...Вера, что Бог - это не карающий Судья, а неизменно любящий и премудрый Врач...". Для кающихся - любящий и премудрый Врач, для нераскаянных - справедливый Судья, наверное можно и так сказать. Слишком много цитат в Библии, чтобы ради Познера отвергать, что Бог - Судья. Это очень серьёзно, чтобы не обращать на это внимание. В противном случае не повреждается ли тогда православное исповедание главного догмата православия - догмата Искупления, без которого,собственно, и нет православия?

р.Б. Алексий / 23.05.2019

4. Re: Православие и гедонизм

Время не то... Необходимы более острые, боле живые статьи... Нет?

Сант / 23.05.2019

3. Ответ на 2., Vladislav:

Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви - это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить.Это не Православие, и не христианство вообще. Грехом в Православии называется нарушение воли Божией, которое, да, имеет юридические последствия, поскольку и заповеди Божии имеют юридическую силу. Что же касается "разрушения тела", то если это однозначно грех, тогда в числе грешащих окажутся те православные святые, что сознательно стремились убить в себе плотские страсти, постами, бдениями и поклонами разрушавшие свое тело. Или что, от постов, бдений и поклонов тело процветает, а не разрушается? Разрушается плоть, тело же крепнет и очищается[/QUOT Можно только добавить, что смысл поста конечно же не в укреплении и не в очищении тела, про эту сторону поста лучше вообще не думать и не обращать на это внимание как на не существенную, косвенную сторону поста. Если через пост человек смиряется, видит свою немощь и слабость- это хорошо, а можно смысл поста извратить и незаметно двигаться в противоположную от смирения сторону, укрепляя при этом тело. "... " грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку"... ...Это не Православие, и не христианство вообще. Грехом в Православии называется нарушение воли Божией, которое, да, имеет юридические последствия..." Согласен. Только нужно учесть, что А.И. Осипов отвечал на другой вопрос в контексте мрачности православия и отвечал той аудитории, которая ищет радость в этой жизни, а не на вопрос что такое грех, а еще шире - что такое православие.Для такой аудитории эти вопросы не так интересны, как возможность быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Может поэтому Осипов делает упор на то, что грех разрушает тело - а при болезнях какая радость для современного ветхого человека. Таким образом вопрос "Что такое Православие?" в сокровенное своей сути остается открытым.

р.Б. Алексий / 23.05.2019

2. Ответ на 1., Лев Хоружник:

Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви - это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить.Это не Православие, и не христианство вообще. Грехом в Православии называется нарушение воли Божией, которое, да, имеет юридические последствия, поскольку и заповеди Божии имеют юридическую силу. Что же касается "разрушения тела", то если это однозначно грех, тогда в числе грешащих окажутся те православные святые, что сознательно стремились убить в себе плотские страсти, постами, бдениями и поклонами разрушавшие свое тело. Или что, от постов, бдений и поклонов тело процветает, а не разрушается?

Разрушается плоть, тело же крепнет и очищается

Vladislav / 23.05.2019

1. Re: Православие и гедонизм

<i>Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви - это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить.</i> Это не Православие, и не христианство вообще. Грехом в Православии называется нарушение воли Божией, которое, да, имеет юридические последствия, поскольку и заповеди Божии имеют юридическую силу. Что же касается "разрушения тела", то если это однозначно грех, тогда в числе грешащих окажутся те православные святые, что сознательно стремились убить в себе плотские страсти, постами, бдениями и поклонами разрушавшие свое тело. Или что, от постов, бдений и поклонов тело процветает, а не разрушается?

Лев Хоружник / 23.05.2019
Алексей Осипов:
Алексей Осипов: Перед нами самая настоящая, хотя и плохо осознаваемая гордыня
Такого папы-либерала, как Франциск, который осмелился изменить текст Молитвы Господней, в истории еще не было
07.06.2019
Православие и гедонизм
О гедонистических тенденциях в православной среде и о той радости, которую приносит православная вера
23.05.2019
Все статьи автора