Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Бег на месте

Русская школа / 23.04.2019


Наше образование до сих пор находится под контролем сил разрушения …

Область отечественного образования, судя по всему находящаяся под фактическим контролем неких сил разрушения, сегодня нередко напоминает сцену оперы в момент, когда действующие лица громко поют: «Бежим, бежим» ...и – стоят на месте.

Понятно, что в государстве, претендующем на независимость в условиях агрессивной глобализации и активных усилий международного жандарма подавить самостоятельность и свободу любой страны, не подчиняющейся дисциплине глобального помрачения и насилия, – образование и культура служат центральными целями информационной войны. Поэтому велики здесь наши потери.

Но огромные масштабы урона в этих областях объясняются и тем, что разрушение, согласно законам информационной войны, производится руками самих россиян. Конечно, нашим недругам весьма помогают невежды, люди низкой квалификации. Не обходится, наверное, и без предателей, благополучно и преспокойно действующих в иных «руководящих структурах» и «совершенно невинно» помогающих нашим противникам распоряжениями, несовместимыми с интересами страны своего проживания. Но речь не о них. Мы коснёмся лишь вопросов о сугубо научных причинах успехов разрушителей. Разрушители навязывают современной школе ненаучные или антинаучные взгляды и «теории», сознательно «забывая» простые, основополагающие научные истины.

Напомним: только самостоятельное державное строительство на путях самобытного развития может обеспечить государственную независимость. Образование, соответствующее условиям существования независимой страны, у нас разрушено; современная его система официально ставит иные задачи и цели: воспроизводство потребителя, обучение грамотного исполнителя

Но независимой России нужен не просто «грамотный исполнитель», но человек, воспитанный в лоне отечественной культуры, способный к самостоятельному обретению информации, ориентированный на творчество, обладающий достойной культурой мысли, одухотворённый идеалами добра и созидания. При формировании такого человека нельзя недооценить роли гуманитарных дисциплин в становлении личности, в жизни общества и в научно-техническом развитии. Гуманитарные науки сегодня выступают, как сила, способная влиять на качество, уровень, интенсивность и быстроту научно-технического прогресса, координируя его с экологией в целом. И здесь всякому гражданину независимой страны необходимы личные созидательные качества человека нравственного, духовно богатого, обладающего способностью к самообразованию и творчеству. Это исключает штамповку людей, воспитанных в режиме послушных механических исполнителей. Независимой стране нужны люди творческие...

Не так давно открыта дискуссия по поводу новых школьных программ по литературе. В ней высказывались мнения очень разные. Но судя по содержанию выступлений, весьма многие участники либо не представляют, что такое классическая литература и какова её роль в нормальном развитии полноценного человека, либо не ведают, в чём непременные задачи нормальной средней школы независимой страны.

Не обладая об этом грамотными представлениями, серьёзно рассуждать по поводу современной программы по литературе для школы – бессмысленно.

Позволю себе повторить некоторые азбучные истины. Классическая литература, как и всякое истинно высокое искусство, не может устаревать. Говорить, что она «устарела» и «неинтересна» могут только неграмотные или очень малообразованные люди. Их мнение о школьном филологическом образовании не стоило бы и упоминать: оно остаётся за пределами сколько-нибудь серьёзной научной дискуссии.

В связи с этим напомню кое-что из прошлого. В начале ХХ века один из имеющих подобные взгляды, С.С.Юшкевич, писал: «Мы должны испортить русский язык, преодолеть Пушкина, объявить мёртвым русский быт, словом заслонить Русь от современности и русский народ от русского общества, свести на нет русскую оригинальность». Несколько позже невежественные «перестройщики» предлагали «сбросить Пушкина с парохода современности». Чуть позже говорили о «новом искусстве», которое приходит на смену старому... Но в результате – классика осталась и утвердилась, на ней воспитались новые поколения людей высокой культуры... Это помогло России выстоять.

Прислушаемся к мнениям, в которых дана оценка смысла и значения классики. «Русская литература, – писал известный филолог С.А.Венгеров, – была всегда одной из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше... Русская литература – центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца».

Конечно, если желать, чтобы современная молодёжь не становилась «чище и лучше», не приобщалась к тому, в чём «сошлись лучшие качества русского ума и сердца», то нужно «заслонить» от неё классику. В этом пытались преуспеть недруги нашего народа, но, к счастью, в конце концов не преуспели...

Замечу: верное отношение к классике утвердилось отнюдь не только на русской почве. В середине прошлого века один из ведущих американских учёных заявил, что Россия угрожает Америке ...«системой образования». В связи с этим, оценивая гуманитарные успехи советской школы, верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг заметил: «Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры (выделено мной – И.В.), пренебрегает уроками прошлого».

Нужно помнить ещё одну прописную истину: только читая отечественную классику, можно достойно овладеть русским литературным языком. Иного пути нет.

Всё сказанное – урок современным невеждам (или недругам?), безграмотно (или убеждённо-враждебно?) отрицающим безусловную необходимость русской классики в современной школе.

Как говорят, пока – всё. Да здравствуют грамотные и истинно желающие доброго возрождения отечественной школы участники дискуссии!

Иван Веристинов, публицист, Москва


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Исидор : Прекрасные пожелания
2019-04-25 в 22:46

Неплохо начать с простого: ограничить пользование смартфонами, запретить игры. СЕБЕ и детям. Если взрослые даже при переходе улицы пялятся в телефон, детям они ничего не объяснят.

Постоянное обновление стандартов и наплыв мероприятий вообще убивают образование, школьное и высшее.

..."Верхи" добровольно выполнять благие пожелания не будут. У нас высшим образованием заправляет заочник. Что такое заочное и платное образование, все знают.

Самостоятельной науки у нас, возможно, уже и нет, в сравнении с советским периодом точно нет.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме