В среду, 17 апреля, Президент России Владимир Путин принял в Кремле выпускников второго потока программы развития управленческого кадрового резерва, реализуемой на базе Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС), сообщает пресс-служба Кремля.
Среди 75 человек, прошедших обучение, - сотрудники органов государственной власти федерального и регионального уровней, топ-менеджеры государственных и частных компаний, главы ряда регионов. В состав второго потока вошли, в частности, 24 финалиста конкурса управленцев «Лидеры России», в том числе уже занявшие в 2018 году ряд государственных должностей.
Программа, нацеленная на подготовку резерва для выдвижения на государственные должности регионального и федерального уровней, была запущена в 2017 году по поручению главы государства. Первый выпуск слушателей состоялся в апреле 2018 года.
«Дорогие друзья! - обратился Президент. - Хочу вас поздравить с окончанием учёбы, выразить надежду, что вы будете двигаться дальше по карьерной лестнице, удовлетворяя и свои амбиции, и показывая хороший пример другим. Ну а самое-то главное, работая на пользу страны, на пользу людям нашим, а требования к управленцам возрастают, вы это сами чувствуете, видите. Очень приятно, что возрастает конкуренция для действующих начальников всех уровней, и региональных, и федеральных. У вас, насколько я понимаю, уже семь губернаторов и исполняющих обязанности губернаторов, три заместителя министра появилось из ваших рядов, а всего за два потока 11 губернаторов и два федеральных министра. Это очень хороший показатель».
«Вернет ли программа развития управленческого кадрового резерва доверие народа к чиновникам? Повысится ли эффективность работы бюрократического аппарата? И удастся ли таким образом решить проблему коррупции?» - на эти вопросы отвечает в телефонном интервью «Русской народной линии» лидер Национально-освободительного движения (НОД), депутат Государственной Думы, член партии «Единая Россия» Евгений Алексеевич Федоров:
Кадровая политика, подготовка слоя управленцев и политиков - это определенная государственная политика, которая известна тысячу лет во всех государствах. Была она и в России, и в Советском Союзе. Вспоминаю, как в Советском Союзе я служил в Вооруженных силах СССР. Для того чтобы стать, например, командующим военным округом, необходимо было пройти 20-25-летний путь последовательного повышения должностей, званий, обучения. Нельзя было стать командиром дивизии, не закончив Академию Генерального штаба. Нельзя было продвинуться дальше, не пройдя определенные обязательные курсы переподготовки, повышения качества, квалификации и т.д.
Залог хорошей кадровой системы - это последовательное формирование опыта, нарабатываемого людьми. Механизм кадрового резерва - финишная часть этого процесса. Наработка опыта и возможностей людей происходит не путем нахождения под танками, которые над ними проезжают (была такая часть подготовки), а путем десятилетнего совершенствования человека на конкретных должностях, а на финише у него экзамен в виде задания «залезть под танк и под ним полежать».
В этом состоит логика кадровой работы. Удовлетворяет ли программа этой логике? Да, удовлетворяет. Имеется в виду, что это финишный этап: министры, чиновники и губернаторы получили свой необходимый опыт и возможности не таким образом. Они получили его в процессе своей жизни, откуда они были отобраны системой кадрового резерва, сформировавшейся в последнее время.
Я считаю, что это хороший положительный опыт, но его суть именно в этой системе традиций. И самое главное: для чего нужно было повышение квалификации и для чего была нужна академия Генерального штаба? Они учили стратегической линии. Руководитель получал знания и понимал, куда двигается вся система, вся отрасль, вся страна, вся схема жизни, в которой он живет и работает. Вот в этом и заключался тот дополнительный опыт, который он получал в последние несколько лет перед назначением на высокие должности. Насколько я понимаю, в этой системе это тоже присутствует.
Важно не просто сменить чиновников, которые давно работают, а важно сменить их на тех, которые сделают лучше. Возникает вопрос - нам нужна смена, другие лица или нам нужен другой результат государственной работы и государственного аппарата, тех же чиновников, депутатов, министров, губернаторов? Это главный вопрос, на который надо дать ответ.
Нужна не просто смена лиц на более симпатичных, а смена политики, смена, улучшающая нашу жизнь, раз старая политика не устраивает нас. А если она устраивает, тогда зачем ее менять? Конечно, нас не устраивает государственный курс, потому что он ежедневно приводит к ухудшению качества нашей жизни. Я занимаюсь экономикой. За 28 лет произошло падение экономики в относительных показателях в десять раз. Было 14%, стало 1,5%. Продолжается это падение? Да, продолжается. Мир растет на 3,5% в год, и Путин правильно об этом говорил. Россия растет на 1,5%, то есть падает на 2%.
Курс, которым мы идем, неправильный, и во многом это вызвано теми самыми старыми неправильными кадрами. Это означает, что новые кадры должны сменить курс, то есть они должны поставить задачи изменения курса, если это заложено в кадровую политику и в обязательность отбора новых кадров.
К примеру, в Думе недавно был зачитан отчет правительства. Выходит будущий министр или претендующий на должность министра и говорит: «Я беру на себя обязательство выполнить команду Путина и, допустим, поднять экономику выше 3% к 2024 году». Я цитирую сейчас Майский указ Президента. Если он готов и знает, как это сделать, то в этом случае ему надо дать дополнительные знания, опыт, командное взаимодействие - и вперед. Если он такую задачу не ставит, то тогда отбор идет не по принципу «реализации задачи», а по принципу «хороший человек», какой бы он ни был. В этом разница в системе подходов.
Удовлетворяет ли такой линии эта подготовка «скамейки запасных» и кадровая политика? Насколько я понимаю - удовлетворяет, потому что все-таки люди выдвигаются под задачи.
1. Re: «Новые кадры должны сменить курс»