Есть ли в Англии великая литература? А музыка? А искусство?

Как страна без великой литературы, музыки, искусства стала культурно довлеть над миром?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
4896
Время на чтение 7 минут
Буквально позавчера, 8 мая, опубликовал материал «Как англичане страдали во время войны», где привёл несколько красноречивых фактов из романа крупнейшего английского писателя 2 пол. 20 в. Фаулза. По ходу дела, дал краткую характеристику и самого классика и того, что называется «английская литература».

«Фаулз – писатель занудный. Из ряда английских прозаиков второй половины 20 века с интеллектуально-психоаналитическим уклоном. Пустое чтиво, рассчитанное на эффект. Но Айрис Мэрдок хотя бы за горло читателя берёт, её читать занимательно, хотя потом возникает вопрос: а зачем я, собственно, читал всю эту псевдоинтеллектуально-психоаналитическую муть, где нет людей, а только носители комплексов? А Фаулза, хоть и знаменит на весь подлунный, и читать скучно, хотя он тужится создавать эффекты. Например, в одном романе у него герой страдает от тонкости натуры. От этой тонкости забирается на стеклянную крышу вокзала по мотивам, которые автор старательно выстраивает по всем правилам шизоанализа, - и падает оттуда, продавив стекло. Очень эффектно, прямо в зал ожидания сверзился бедняга, преследуемый своими комплексами. Сколько шума, сколько треска! А не жаль птичку. Себя жаль, что время потратил, а ведь это жизнь.

Вообще великой литературы в Англии нет. Фрэнсис Бэкон, творивший под именем Шеспир, не в счёт: это театр. Самые значительные английские прозаики и поэты – это средний уровень в таких литературных странах, как Россия, Германия, Франция. Тот же Байрон, - куда ему до Пушкина и Гёте?!...»

Сейчас ещё добавлю. Когда читаешь «Прощание с Матёрой» Распутина, - невольные слёзы набегают. А отчего? Повод какой? Старухи с деревней прощаются. Всего делов, подумаешь. Переедут в новые дома на новом месте. У Фаулза несчастный затравленный комплексами интеллектуал с крыши падает и погибает, - и не вызывает у читателя никаких чувств, кроме оценки: «Ну, круто завернул автор!». Что это за литература такая, которая у читателя чувств не вызывает? Английская литература называется.

Реакция на статью последовала в тот же день, за что благодарю автора под ником «Константин». Внимание всегда лестно.

«Царапает глаз походя брошенная фраза почтенного автора о ничтожности английской литературы. Негоже человеку с ученой степенью писать так, словно эта литература ответственна за Черчилля или Улицкую. Английская всегда была посильнее французской, да и немецкой тоже. Пушкин признавал это, сравнивая, например, Шекспира с Мольером (кстати, непонятно, почему театр - «не литература». Эсхил тогда, что ли, не литература? Софокл? Аристофан? Теренций?) Где были немцы, когда творил Чосер? Ни выше ли (а насколько раньше) французских просветителей Томас Мор? А Мильтон - неужто мелочь? Про Стерна с Шериданом, автор как будто не слыхивал, а Байрона читал, наверное, только в плохих переводах. Чтобы с Западом стоять на одной ступени и полемизировать, надо по меньшей мере его знать. Иначе по уровню такие высказывания ничем не лучше западной русофобии».

Взялся было отвечать, но понял, что коммента недостаточно, разговор надо расширять.

Вначале, - о личном.

«Негоже человеку с ученой степенью писать так, словно эта литература ответственна за Черчилля или Улицкую». О Черчилле у меня вообще речи нет, это отдельный разговор - о великих государственных деятелях, к которым, безусловно, относится Черчилль. Хотя бы за то, что занимал последовательно антигитлеровскую позицию. Если б не он, неизвестно, на какую сторону привели бы Англию такие деятели, как Чемберлен, Асторы, отдельные принцы. Что касается указаний на то, что мне «негоже писать» из-за «учёной степени», то, полагаю, что у Константина её нет, т.к. процесс обретения учёной степени учит обходиться без подобных экзерсисов. Необходимо сделать столько публикаций в рецензируемых изданиях, что культурный стиль вырабатывается сам собой. Нет, я не против прямых определений, но, считаю, переходов на личность быть не должно. Моё личное мнение, насчёт того, что гоже, что негоже учёному заключается в следующем. Учёный - это не тот, кто имеет степени, звания, должности, а тот, кто самостоятельно мыслит и не боится высказываться. У нас много лжеучёных с докторскими степенями, которые рабски следовали за линией партии, а теперь - за западными трендами.

Теперь - о литературе. Неужели Константин всерьёз считает Томаса Мора с его «Утопией» творцом литературы? Где был Чосер, когда творил автор «Слова о полку Игореве»? Стерн и Шеридан - это такой уровень, что они проходят даже не по разделу «литература», а по разделу «история литературы». Под «средним уровнем» я имел в виду авторов, которых читают, в отличие от Стерна и Шеридана, таких как Диккенс, Теккерей, Конан Дойл, сёстры Бронте, Уайльд, оба Шелли, Китс, Киплинг и им подобные. Это в сравнении с Пушкиным, Достоевским, Толстым, Чеховым, Гёте, Томасом Манном, Бальзаком, Стендалем, - другой уровень. Это моё мнение, но с ним, я уверен, согласны большинство знающих литературу людей.

Отдельный разговор - о Байроне, который не вышел за рамки романтизма, что само по себе определяет его мерку. Пушкин, в юности восхищавшийся Байроном, начал писать «романтическую поэму» в южной ссылке, но вышел за рамки романтизма и воссоздал жизнь, поэтому «Евгений Онегин» на голову выше «Чайлд Гарольда». Прочитать Байрона в «плохих переводах» для нашего современника вообще невозможно. Многие русские поэты переводили Байрона и все плохие переводы остались в пожелтевших газетах. Остались переводы Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Фета, Майкова, А.К.Толстого, Маршака, Пастернака. Байрон в этих переводах не проиграл, а выиграл, как выигрывают все иностранные поэты в переводах на русский язык. Почему?

Русский язык - самый флективный в мире. Флексии - это модуляторы слов: приставки, окончания, суффиксы. Английский - агглютинативный язык, т.е. «клеющий», по этому признаку он близок к чукотскому, другим палеосибирским языкам и языкам индейцев Америки. Например, русские от глагола «спать» образуют слово «спальня», используя флексию. Англичане склеивают «кровать» и «помещение» и получают «бедрум», «кровать-помещение», а не новое слово. Староанглийский язык шекспировских времён ещё был достаточно флективным, переход к агглютинации - это признак деградации языка. Благодаря флективности, абсолютно все иноязычные поэты выигрывают в русских переводах.

Кроме того, русский язык - самый палатальный в мире. Что это значит? Звуки могут резонировать в горле (ларингалы, типичны для семитских языков), в области малого язычка (увуляры, типичны для тюркских языков), в носовой полости (назалы, типичны для палеосибирских, японского, корейского, французского), в зубно-губной области (лабиально-дентальные звуки, типичны для английского), в нёбной палате (палатальные звуки, типичны для славянских языков, особенно для русского). Где резонанс будет качественней: в зале под сводом или в прихожке? Английская речь резонирует в «прихожке», а русская - под сводом палаты (подробней об этом: Тен В.В. Археология человека. Происхождение тела, разума, языка. СПб., 2011, С. 445-714). Все иноязычные поэты выигрывают не только в текстах, но и в звучании на русском языке. Подсчитано, что для поэзии в русском языке примерно в 20 раз больше возможностей, чем в английском, который уже исчерпан. К середине 20 века в английской литературе исчезла рифмованная поэзия в связи с дефицитом флексий. В настоящее время поэзией там называют метафорическую и ритмическую прозу. Русский язык неисчерпаем для поэзии.

