Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О новых перлах «победобесоборцев»

Проблемы церковной жизни
Сталин
Власов
Проблема Кураева
Бессмертный полк / 14.05.2019


Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне …

9 мая мы отметили великий и святой День Победы, 74 годовщину со дня безоговорочной капитуляции немецко-фашистских войск. 74 года с того исторического момента, когда кухаркины дети, сыновья конюхов и прачек - советские генералы, Жуков, Рокоссовский и другие, поставили на колени кичливых фонов, хваленную немецкую аристократию, называвшую русский народ унтерменшами (недочеловеками). Русский народ победил т.н. расу господ, спас не только свое историческое бытие, но и народы Европы и мира от порабощения, а многих из них от истребления, о чем сейчас не любят вспоминать. Известно, что по плану «Ост» Прибалтика, Крым, Белоруссия, большая часть Украины должны были быть очищены для расы господ. Мы вспоминали слова великого славословия, которые повторил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Благоволение победило злую хищническую волю. К сожалению, некоторым из наших соотечественников, в том числе и в рясах, подобная Победа не по душе. Вместе со Смердяковым они жалеют о том, что умная нация не победила глупую, беснуются, что русский народ, народы России и мира празднуют торжество Победы над фашизмом. 

Заштатный протодиакон Андрей Кураев, он же отставной профессор, опубликовал в интернете пост под названием «Победобесие на марше». Хотя еще в 2009 году он выступал против подобных эпитетов и полемизировал с протоиереем Георгием Митрофановым, в том числе по поводу термина «Победобесие». Возникает вопрос: какому Кураеву верить? Образцу 2009 года или сегодняшнему? И вообще существует ли отец Андрей как самостоятельный мыслитель, человек и автор? Не является ли он ботом? Не является ли он картонной дурилкой для отвлечения внимания от чего-то еще более важного. По-видимому, существует проект спецслужб под названием «Кураев». Отцу Андрею подкидывают проверенную и непроверенную информацию, для него пишут тексты. Статья «Победобесие на марше» совершенно лжива. Радостная победная музыка в магазине становится для него поводом для различных коммерческих инсинуаций. Но, простите, если в 1945 году или даже позже на рынке гармонист играл победные песни, то какая там была коммерция? Тут народная радость. Или Кураев предпочитает, чтобы в магазине звучала похабщина, чернуха или порнуха западного разлива? Такая музыка ему ближе? 

«Победобесие на марше» - мерзость и гнусь со стороны человека, который именует себя русским и православным протодиаконом. Я шел в Бессмертном полку со своей семьей. И не я один. Иерей Виктор Матяшов шел вместе с нашими прихожанами. Мы пели победные песни и «Христос Воскресе!». Рядом с нами шли светлые лица – лица победителей - наших отцов, дедов и прадедов, которые кровью и потом стяжали эту великую Победу. Радостно было видеть вокруг столько светлых, радостных и одухотворенных лиц, на которых горел отблеск этой великой Победы. Никто этих людей не организовывал, не строил и не принуждал, не подкупал и не платил им гонорары. Они пришли по доброй воле, по велению сердца и памяти кровной, русской родной. Я не почувствовал себя оскорбленным кураевским текстом, потому что то, что он пытается запачкать и оскорбить - оскорбить невозможно. Оскорбил и огадил отставной протодиакон только самого себя. Впрочем, он не единственный в когорте «победобесов» или «победобесоборцов».

Высказался и протоиерей Георгий Митрофанов на сайте «Православие и мир». Он обвинил русский народ. Народ батюшке не подходит. А чем вы занимались ваше преподобие все эти 30 лет. За что вы получили награды: наградные кресты и митры? Если несмотря на все ваши титанические усилия ленив, не любопытен и неравнодушен русский народ. Заражен, по вашему мнению, коммунистической идеологией. Над чем вы работали? Может быть, только над собственным благополучием? Особенно нервничает протоиерей Георгий Митрофанов по поводу встреч с ветеранами: «Те ветераны, которых я знал, как правило, о войне очень не любили вспоминать. Не надо никаких встреч школьников с ветеранами».

Конечно, многие молчат, потому что воспоминания всегда приносят боль. Когда вспоминаешь о разорванных в клочья товарищах, о смертельных ситуациях и страшных страданиях. Но те, кто за этими страданиями увидели высший смысл, их переход в славу и жизнь, в победу и передают этот бесценный опыт следующим поколениям. Как мы можем пренебрегать этим бесценным опытом, как мы можем его затаптывать?

