Либо ничего, либо хорошо?

О том, как следует относиться к греховным плодам умершего грешника и о необходимости сопротивления злу силой

0
1024
Время на чтение 4 минуты
Слушая однажды в храме притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31), я задумался о поговорке: «о покойниках – либо хорошо, либо ничего». Возникло сомнение: ведь в притче и в толковании её богач явно осуждается, и осуждается именно после своей смерти.

Тайна ухода человека из жизни велика, а душа человеческая бессмертна – так стоит ли нам грешить осуждением того, кто уже не может исправиться? Тем не менее притча явно наводит на мысль, что богач – личность отрицательная, а смиренный Лазарь противопоставлен ему. Понятно, что об этом рассказывает Сам Господь, имеющий право судить, – но нам, может быть, не следует осуждать богача, а лучше сделать вывод о том, как правильно жить, как по-христиански относиться и к богатству, и к бедности? К тому же следует учесть, что у богача в загробном мире проявилось некоторое прозрение, подобие запоздалого раскаяния: он просит послать Лазаря к своим родным – «пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16: 28).

По этому же поводу вспоминается басня И.А.Крылова «Сочинитель и разбойник», в которой повествуется о различной посмертной участи этих персонажей: оба попали в ад, но душа разбойника меньше мучается, поскольку он был страшен только при жизни, муки же писателя несравненно ужаснее: он хоть и умер, но сочинения его живут. А о чём же он писал?

Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен
И, как Сирена, был опасен.

Тлетворное влияние сочинителя не прекратилось с его смертью – теперь продолжают разрушительное действие его книги, расплодившиеся по свету. Ему прямо заявлено:

Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет.
А сколько впредь ещё родится
От книг твоих на свете зол!

Спрашивается: можно ли это вредное влияние обойти молчанием? Или говорить о подобном сочинителе только хорошее? Не будет ли это лицемерием, примирением со злом?

Понятно, что и в басне и, особенно, в притче осуждаются в первую очередь не сами личности богача и сочинителя, а неправедный образ их жизни и деятельности. Известен древний святоотеческий принцип «ненавидь грех, но люби грешника» – но он касается живых. А как следует относиться к греховным плодам и самой личности умершего грешника? О какой «любви» к нагрешившим покойникам здесь можно говорить? Можно лишь, и то с натяжкой, осторожно вести речь о некоторой признательности к их памяти при условии наличия хоть капли положительного в их прошлой жизни. И, конечно, молиться за них, прежде всего – их родным и близким.

На наши воспоминания об умерших грешниках накладывается ещё и то, что всегда и грех и носитель его неразрывны: наклонности грешника порождают грех, а грех соответственным образом окрашивает личность грешника. Сразу вспоминаются серийные убийцы, педофилы, террористы и бандиты – очень трудно разделить здесь искажённые личностные качества и греховную деятельность, настолько это в них слито воедино. При их жизни понятие «любить грешника» сводилось лишь к осознанию того, что у каждого, даже самого последнего негодяя, есть в душе искра Божия – как надежда на покаяние и исправление. Но если она заплёвана, загажена и почти заглушена мерзостями – об этом нельзя молчать, хотя бы в целях осуждения зла, исправления и назидания. Это тем более важно, что в жизни зло часто маскируется, принимая вид добра, и в сложном переплетении ситуаций, поступков и чувств бывает очень трудно разобраться. Но разбираться всё же надо.

Основа трудной «любви к грешнику» – бессмертная душа его и наличие в ней искры Божией, то есть хотя бы малейшего проблеска совести. Того самого, о котором Е.Евтушенко писал:

Ведь у тех, кто у кривды на страже,
Кто давно потерял свою честь,
Если нету и совести даже –
Муки совести вроде бы есть.

Можно поставить вопрос и так: а душеполезно ли нам вспоминать о покойниках одно лишь плохое? И приятно ли будет нашей душе после смерти, если и о нас будут говорить такое? Интуитивно хочется на оба эти вопроса ответить отрицательно. Хотя возможна здесь масса тонкостей и уточнений. Самая простая ситуация – это если за умершим ничего доброго не водилось, откуда тут взять хорошие воспоминания?

Однако и в этом случае лучше не перебирать плохое, а терпеливо исправлять дурные последствия его неправедной жизни. Другой случай (как с «героем» басни – сочинителем) – когда сильно проявляется вредное «последействие» покойника. Здесь, кроме нейтрализации вреда, может понадобиться и анализ жизни и деятельности грешника с целью назидания, духовной профилактики.

Чаще всего бывает так, что умерший – обычный человек, никакой не грешник, но что-то делал при жизни не так, как нам хотелось бы. И в этом случае не надо спешить с осуждением его, потому что сами мы во многом бываем не на высоте. А осуждая, мы автоматически выгораживаем себя – «мы-то не такие, мы лучше». То есть к греху осуждения примешивается ещё и грех гордости и слепота к собственным грехам.

Выше было сказано, что святоотеческая духовная практика учит различать отношение к греху и отношение к самому грешнику. И если истинный христианский гуманизм предполагает любовь к грешнику и одновременное осуждение его греха – то получается, что любовь имеет как бы две стороны, обусловливающие друг друга. В этой связи русский философ И.А.Ильин ввёл понятие отрицающей любви, той, которая не может мириться со злом в человеке: «В один великий и страшный исторический момент акт божественной любви в обличии гнева и бича изгнал из храма кощунствующую толпу. Этот акт был и будет величайшим прообразом и оправданием для всех духовно и предметно обоснованных проявлений отрицающей любви» (И.А.Ильин. О сопротивлении злу силою).

Можно утверждать, что изгнание Господом Иисусом Христом торговцев из храма было великой учительной и правовой санкцией на необходимость сопротивления злу силой. Он, изгоняя торговцев, бил их скот, опрокидывал лотки, рассыпал деньги и товары – и делал это из любви к этим же людям. Вот пример полной, всеохватной любви к человеку, действенно помогающей его вечному спасению.

Так что не так проста и однозначна эта поговорка – «о покойниках либо хорошо, либо ничего». В каждом конкретном случае необходимо духовное рассуждение. Конечно, с помощью Божией.

Поздняков Никита Иванович, публицист, капитан 1 ранга в отставке
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 6., электрик:

А Толстого до сих пор проходят в школе и называют великим.Вообще то Толстого никто никогда не анафематствовал, в отличие от Ленина и его последователей. Да и говоря про Ленина и Сталина, мы не говорим про Владимира Ульянова и Иосифа Джугашвили - это разные вещи! Там вожди мирового пролетариата и лидеры тоталитарной секты, а здесь - люди, которых мы осуждать не вправе. В своем письме Толстой не раз подчеркивает: “То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо”. Собственно говоря, одного этого признания достаточно, чтобы понять – он себя не считал членом Церкви. Его не отлучали. Он “отпал”, как и сказано в определении Синода. Но Толстой этим не ограничился.В ответе на решение Синода он прямо заявил, что отвергает “непонятную Троицу”, “не имеющую смысла басню о падении первого человека” и “кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий”. Учение Церкви он называет “коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения”. Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства: “чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов, чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник”.Ты придурок? Зачем анафематствовать того,кто отрекся сам от Христа?

Справедливо, а ты зачем отрекаешься от Христа осуждая, сквернословя и злословя? В том числе и Льва Николаевича. Если тебе статья ничего не сказала, так почитай ещё раз инструкцию РНЛ о том как писать коментарии
Vladislav / 05.05.2019, 23:46

6. Ответ на 5., Vladislav:

А Толстого до сих пор проходят в школе и называют великим.Вообще то Толстого никто никогда не анафематствовал, в отличие от Ленина и его последователей. Да и говоря про Ленина и Сталина, мы не говорим про Владимира Ульянова и Иосифа Джугашвили - это разные вещи! Там вожди мирового пролетариата и лидеры тоталитарной секты, а здесь - люди, которых мы осуждать не вправе.

В своем письме Толстой не раз подчеркивает: “То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо”. Собственно говоря, одного этого признания достаточно, чтобы понять – он себя не считал членом Церкви. Его не отлучали. Он “отпал”, как и сказано в определении Синода. Но Толстой этим не ограничился. В ответе на решение Синода он прямо заявил, что отвергает “непонятную Троицу”, “не имеющую смысла басню о падении первого человека” и “кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий”. Учение Церкви он называет “коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения”. Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства: “чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов, чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник”. Ты придурок? Зачем анафематствовать того,кто отрекся сам от Христа?
электрик / 05.05.2019, 09:31

5. Ответ на 4., Даневский Саша:

А Толстого до сих пор проходят в школе и называют великим.

Вообще то Толстого никто никогда не анафематствовал, в отличие от Ленина и его последователей. Да и говоря про Ленина и Сталина, мы не говорим про Владимира Ульянова и Иосифа Джугашвили - это разные вещи! Там вожди мирового пролетариата и лидеры тоталитарной секты, а здесь - люди, которых мы осуждать не вправе.
Vladislav / 05.05.2019, 00:41

4. Re: Либо ничего, либо хорошо?

А Толстого до сих пор проходят в школе и называют великим.
Даневский Саша / 04.05.2019, 08:10

3. Ответ на 2., Vladislav:

Именно об этом мои статьи на РНЛ, которые я назвал. Читайте.
Сергей Абачиев / 04.05.2019, 06:52

2. Ответ на 1., Сергей Абачиев:

Вот бы так всем православным относиться и к великим грешникам СИЛОЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ К. Марксу, В. И. Ленину и И. В. Сталину! В основном-то, по сей день чёрные хулы и анафемы! А ведь после себя все трое оставили потомкам отнюдь не только своё богоборчество. А Ленин-то "по факту" и так называемый "научный атеизм" срубил под корень. См. на РНЛ мои статьи "Слово о Верховном Главнокомандующем", "О гражданской войне за историю Отечества", "Сказание о том, как Ильич "научный атеизм" зарезал", "Без горячности в вере не по разуму".

Мы не можем осуждать человека, но зловерие и бесовскую идеологию обличать обязаны. И критикуя Ленина, Сталина, Маркса - мы критикуем именно лжерелигию и идеологию. Иначе как же анафематстовали ереси вместе с их ересеначальниками, надо это понимать, груши от яблок отделять и видеть глубину и мудрость церковной традиции и её соответствие христианскому учению и Евангелию.
Vladislav / 03.05.2019, 20:03

1. Марксистские классики после себя отнюдь не одну духовную отраву оставили!

Вот бы так всем православным относиться и к великим грешникам СИЛОЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ К. Марксу, В. И. Ленину и И. В. Сталину! В основном-то, по сей день чёрные хулы и анафемы! А ведь после себя все трое оставили потомкам отнюдь не только своё богоборчество. А Ленин-то "по факту" и так называемый "научный атеизм" срубил под корень. См. на РНЛ мои статьи "Слово о Верховном Главнокомандующем", "О гражданской войне за историю Отечества", "Сказание о том, как Ильич "научный атеизм" зарезал", "Без горячности в вере не по разуму".
Сергей Абачиев / 03.05.2019, 11:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Никита Поздняков
Великие примеры смирения, веры, надежды и любви!
В Евангелии есть два уникальных случая, когда Спасителю возражали люди, движимые глубочайшей верой в Него
06.03.2024
Заметки о структуре власти
Полезно читать и перечитывать Библию
16.12.2023
Отрицание государственной идеологии нас морально разоружает
Размышления о завершившемся Всемирном Русском Народном Соборе
02.12.2023
К вопросу о лицемерии
Вся западная хвалёная «демократия» прочно стоит на обмане, двойных стандартах, но и у нас, к сожалению, лжи хватает
11.11.2023
«Пиндосовский Юкрейн»
Теплится ещё надежда, что украинцы найдут силы свергнуть фашистский режим
04.09.2023
Все статьи Никита Поздняков
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:07
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 07:46
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.04.2024 07:22