Я сам переводил, правда, с немецкого на русский, стихи Н. Ленау и Гёте, интересовался переводами и могу утверждать: даже немецкие поэты, не говоря уж об английских, выигрывают в переводах на русский. Это наше счастье и, в то же время, беда. Великий писатель и поэт Владимир Набоков, бывший билингвой, почти всю жизнь переводил «Евгения Онегина» на английский язык и, в конце концов, изложил прозой, признав, что английский слишком беден, чтобы передать на нём все богатство пушкинского стиха. Внучка Дантеса читала Пушкина на английском и французском и не могла понять, чем он так дорог русским людям. Выучила русский, прочла настоящего Пушкина, - и прокляла деда, сменила фамилию. Западный люд Пушкина не читал, - за что ему уважать нас?!. В их литературоведении бытует мнение, будто Пушкин - это туземный подражатель Байрона. Думаю, что это они нас плохо знают, а не мы их. Западные материалы у нас порой преподают избыточно, своим надо больше внимания уделять.

Мильтон? Да, уровень повыше Шеридана. Но, если судить в рамках жанра, то далеко Мильтону до Данте. Данте - великий поэт, Мильтон - средний. Данте активно присутствует в мировой культуре, Мильтон - нет.

Дальше - больше. В Англии нет великой музыки. Это не только моё мнение. Немецкие музыковеды в начале 20 в. называли Англию «страной без музыки». Крупнейший английский композитор Пёрселл, - это средний уровень, не Бах и не Чайковский. В 20 в. в Англии появилась известная на весь мир музыка - «Битлз». Мне ранние «битлы» тоже нравились, но популярность не делает эту музыку великой. Если судить в рамках жанра песни, то скажу, положа руку на сердце: самое великое явление в этом жанре - это советская песенная культура 40-50-х годов 20 в. Вся английская поп-культура сильно уступает по музыке, по качеству поэзии, по смыслам. А на Западе эту культуру совершенно не знают.

Дальше - больше. Считаю, что в Англии нет великого искусства. Правда, отдельные голландцы временами жили в Англии, но это не английская традиция. Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо, Констенбл, Тёрнер, прерафаэлиты, - это тоже средний уровень. Великие итальянцы, голландцы, испанцы, французы гораздо выше. Считаю, что и некоторые русские художники выше. Рублёв, например. «Троица» Рублёва по уровню не ниже Джоконды. И там, и там, - бесконечность в ограниченном формате, настоящее чудо. А также Иванов, Репин, Врубель, Васильев, Серов. Считаю, что они выше всех английских художников, писавших внятные образы. Постмодернистские английские художники не могут быть адекватно оценены сейчас, это дело будущего. Современные шумы вокруг них - это пиар. Некоторые - совершенно точно - никакие не художники, а городские сумасшедшие.

Возникает вопрос: как страна без великой литературы, музыки, искусства стала культурно довлеть над миром? У меня нет других ответов, кроме одного: наглость - второе счастье.

Виктор Викторович Тен, кандидат философских наук, Санкт-Петербург
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

323. 307.Александру Ракову."Сокровищница мiрового духа".

