itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О Пасхальном вечере на Рогожском

Впечатления о праздновании Пасхи в Центре московского старообрядчества

0
841
Время на чтение 4 минуты
В последние годы в этот вечер побывал у поморцев и федосеевцев, у новозыбковских на Павелецкой. Настала очередь Рогожского. Как всегда, утром, после ночной пасхальной службы поехал поздравлять старшую братию Данилова монастыря. Размеренное, спокойное пение на ночной службе у нас контрастировало с быстрым, на высоких тонах в Даниловом. Резало ухо: «Снизшел еси в преисподняя страны земли» - вместо «сниде» - как по-старому. «Яже о Марии» - вместо – «Яже с Мариею» и т.д.

Разнобой в приветствовании друг друга - с кем-то кивком головы на расстоянии, с кем-то едва касаясь или вовсе не касаясь ланитами и брадами. Стараюсь троекратно лобызаться – «О-о! – повеяло единоверческим духом», - заметил один брат. Самым вкусным блюдом на трапезе была солянка. У наместника - бутерброды с рыбой, у эконома – клубника. Еле дотащил до машины продуктовый набор, извлеченный из глубокого подвала. В коридоре братского корпуса запомнилась картина «Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву». Преподобный изображен в голубой патрахили без поручей, с седенькими волосами с перевязанным на затылке хвостиком. Уверен, что художник писал с натуры – с какого-нибудь сельского батюшки средней полосы России - таких типажей я встречал десятки. Это изображение никак не вязалось с ликом великого угодника Русской Земли – явное снижение образа. Правда, благословение почти двуперстное. Интересно, что, как и в прошлом году, заключительным аккордом всех поздравлений и песнопений был пасхальный тропарь знаменным распевом, при чем в последний раз - по старому тексту.

Вряд ли на Рогожском будет читаться поучение, как у безпоповцев. В прошлом году поразило чтение поучения у поморцев одним из наставников. Это чтение было глубоко прочувствованным, проникновенным, трепетным, благоговейным. Никакой экзальтации и эмоционального накала. Оно не было механическим, а благоговейно взволнованным – так бы я сказал. Как-будто духовным взором чтец созерцал небесные реалии, о которых доверительно повествовал собравшимся на соборную молитву.

Будучи на Рогожском, я невольно постоянно сравнивал то, что видел и слышал здесь с тем, что одновременно происходило в храме Христа Спасителя или в Даниловом монастыре. Вот с колокольни потрясающей красоты раздался звон – легкий, нежный, не давящий. В храме Христа и в Даниловом гудели звоны «во все тимпаны» - при чем как до, так и после службы. Появился митрополит - он шел к собору в темной мантии и черном клобуке - как-то не по-пасхальному. Приветствую его, интересуюсь здоровьем, вручаю большую, красивую фотографию нашего храма после реставрации.

В это время двое фотографируют - один из них мой спутник. Владыка заметно нервничает. Спешу заверить митрополита: это для внутреннего пользования. Подумал: «Человек открытый и доброжелательный, он постоянно находится под прессом: а что подумают, что скажут, сплошные стрессы». Никакой торжественной встречи с десятком архиереев и множеством священников, как в храме Христа Спасителя. Митрополиту сослужил один священник и один диакон. Удивило, что владыка начинал и заканчивал службу (вечерня, павечерница и утреня; в новообрядческих храмах на Пасху вечером служится только вечерня, а утреня переносится на понедельник). Он сам кадил на «Господи воззвах», совершал вход, находясь в алтаре, почти не отходил от престола. С балкона, где я находился, вся картина сакрального пространства была у меня, как на ладони. Потрясающе изящно смотрелся протодиакон Виктор, возглашающий ектении с мраморного возвышения на амвоне. Отсюда же и стихарный возглашал великий прокимен – громко, четко, безыскусно. В храме Христа этот прокимен возглашает патриарший протодиакон - это изюминка службы. Все замирают, когда он мощным баритоном искусно начертывает вычурный рисунок текста. По окончании прокимна присутствующие одобрительно переглядываются.

Служба прошла четко, динамично, без единого диссонанса или шероховатости. Никаких замечаний или шиканий из алтаря в адрес певцов (среди них запомнились две молодые женщины с младенцами на руках и несколько детей). Как всегда, отметил для себя некоторые недочеты в нашей богослужебной практике, остаточные новообрядные элементы. Например, мы служим в красных облачениях («Паска красная»), полагая, что белый цвет для великой субботы. Возглашая пасхальные стихи, кадим престол не только спереди, а с четырех сторон и т.д.

Снова обратил внимание на то, что никаких громогласных «Воистину воскресе!» в ответ на «Христос воскресе!» священнослужителей у старообрядцев нет. Значит, акцент делается на содержательную часть – текст пасхального канона. Тихая пасхальная радость у старообрядцев контрастирует с бурным ликованием в новообрядческих храмах. Иногда кажется, что здесь соревнуются, кто громче прокричит – и священнослужители и прихожане. Я всегда ощущал от этого некоторое опустошение, старался не лететь с кадилом с космической скоростью, не кричать, что есть мочи – это всегда обращало на себя внимание.

В конце утрени ближе к западным дверям оба хора мощно пропели стихиры Пасхи. На первом часе митрополит стал давать крест – сначала мужчинам справа, затем женщинам слева (взял на заметку). Иподиакон принес от владыки подарок - книгу «Живое слово» (самые яркие интервью, проповеди, статьи и стихи митрополита Андриана) с теплой дарственной надписью. После службы с удовольствием прошелся по длинной дорожке вокруг прудов за алтарями Рогожских храмов. Странно, что почти никого не было в этом замечательном уголке столицы.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06