«А вы, друзья, как ни садитесь;// Всё в музыканты не годитесь». И.А. Крылов
Государственный переворот 1991 года в СССР привёл к отказу от планирования, профессионального управления промышленностью, к дикому криминальному капиталистическому рынку и особому подбору руководящей элиты. Отдали практически даром основные государственные предприятия «новым русским», с них, дескать, спрос (на самом деле никакого спроса) и можно «не управлять».
Со времён российских императоров и И.Сталина управление промышленностью осуществлялось элитой, прошедшей подготовку жизнью, профессиональными знаниями и опытом работы на заводах и в исследовательских предприятиях. Последние десятилетия система принимает и воспитывает руководителей, обеспечивающих решение задач и целей транснациональных западных корпораций, направленных на колониальное положение России, её распад по образцу распада СССР.
К счастью, у руководящей элиты усиливается понимание необходимости защиты своих корпоративных интересов и государственной безопасности. Поэтому в оборонной отрасли сохранились во многом старые, ещё имперские и советские, методы управления. Но оборонка часто «пробуксовывает» из-за общей идеологии приоритета личного обогащения, разваленных в лихие 90-е общесистемных межотраслевых предприятий, отсутствия ответственности за исполнение принятого решения и из-за своеобразного «профессионального» подбора руководителей отраслей промышленности.
Вот - гражданская авиация. Интересна динамика руководящих кадров авиационной отрасли.
Дементьев Пётр Васильевич - министр авиационной промышленности СССР в 1953-1977 г.г. В 1934-1941 гг. был начальником цеха Московского авиационного завода № 81, главным инженером и директором Государственного авиационного завода № 1 (Московского самолетостроительного завода.
Казаков Василий Александрович - министр авиационной промышленности СССР в 1977-1981 г.г. С 1937 г. технолог, начальник цеха, главный технолог авиазавода, главный инженер № 213; в 1944-1949 гг. - главный технолог авиазавода № 122 в Москве. 1960-1965 гг. - директор НИИ-923 Госкомитета по авиационной технике.
И так все последующие министры: Силаев И. С.(1981-1985), Сысцов А.С. (1985-1991), - успешно работали на авиационных предприятиях СССР, изначально были всей душой в своём деле, имели колоссальный опыт работы в отрасли перед назначением на высокий пост.
Нынешний руководитель авиационной отрасли Сердюков Анатолий Эдуардович имеет большой опыт торговли мебелью, поставки её высшим чиновникам и управления грузовыми автомобилями. В 1984 году окончил Ленинградский институт советской торговли. В 1984-1985 годах ефрейтором прошел срочную военную службу водителем в отдельном батальоне связи. В 1985-1991 годах заместитель заведующего секцией, заведующий секцией магазина № 3 Ленмебельторга. В 1991-1993 годах - заместитель директора по коммерческой работе Ленмебельторга. С 1993 года работал в АО «Мебель-Маркет» Санкт-Петербург - заместителем генерального директора, директором по маркетингу, генеральным директором (1995-2000). Руководитель Федеральной налоговой службы (с 27 июля 2004 по 19 февраля 2007 года). Гражданский министр обороны Российской Федерации (с 15 февраля 2007 по 6 ноября 2012 года). С мая 2019 года возглавил совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
По сопоставлениям биографий уже много становится понятным. Новые времена - новый принцип подбора кадров. «О времена, о нравы!» Такой подход в кадровом вопросе привёл к новому пониманию сути целевого программирования и управления большими экономическими проектами. Если в советские времена руководящая элита осуществляла контроль и руководство проектами по физическим конкретным показателям: ввод в строй завода, цеха, начало выпуска продукции, испытания новой техники, то в новые времена многочисленный аппарат чиновников контролирует и «управляет» движением выделенных бюджетных средств.