Уважаемый Александр Раков(другой). Не читайте Мильтона,особенно на ночь,"ч...и" будут сниться. Андрей Карпов опубликовал весьма обширный список произведений,что читают англичане. Авторы разные,пишут по разному и о разном,но все в одном духе. Духе "единства во многообразии лжи",поелику все без исключения держатся одного взгляда на Мир-идеалистического. Это с точки зрения вульгарного материализма идеализм, как направление в философии,как мировоззрение-чепуха на постном масле,но вот в свете Православного вероучения-нет,поелику после разрушения ада Спасителем,власть ада не уничтожена вполне и оставлена "духам злобы поднебесным". Это сюда, в эту область, заводит человека, в поисках ИДЕАЛЬНОГО, его фантазия,- прямо в лапы врагу рода человеческого,что обретает МАТЕРИАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ НА ЛЮДЬМИ, одетыми соответственным образом и совершающими "аутодафэ" во славу идеализма. Во славу "Антихриста"(Ницше). Поначалу жгут книги,затем-людей. Обратите особое внимание на Ричарда Баха,издавался в СССР,в 1973 году,один из столпов "ньюэйдж". В целом можно сказать о всей Западной литературе,следующее: Классы меняются,но характер и мировоззрение нет,только потому,что любой ценой,правящие классы стремятся сохранить вековой порядок вещей. ИДЕАЛЬНЫЙ. "Элита,холуи-пардон-"стражники",рабы". (Платон) Верно поэтому Вы так пренебрежительно о Русской Литературе,что БУДУЧИ ГЛУБОКО РЕАЛИСТИЧНОЙ,по вечной любви русского человека к ПРАВДЕ, всегда ВОССТАВАЛА против этого ИДЕАЛЬНОГО порядка или не так? P.S. Уважаемый Александр Раков. Идеализм-это язычество чистой воды и исследует "тайны ада". Тайны смерть творящие. В России,смею заметить, живут такие же люди,как и везде и не лишены ничего человеческого,любопытства в том числе,- весьма охочи до всяких Тайн,но ЖИЗНЬ ТВОРЯЩИХ,потому что больше всего на свете любят Жизнь. Любят до самозабвения. Аминь.
Писарь / 18.05.2019, 10:26

322. Ответ на 307., Александр Раков:

"третьестепенная коммерческая слёзовыжимательная беллетристика"

Друзья, а если всё-таки вернуться к английской литературе? Причём, не к Толкину и не к Льюису, и даже не к Агате Кристи, а к настоящей

Я почти испугался. А Вы кто Ракову приходитесь? Там-там, он эту фигню толгиеновскую по лесу пускал
Ник Ликашин / 17.05.2019, 23:23

321. Ответ на 307., Александр Раков:

А как можно сейчас всерьёз читать Диккенса? В любой другой европейской стране (о России вообще молчу!) этот автор не выбился бы из мизераблей, остался бы под грифом "третьестепенная коммерческая слёзовыжимательная беллетристика".

Ещё один "знаток" выискался.
Коротков А. В. / 17.05.2019, 21:15

320. Ответ на 318., Юрий С.:

Блаженный Августин

Там-там, это, Юрий С, незнаю кто Вы, нормальные тетради изучения. Вы, вообще-то, если я правильно понял, апологет о. Кураева?
Ник Ликашин / 17.05.2019, 16:36

319. Ответ на 316., Анна де Бейль:

О России вообще молчу.Это правильно. Иногда лучше промолчать. Можно было бы и про Англию промолчать, хуже бы не было.

Браво! Анна де Бейль. Там-там, надоели барабаны из искуственной кожи?
Ник Ликашин / 17.05.2019, 16:23

318. Ответ на 315., Андрей Карпов:

это всё же несравнимо ни с Францией, бурлящей подлинным литературным талантом, ни с великой (в литературе) Германией, ни с Италией. ни с Испанией. О России вообще молчу.Это то, как выглядит английская литература в контексте мировой при взгляде из России. Т.е. это "английская литература для нас" внутри "мировой литературы для нас". И в таком контексте такая оценка справедлива. Но мы не можем претендовать на то, чтобы высказываться об английской литературе самой по себе. Мы не много видим, а может (и наверняка) много не знаем. Например, из Англии картинка такая (это список наиболее читаемых - в порядке убывания - англичанами книг на 2010 год):Гомер “Илиада" и “Одиссея"Энтони Троллоп “Барсетширские хроники"Джейн Остин. “Гордость и предубеждение"Джонатан Свифт “Приключения Гулливера"Шарлотта Бронте “Джен Эйр"Лев Толстой “Война и мир"Чарльз Диккенс “Дэвид Копперфильд"Уильям Тэккерей “Ярмарка тщеславия"Гюстав Флобер “Мадам Бовари"Джордж Элиот “Миддлмарч"Вильям Шекспир Сонеты Данте “Божественная комедия"Джеффри Чосер “Кентерберийские рассказы"Вильям Вордсворт “Прелюдия"Джон Китс Оды Томас Элиот “Бесплодная земля"Джон Мильтон “Потерянный рай"Уильям Блейк “Песни невинности" и “Песни опыта"Уильям Батлер Йейтс Избранное Тед Хьюз Избранное Карл Маркс “Капитал"Том Пэйн “Права человека"Жан-Жак Руссо “Общественный договор"Алексис Токвиль “Демократия в Америке"Карл фон Клаузевиц “О войне"Никколо Макиавелли “Государь"Томас Гоббс “Левиафан"Зигмунд Фрейд “Толкование сновидений"Чарльз Дарвин “Происхождение видов…"Дени Дидро. Энциклопедия Роберт Пирсиг “Дзен и искусство ухода за мотоциклом"Ричард Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон"Дуглас Адамс “Автостопом по Млечному Пути"Малкольм Гладуэлл “Переломный момент"Наоми Вульф “Миф о красоте"Делия Смит "Вегетарианская коллекция"Питер Мэйл “Год в Провансе"Дэйв Пельцер “Ребенок, о котором говорили “оно"Линн Трасс “Казнить нельзя помиловать. Бескомпромиссный подход к пунктуации" Бен Шотт “Оригинальная всячина Шотта"Эдуард Гиббон “Упадок и падение Римской империи".Уинстон Черчилль “История англоязычных народов"Стивен Рансимен “История крестовых походов"Геродот “История"Фукидид “История Пелопоннесcкой войны"Томас Лоуренс “Семь столпов мудрости"Англо-саксонские хроники Орландо Файджес “Трагедия народа"Симон Шама “Граждане: хроника Французской революции"Дж.П.Тейлор “Вторая мировая война"Блаженный Августин “Исповедь".Светоний “Жизнь двенадцати цезарей"Джорджо Вазари “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"Леви Примо “Человек ли это?"Зигфрид Сассун “Воспоминания охотника на лис"Литтон Стрэчи “Выдающиеся викторианцы"Элизабет Гэскелл “Жизнь Шарлотты Бронте"Роберт Грейвз “Прости-прощай всему тому"Джеймс Босуэлл “Жизнь Сэмюэла Джонсона"Алан Кларк “Дневники" Патрисия Хайсмит “Талантливый мистер Рипли"Дэшиел Хэммет “Мальтийский сокол"Сэр Артур Конан Дойл "Приключения Шерлока Холмса"Рэймонд Чандлер “Глубокий сон"Джон ле Карре “Лудильщик, точильщик, сапожник, шпион"Томас Харрис “Красный дракон"Агата Кристи “Убийство в Восточном экспрессе"Эдгар Аллан По “Убийства на улице Морг"Уилки Коллинз “Женщина в белом"Элмор Леонард “Наповал"Дафна дю Морье “Ребекка"Томас Мэлори “Смерть короля Артура"Шодерло де Лакло “Опасные связи"Роберт Грейвз “Я, Клавдий"Мэри Рено. Трилогия об Александре Македонском Патрик О'Брайен. "Шкипер и командир", “Хозяин морей", “Командир и штурман"Маргарет Митчелл “Унесенные ветром"Борис Пастернак “Доктор Живаго"Томас Харди “Тесс из рода д'Эбервиллей"Джин Плейди (Элеонор Виктория Хибберт) "Плантагенеты"Генри Джеймс “Женский портрет"Марсель Пруст “В поисках потерянного времени"Джеймс Джойс “Улисс"Эрнест Хемингуэй “По ком звонит колокол"Ивлин Во. Трилогия "Меч чести": “Вооруженные люди", “Офицеры и джентльмены" и “Безоговорочная капитуляция"Мюриэл Спарк “Баллада о предместье"Джон Апдайк Серия романов о “Кролике"Габриэль Гарсия Маркес “Сто лет одиночества"Тони Моррисон “Любимица"Филип Рот “Запятнанная репутация"Артур Рэнсом “Ласточки и Амазонки"Клайв Стейплс Льюис “Лев, колдунья и платяной шкаф"Джон Толкиен “Властелин колец"Филип Пулман “Его темные начала"Жан де Брюнофф “Бабар"Эдит Несбит “Дети железной дороги"Алан Александр Милн "Винни-Пух"Джоан К. Роулинг "Гарри Поттер"Кеннет Грэм “Ветер в ивах"Роберт Льюис Стивенсон “Остров сокровищ"

Андрей, неужели всё это Вы набирали в ручную?
Юрий С. / 17.05.2019, 14:57

317. Ответ на 313., Сергей из НН:

Да нет там такого, будто она "очень довольна собой". И то, что в болезни девчонка-подросток не проявила "крепости адамантовой", тоже совершенно естественно. А потом, повторюсь, разве от поворотов сюжета и характера главной героини книжка вдруг стала "плохой"? Для меня - нет...

Хорошо. Чему полезному учит книга?
Даневский Саша / 17.05.2019, 12:52

316. 307

О России вообще молчу. Это правильно. Иногда лучше промолчать. Можно было бы и про Англию промолчать, хуже бы не было.
Анна де Бейль / 17.05.2019, 12:31

315. Ответ на 307., Александр Раков:

это всё же несравнимо ни с Францией, бурлящей подлинным литературным талантом, ни с великой (в литературе) Германией, ни с Италией. ни с Испанией. О России вообще молчу.

Это то, как выглядит английская литература в контексте мировой при взгляде из России. Т.е. это "английская литература для нас" внутри "мировой литературы для нас". И в таком контексте такая оценка справедлива. Но мы не можем претендовать на то, чтобы высказываться об английской литературе самой по себе. Мы не много видим, а может (и наверняка) много не знаем. Например, из Англии картинка такая (это список наиболее читаемых - в порядке убывания - англичанами книг на 2010 год): Гомер “Илиада" и “Одиссея" Энтони Троллоп “Барсетширские хроники" Джейн Остин. “Гордость и предубеждение" Джонатан Свифт “Приключения Гулливера" Шарлотта Бронте “Джен Эйр" Лев Толстой “Война и мир" Чарльз Диккенс “Дэвид Копперфильд" Уильям Тэккерей “Ярмарка тщеславия" Гюстав Флобер “Мадам Бовари" Джордж Элиот “Миддлмарч" Вильям Шекспир Сонеты Данте “Божественная комедия" Джеффри Чосер “Кентерберийские рассказы" Вильям Вордсворт “Прелюдия" Джон Китс Оды Томас Элиот “Бесплодная земля" Джон Мильтон “Потерянный рай" Уильям Блейк “Песни невинности" и “Песни опыта" Уильям Батлер Йейтс Избранное Тед Хьюз Избранное Карл Маркс “Капитал" Том Пэйн “Права человека" Жан-Жак Руссо “Общественный договор" Алексис Токвиль “Демократия в Америке" Карл фон Клаузевиц “О войне" Никколо Макиавелли “Государь" Томас Гоббс “Левиафан" Зигмунд Фрейд “Толкование сновидений" Чарльз Дарвин “Происхождение видов…" Дени Дидро. Энциклопедия Роберт Пирсиг “Дзен и искусство ухода за мотоциклом" Ричард Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Дуглас Адамс “Автостопом по Млечному Пути" Малкольм Гладуэлл “Переломный момент" Наоми Вульф “Миф о красоте" Делия Смит "Вегетарианская коллекция" Питер Мэйл “Год в Провансе" Дэйв Пельцер “Ребенок, о котором говорили “оно" Линн Трасс “Казнить нельзя помиловать. Бескомпромиссный подход к пунктуации" Бен Шотт “Оригинальная всячина Шотта" Эдуард Гиббон “Упадок и падение Римской империи". Уинстон Черчилль “История англоязычных народов" Стивен Рансимен “История крестовых походов" Геродот “История" Фукидид “История Пелопоннесcкой войны" Томас Лоуренс “Семь столпов мудрости" Англо-саксонские хроники Орландо Файджес “Трагедия народа" Симон Шама “Граждане: хроника Французской революции" Дж.П.Тейлор “Вторая мировая война" Блаженный Августин “Исповедь". Светоний “Жизнь двенадцати цезарей" Джорджо Вазари “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Леви Примо “Человек ли это?" Зигфрид Сассун “Воспоминания охотника на лис" Литтон Стрэчи “Выдающиеся викторианцы" Элизабет Гэскелл “Жизнь Шарлотты Бронте" Роберт Грейвз “Прости-прощай всему тому" Джеймс Босуэлл “Жизнь Сэмюэла Джонсона" Алан Кларк “Дневники" Патрисия Хайсмит “Талантливый мистер Рипли" Дэшиел Хэммет “Мальтийский сокол" Сэр Артур Конан Дойл "Приключения Шерлока Холмса" Рэймонд Чандлер “Глубокий сон" Джон ле Карре “Лудильщик, точильщик, сапожник, шпион" Томас Харрис “Красный дракон" Агата Кристи “Убийство в Восточном экспрессе" Эдгар Аллан По “Убийства на улице Морг" Уилки Коллинз “Женщина в белом" Элмор Леонард “Наповал" Дафна дю Морье “Ребекка" Томас Мэлори “Смерть короля Артура" Шодерло де Лакло “Опасные связи" Роберт Грейвз “Я, Клавдий" Мэри Рено. Трилогия об Александре Македонском Патрик О'Брайен. "Шкипер и командир", “Хозяин морей", “Командир и штурман" Маргарет Митчелл “Унесенные ветром" Борис Пастернак “Доктор Живаго" Томас Харди “Тесс из рода д'Эбервиллей" Джин Плейди (Элеонор Виктория Хибберт) "Плантагенеты" Генри Джеймс “Женский портрет" Марсель Пруст “В поисках потерянного времени" Джеймс Джойс “Улисс" Эрнест Хемингуэй “По ком звонит колокол" Ивлин Во. Трилогия "Меч чести": “Вооруженные люди", “Офицеры и джентльмены" и “Безоговорочная капитуляция" Мюриэл Спарк “Баллада о предместье" Джон Апдайк Серия романов о “Кролике" Габриэль Гарсия Маркес “Сто лет одиночества" Тони Моррисон “Любимица" Филип Рот “Запятнанная репутация" Артур Рэнсом “Ласточки и Амазонки" Клайв Стейплс Льюис “Лев, колдунья и платяной шкаф" Джон Толкиен “Властелин колец" Филип Пулман “Его темные начала" Жан де Брюнофф “Бабар" Эдит Несбит “Дети железной дороги" Алан Александр Милн "Винни-Пух" Джоан К. Роулинг "Гарри Поттер" Кеннет Грэм “Ветер в ивах" Роберт Льюис Стивенсон “Остров сокровищ"
Андрей Карпов / 17.05.2019, 12:25

314. Ответ на 309., Сергей из НН:

Ладно, проехали...
М.Яблоков / 17.05.2019, 11:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Тен
А сами кто?
Являются ли немцы и англосаксы автохтонными народами Европы?
26.05.2019
Как англичане страдали во время войны
Ко Дню Победы: немцы рвались к Сталинграду, а в это время «победители» англичане и американцы...
08.05.2019
Зачем гражданин США собирает генетический материал русских мужчин?
Читатели давно просят меня дать более простой, сокращённый, без научных терминов материал о Клёсове
06.05.2019
Первое слово славянской азбуки АЗ
Происхождение и семантика
01.05.2019
Все статьи Виктор Тен
Александр Сергеевич Пушкин
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00