itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Таджикистан – вассал России

О значимости российско-таджикских переговоров в Кремле, из-за которых министры сбежали с годового отчета главы Правительства

Дмитрий Медведев 
0
2810
Время на чтение 6 минут

В среду, 17 апреля, в Кремле состоялись переговоры Главы Российского государства Владимира Путина с президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном, прибывшим в Россию с официальным визитом, сообщает пресс-служба Кремля.

Обсуждались ключевые вопросы двусторонних отношений, меры по дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях, актуальные региональные проблемы.

По итогам переговоров В.Путин и Э.Рахмон подписали Совместное заявление. Кроме того, в присутствии глав двух государств состоялась церемония обмена документами, подписанными в ходе визита. Президенты также сделали заявления для прессы.

В тот же день в Государственной Думе председатель Правительства Дмитрий Медведев выступал с отчетом перед депутатами. Премьер-министр, завершая отчет, объяснил, почему часть членов кабинета министров покинула заседание, не дожидаясь его окончания, сообщает ТАСС.

«Владимир Вольфович [Жириновский, глава фракции ЛДПР] сказал, я просто не успел предупредить, мои коллеги, действительно, частично вынуждены были покинуть зал, просто потому, что сейчас проходит визит президента Таджикистана Эмомали Шариповича Рахмона», - сказал премьер.

Он отметил, что первый вице-премьер - министр финансов Антон Силуанов, на отсутствие которого указал лидер КПРФ Геннадию Зюганов, возглавляет двустороннюю российско-таджикистанскую комиссию и обязан присутствовать на переговорах в Кремле. «Другие коллеги, которые в этом принимают участие, вынуждены были туда уехать, это было заранее оговорено, так что, если что, за них я отвечаю», - заверил глава кабинета министров.

Об итогах российско-таджикских переговоров и бегстве министров рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Андрей Грозин:

На встрече Владимира Путина с Рахмоном не было знаковых вещей. Состоялся рабочий визит, хотя он носил более высокий статус - государственный, что предполагает более высокий уровень представительства принимающей стороны, но не настолько, чтобы манкировать отчетом Правительства. Вполне возможно, что для министров возникла возможность использовать удобный предлог, чтобы не отчитываться и не выслушивать в свой адрес много разных неприятных слов. Понятно, что присутствие руководителей министерств и ведомств по итогам госвизита необходимо, но, мне кажется, что нужна была более сбалансированная, с точки зрения кадрового присутствия, политика.

Если посмотреть на итоги, на изначальные ожидания, которые связывали в первую очередь в самом Душанбе, с визитом Рахмона, видно, что ничего экстраординарного не произошло. Обсуждение и итоги носили рабочий характер. Точно также, допустим, как недавний государственный визит Президента России в Кыргызстан. Да, там были интересные решения, было подписано значительное количество документов, которые в перспективе при разумной реализации создают возможности для сохранения и укрепления российских национальных интересов в этой республике.

С Таджикистаном то же самое. Мы не чиновники МИДа, поэтому можем называть вещи своими именами: Таджикистан является во многом вассальным для России государством. Конечно, таджики обидятся на такие слова, но существует оно во многом благодаря российской поддержке и российской позиции: военной, финансовой поддержке, через прямые и непрямые механизмы. Я имею в виду, в первую очередь, трудовую миграцию и переводы трудовых мигрантов из Таджикистана, которые равняются почти его ежегодному ВВП. Во всяком случае, в несколько раз превосходят ежегодную доходную часть бюджета республики Таджикистан.

Также я имею в виду российское военное присутствие на территории Таджикистана. Наша 201 база является крупнейшим российским военным объектом за пределами территории Российской Федерации. По последним свежим данным, там сейчас находится более трех с половиной тысяч российских военнослужащих. В отличие от прошлого периода, когда в число военнослужащих России, находящихся на территории Таджикистана, записывали всех подряд, включая структуры обеспечения, таджикских граждан, которые служили по контрактам и в воинских подразделениях, и в системах обеспечения базы, то сейчас речь идет о российских военнослужащих по контракту, о профессиональных российских военных, которые выполняют свой воинский долг на территории Таджикистана. Если ранее речь шла о 6-7 тысячах человек, то после недавней поездки представителя общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации была озвучена другая цифра - более 3,5 тысяч человек. Налицо явное сокращение.

С одной стороны, это говорит о том, что Министерство обороны не разбрасывается деньгами и оптимизирует структуру своих иностранных военных объектов, что относится ко всем нашим военным объектам за границей. Россия так относится и к киргизской объединенной базе. Это относится и к нашему военному присутствию в более отдаленных регионах, таких как Сирия. Именно кадровые военные, официальное российское военное присутствие оптимизируется и сокращается. Но, тем не менее, 201 база является основным гарантом существования политической системы в Таджикистане.

Таджикистан при всей своей финансовой и экономической зависимости от великого восточного соседа, на кредитах которого сидит, с явной невозможностью эти кредиты когда-нибудь вернуть, тем не менее, с политической точки зрения остается зависимым от России государством. Кроме того, есть законодательный корпус, соглашения и договоры. В соответствии с ними Таджикистан является стратегическим партнером Российской Федерации. Этот статус закреплен официально во многих документах. Мы вместе входим в Организацию договора о коллективной безопасности, в наш военно-политический блок, поэтому отношения с Душанбе требуют особого подхода. Возвращаясь к началу беседы, скажу, что все-таки не настолько особого, чтобы министры скопом, как табун лошадей, унеслись из Думы в направлении переговоров с Эмомали Шариповичем. Переговоры заранее планировались, ибо это государственный визит, а подобного рода мероприятия в график VIP-чиновников заносятся как минимум за пару-тройку месяцев. Это не спонтанное мероприятие.

Наверное, имела место даже не злонамеренность, о которой мы говорили в начале - нежелание выслушивать неприятные вещи в глаза и использование значимого, но не судьбоносного визита главы дружественного государства для того, чтобы избежать неприятных слов и вопросов. Дело не в злонамеренности, а, скорее, в бюрократической недоработке. Зная, как у нас часто делаются подобного рода вещи, я бы не удивился и не исключал такой возможности. Аппаратные структуры, которые обеспечивают работу руководителей министерств и ведомств, верстают график своим министрам исходя из календарного плана. Календарный план мероприятий известен за несколько месяцев, тем более, таких как государственный визит. Если бы речь шла о частном или рабочем визите, то можно было бы допустить некий элемент спонтанности, но государственный визит - это мероприятие, которое планируется за несколько месяцев обеими сторонами: принимающей и наносящей визит. Здесь налицо либо грубая недоработка, либо стремление не ходить в Думу. А может быть, и то, и другое сразу, как у нас часто бывает.

Такой же точно визит был в Кыргызстан. Тогда киргизская сторона официально объявила, что заключен меморандум о соглашении на 12 млрд., потом поправились и сказали - на 6 млрд. Сейчас в киргизских СМИ говорится уже о 3-5 млрд. И это, повторюсь, меморандумы, которые не предполагают железного соблюдения. Это соглашения о намерениях.

С таджиками примерно такая же история. Здесь надо все делить на два. Да, безусловно, визит важен и нужен. Таджикистан хоть и зависит от российской стороны, но у нас обоюдная зависимость. Таджикская позиция для нас интересна по массе параметров, например, по перспективам развития Шанхайской организации сотрудничества. Хотя Таджикистан активнее всех выступает против дальнейшего расширения ШОС, в том числе за счет принятия Исламской Республики Иран. Сейчас градус этого безумия немножко снижается с таджикской стороны, Иран долгое время старался не замечать недружественного поведения близкородственного народа. Снижается безумие, на мой взгляд, не в последнюю очередь, благодаря не афишируемой, не особо акцентируемой позиции российской стороны, которая, насколько я знаю по неформальным каналам, доводит до таджикской стороны необходимость пересмотра некоторых подходов с учетом текущей ситуации, в том числе, вокруг Центральной Азии.

Тот же афганский фактор - обоюдный. Если мы не будем развивать вооруженные силы Таджикистана, то нам придется либо самим отражать возможную агрессию террористического Интернационала, который постепенно накапливается, либо заниматься тем же самым, но уже на своей территории. Есть элементы обоюдной зависимости, что отрицать нельзя.

Поэтому визит Рахмона не стоит записывать в ничтожные мероприятия. Здесь дело ни в политесе, ни в том, что «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Нет. Таджикистан достаточно значимое для России государство.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Грозин
«Люди из ГУР, СБУ осуществляли черновую работу»
Андрей Грозин о теракте в «Крокусе»
26.03.2024
«Записывать Эрдогана в пророссийские или протурецкие политики — глупость»
Украина для лидера Турции один из множества столов, на которых ему, претендующему на роль возродителя новой Османской империи, приходится играть
19.07.2023
«Всё проверяется отношениями с Россией»
О протестах в Пакистане после ареста экс-премьера Хана и грядущих выборах в Турции
12.05.2023
«Там нужен Тяньаньмэнь, а не пояс любви и дружбы»
В Казахстане происходит то, что через некоторое время будет происходить на Украине
17.01.2022
Россия не может потерять Киргизию, к сожалению...
В республике решили избавиться от русского языка
27.11.2020
Все статьи Андрей Грозин
Дмитрий Медведев
«Совершенное злодеяние поражает своим цинизмом и жестокостью»
В подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт с огромным количеством погибших и раненых
23.03.2024
«Риторика западных болванов поражает своей противоречивостью»
Не поймёшь – то ли детская инфантильность, то ли зрелая глупость, то ли запредельная наглость
19.03.2024
«Это просто жирный троллинг»
О деятельности Дмитрия Медведева в Интернете
15.03.2024
Нам нужна полная и безоговорочная капитуляция киевской неонацистской клики
Предлагаемая Зеленским «формула мира» вызывает чувство брезгливости, переходящее в ощущение стыда
14.03.2024
«Была бы цель поставлена – попали бы»
По словам Дмитрия Медведева, никто не планировал наносить удар по кортежу Зеленского в Одессе, кровавого паяца, являющегося слепым антироссийским оружием
07.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06