Неслучайно поэт Юрий Воронов, переживший Блокаду и испытавший смертельные муки голода и снарядов, написал: 

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она
Как сила нам нужна….

Протоиерей Георгий Митрофанов говорит, что война – это грех, здесь нечем гордиться и что надлежит солдатам, уходящим на войну, сказать: вы идете совершать грех, поэтому по возможности его старайтесь ограничивать, не трогайте мирное население, старайтесь проявлять милосердие к врагу и так далее. 

Понятно, что протоиерей Георгий Митрофанов не жалует советскую власть и не считает Советский Союз Россией. Поэтому интересов спасения русского советского народа в Великую Отечественную войну для него не существуют. А давайте спроецируем эту ситуацию на Императорскую Россию, которую, по его словам, он считает настоящей Россией – православной. В 1917 году он произнесет перед солдатами проповедь: братцы, вы идете грешить на войну, поэтому старайтесь, чтобы греха было поменьше. Каков будет ответ? Элементарный. Штык в землю и по домам. Раз батюшка говорит, что мы грешим, а мы греха боимся, то уходим по домам, где нас жены и дети ждут, их надо кормить. Это наше настоящее послушание, а на войне, мы, де, только греховодничаем. Что в результате? Железные легионы Макензена врываются в Россию, творят свое право и суд: кого надо повесят и расстреляют, а кого надо, как скотину уведут. А если кто взбунтуется, то эту всю деревеньку и сожгут. Такой сценарий нравится протоиерею Георгию Митрофанову? Сильно сомневаюсь. 

Далее отец Георгий Митрофанов всячески призывает щадить мирное население. А ведь известно, что бывают ситуации, когда нет мирного населения, как в каком-нибудь чеченском или афганском ауле. Когда все население воюет и помогает террористам. Перед вами аул, в котором засели террористы. И люди, которые в любой момент могут поднять на воздух жилой дом или взорвать самолет. Ваша задача взять этот аул, осуществить приказ, направленный на спасение тысяч жизней. И вдруг перед строем появляется протоиерей Георгий Митрофанов со словами: «Братья! Щадите мирное население!» Последствия понятны. Мы дождались взрывов домов в 1999 году и так далее. 

Обратим внимание на главный посыл отца Георгия: убийство на войне по определению является грехом. Из правила святителя Афанасия Великого явствует, что убийство на войне не является грехом. Ясно и чеканно святитель определил, что убийство на войне – не есть убийство. 

Правда, есть еще знаменитое правило свт. Василия Великого, в котором он отмечает: «Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо Святых Таин».

Иоанн Зонара четко высказался о невыполнимости этого правила. Оно никогда не выполнялось. Тем паче, что сам святитель Василий Великий говорил: «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия». 

Иными словами, святитель Василия это принципиально понимал и с этим соглашался. Его совет не причащаться воинам оказался абсолютно нереальным и не был осуществлен. Иное дело, его совет оставался моральной директивой для того, чтобы не воины скатились к мусульманскому шахидизму, признавая всякого воина, погибшего на войне, мучеником. Тем не менее, перед нами важная проблема: действительно, убивать нехорошо, действительно, война сопряжена с грехом, но справедливая оборонительная война или война с целью защиты истребляемых народов или групп населения – грехом не является. Справедливая война ведется ради избежания большего греха, ради того, чтобы озверелые насильники не пришли в твой дом и город, не изнасиловали жен, матерей и дочерей, не осквернили наши храмы, не ограбили наш народ и не довели его до голода. Или хуже того – не вырезали народ под корень. Во время Великой Отечественной войны в Белоруссии было расстреляно, сожжено живьем 2,5 миллионов человек. А судьба блокадного Ленинграда, где умерло от голода 800 тысяч человек, погибло в сражениях около миллиона. Отметим, что немецкое командование не собиралось принимать капитуляцию Ленинграда.  

И множество других примеров, когда временами население деревни вместе со священником сжигалось в храме. 

Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр на встрече воинского эшелона с передвижной выставкой «Сирийский перелом» заявил, что «совместная военная операция России и Сирии — это защита не только государственных границ или культурных памятников, но и священных рубежей Истины от лжи, а Жизни — от смерти».

Это высказывание мы можем смело отнести и к Великой Отечественной войне. О чем в свое время ясно и четко сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский): «Враг бессилен против правды Божией и нашей воли к победе. Тьме не победить света... Гитлер и его подручные возымели дерзость сказать, что Христос и Его заповеди устарели, что теперь они наследуют землю. За эти наглые слова да поразит Господь Гитлера и его подручных». И поразил в майские дни 1945 года.