В результате, ещё 18 сентября 2013 года председатель Счётной палаты Степашин С.В. информировал Госдуму России о невыполнении 5 основных Федеральных целевых программ по всем позициям и истраченных не по назначению наших с вами 884 млрд. рублей. И никто не ответил на вопрос куда они исчезли. Подобное стало возможным из-за отсутствия регулярного контроля выполнения целевых программ. Советский и американский опыт выполнения профессиональных программ говорит: целевая программа не выполняется в исключительных случаях, форс-мажорных обстоятельствах. Думаю, что слово целевая используется нашими чиновниками для решения своих задач, без понимания его смысла и нежелания обеспечить выполнение программы. Программы не выполняются из-за не выделяемых или попросту «распиленных» ресурсов на их исполнение, отсутствия должного управления и контроля.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 303 утверждена новая редакция государственной федеральной программы проектирования и производства российских самолётов, в том числе лёгких самолётов для условий Сибири, которая должна была обеспечить ежегодные продажи самолетов в 2015 году в объеме 41 единицы.
Эта программа ставит целью: «Продвижение продукции отечественной авиационной промышленности на внутренних и внешних рынках, локализация современных производств ведущих иностранных компаний отрасли и импортозамещение... Cоздание научно-технического задела, обеспечивающего мировое лидерство в авиационных технологиях ...». Казалось бы, поставлены нужные Отечеству цели и задачи. Именно эта программа составлена со знанием дела и достаточно профессионально.
Но... Деньги истрачены, программа не выполнена до сих пор. Как такое может быть?
Программа была приведена в соответствие с «Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», утвержденными приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690. Приказ рекомендует проверенную годами методику. Впоследствии, в развитие Приказа было принято более десятка нормативных документов. Пунктом 62 методика рекомендует: «Детальный план-график разрабатывается в форме сетевого графика, отражающего взаимосвязь мероприятий государственной программы. В детальном плане-графике необходимо выделять мероприятия приоритетных национальных проектов. По каждому мероприятию приводятся сведения об ответственном исполнителе (должностном лице, занимающим должность не ниже руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти...». И далее - «Контрольные события выделяются по всем мероприятиям, в составе которых предусмотрена реализация государственных функций по разработке государственной политики, осуществлению государственного контроля и надзора... и предоставлению государственных услуг».
Как видим, подготовка некоторых российских целевых программ осуществляется грамотными специалистами, использующими отечественные и лучшие мировые знания и опыт целевого планирования. Но дальнейшая реализация программ правящей элитой производится без профессионального регулярного контроля. Вопрос: «Не знают или сознательно не желают?»
Автору довелось участвовать в разработке и реализации ряда целевых программ в советское время. Среди них: разработка и внедрение системы «Полюс», целевые программы строительства и ввода в строй межотраслевых промышленных предприятий. Эти программы обеспечивали безопасность государства. Они были выполнены. Профессиональный контроль в те годы возглавили секретарь ЦК КПСС Устинов Д.Ф., председатель Госплана СССР Байбаков Н.К., заместитель председателя правительства СССР. При таком контроле чиновникам любого уровня, включая министров и научных руководителей проектов, разрешалась одна ошибка. Далее шла отставка. В случае объективной причины срыва сроков оказывалась немедленная помощь, например, выделением недостающих ресурсов. Государственная элита в те годы служила Отечеству и народу.
Ныне профессиональные целевые программы, рекомендации опытных специалистов, как правило, при принятии решений не учитываются. Назначаются руководители, которые до этого уже совершили множество ошибок, о которых, кстати, все знают, но всё равно их назначают. Не буду повторяться, примеры ситуаций с восстановлением промышленности на базе новейших знаний, отечественных технологий наших учёных и конструкторов, описаны в предыдущих моих статьях.
Имеющийся интеллектуальный, профессиональный потенциал нашего народа не реализуется, сдерживается правящими чиновниками. Напрашиваются рекомендации им: Уважаемые господа-товарищи, измените отношение к народу. Служите ему «верой и правдой», учитесь новым знаниям, как это делал ещё Пётр I, и многие из императоров земли русской. Не желаете или не в состоянии, уступите свои места молодым, которые мечтают о будущей сильной России, имеют на это волю.
Живлюк Юрий Николаевич, доктор физико-математических наук, академик РАЕН, профессор