И не видеть этого может только слепой. Да, действительно, на войне не без греха. Но какая человеческая деятельность лишена греха? Может быть, научная деятельность, преподавание или даже священство? 

Отец Георгий Митрофанов как практикующий священник и обличитель грехов священства протодиакон Андрей Кураев сами могут свидетельствовать о том, что это не так – нет человека, который жив будет и не согрешит. Как нет человека, которые не ошибался бы в своей деятельности. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не ошибается только бездельник или покойник. И наша жизнь состоит не из выбора между абсолютным добром и абсолютном злом, а из выбора между большим и меньшим грехом. Мы вынуждены совершать меньшие грехи во избежание больших. Для этого существует государство и армия. И как говорит апостол Павел: «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Если апостол Павел римских легионеров называл Божиими служителями, то тем более это применимо к русскому воинству в его советский период. Армия еще в 1941 году была благословлена небесным благословением со стороны Святейшего Патриарха Сергия, тогда Местоблюстителя.

К сожалению, мы живем в мире стереотипов, штампов и мифов. Временами на эти мифы поддаются серьезные, ученые и высокопоставленные люди. Например, миф о том, что с именем Сталина неправомерно связывать Победу, де, он обезглавил армию, сделал ее небоеспособной, поэтому она вначале войны терпела поражения. Дескать, народ победил вопреки Сталину. Подобный тезис, мягко говоря, странен. Поезд пришел в назначенный пункт вопреки воли машиниста, а самолет долетел вопреки воле пилота. В том тяжелом военном, экономическом, техническом противостоянии мы могли победить только в условиях четкой дисциплины и иерархии, системности. А это невозможно было бы без командно-административной системы руководства, которое оказалось более совершенным, чем руководство Рейха и его союзников. 

По мнению серьезных исследователей, таких как Георгий Александрович Куманёв, Михаил Иванович Фролов и других, репрессии практически не оказали влияния на численность и качество командного состава. Армия не была обезглавлена. Оставим хрущевским пропагандистам мифы о сороках тысячах расстрелянных командармов и комдивов.

На самом деле, армия, доставшаяся в наследство Сталину, была на несколько порядков слабее даже Царской армии в Первой мировой войне. А при всём уважении к Императорской армии не смогла выполнить поставленных задач, более того – в 1917 году после Революции она просто разбежалась. 

Сталину, советскому правительству и военному руководству предстояла титаническая работа по созданию армии нового образца. И ее создали. Перед войной и во время войны, потеряв огромное количество кадров, была создана совершенно новая армия, которая перемолола, казалось бы, непобедимую машину Третьего рейха и дошла до Берлина. И в этом есть личный вклад Сталина. Верховный главнокомандующий руководил войной отнюдь не по глобусу, а вникал в детали всех операций вплоть до дивизий, а времена и до расположений полков. Он вникал в самые мельчайшие детали военной промышленности. В числе личных заслуг Сталина можно отметить внедрение танка Т-34.

Подобный лукавый ход, что, де, Сталин тут не причем, можно применить и по отношению к репрессиям. В конце концов, не он написал миллион доносов. 

Демонизируя Сталина, мы таким образом оправдываем геноцид на оккупированных территориях, а также план «Ост». Если Сталин был чудовищем, то такими же были и те, кто шли в бой с его именем на устах «За Родину, за Сталина!», что входили на эшафот, как Зоя Космодемьянская. Получается, что мы – нация преступников, вполне достойная физического уничтожения, как и писал из эмиграции Георгий Иванов:

На Соловках или на Колыме.
И лишь на Колыме и Соловках 
Россия та, что будет жить в веках.
Все остальное - планетарный ад: 
Проклятый Кремль, безумный Сталинград.
Они достойны только одного -
Огня испепелящего его.

По его мнению, мы были достойны тотального уничтожения по плану «Ост», а после войны сожжения ядерным огнем. Но если мы, дети и внуки, тех, кто шел в бой со словами «За Родину, за Сталина!», то, значит, и сегодня мы достойны сожжения ядерным огнем, а в лучшем случае превентивной оккупации. Я советую крепко над этим подумать, прежде чем рисовать Сталина исключительно в темных тонах.

В этот период всё хорошее и дурное было связано с именем Сталина: репрессии, победа в войне, разорение храмов и восстановление Русской Православной Церкви. И многое иное противоречивое в той великой эпохе, в той истории, которую нам дал Бог.  

Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме