Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«В нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва»

12.04.2019


Впечатления от предварительного просмотра фильма «Варавва» и общения с его создателями …

В столичном кинотеатре «Октябрь» прошёл пресс-показ фильма «Варавва», который планируется выйти на широкий экран накануне Пасхи, 25 апреля. Мне удалось побывать на просмотре и пресс конференции с создателями картины.

На фоне, на мой взгляд, кране тяжёлого положения дел в отечественном кинематографе (особенно того, что снимается на деньги налогоплательщиков под эгидой Минкульта) и засилья наших кинотеатров дешёвыми и агрессивными голливудскими поделками, «Варавва» мне показался глотком свежего воздуха и прорывом некоей информационной блокады. 

Фильм снят по сценарию, в основе которого одноименная книга английской писательницы Марии Корелли. Сценаристом, режиссёром-постановщиком и продюсером стали дебютанты кинематографа: Евгений Емелин и Антон Кириллов. 

В главной роли снялся известный больше по ролям второго плана в фильмах «Крым», «Слуга», «Волкодав из рода Серых псов» и других талантливый актёр Павел Крайнов.  

Дорога «Вараввы» к зрителю была долгой и трудной. И если сценарий был написан довольно быстро, то до выхода картины на экран прошло ещё долгих семь лет. Именно столько времени ушло на поиск средств, переговоры, съемки и производство фильма. 

Нельзя не учитывать и политический фактор, ведь снимали «Варавву» в Крыму, который не всегда был наш. Как признался журналистам Антон Кириллов, едва ли не каждый день работы над фильмом проходил с искушениями, и он много раз готов был бросить начатое, но в последний момент откуда-то появлялись не только силы, но и средства. 

Кстати, фильм сделан без привлечения выделяемых для этого государством финансирования, что позволяет выявить печальную закономерность, что лучшие картины снимаются у нас либо на народные пожертвования, либо на деньги благотворителей. 

Фильм «Варавва» крайне своевременен, потому что давно в России не выходило, на мой взгляд, ничего подобного - напрямую затрагивающего Библейскую тему, тем более так ярко и талантливо. И хотя сюжетная линия сценария, а значит и фильма, отличается от евангельского контекста и довольно свободно далеко отходит от него, переплетаясь с апокрифами и авторскими домыслами, его всё равно смело можно назвать миссионерским, как предложил кто-то из коллег-журналистов. 
 
Неожиданность фильма в том, что центральный Евангельский сюжет: суд, казнь и Воскресение Спасителя показаны через восприятие одного из разбойников – Вараввы, освобожденного, как известно, вместо Христа Пилатом по требованию черни и с подачи иудейских старейшин. Мало кто интересовался судьбой этого человека, ведь в Евангелии он известен лишь как убийца и бунтовщик – тип мало привлекательный. Однако именно его иудеи вдруг предпочли Христу. 

Если в известном фильме Мэла Гибсона его появление не вызывает никаких симпатий у зрителя, где он показан отвратительным и злобным дикарём, то в фильме Емелина Варавве зритель очень скоро начинает сопереживать. И дело не в lovestory, которую режиссёр по законам жанра вплёл в канву сценария (Варавва совершает убийство из–за неразделённой любви), а скорее из-за того, что этот малосимпатичный евангельский персонаж оказывается очень русским по духу. 

Что мы знаем о нём, кроме того, что схваченный властями он «был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство». (От Луки 23:19)? А ведь в нём явно заметен дух Стеньки Разина и Емельяна Пугачёва – едва ли не самых любимых русских народных героев, любовь к которым особенно усиленно эксплуатировалась в советское время. И ведь ненапрасно: когда имя Бога было запрещено или находилось в забвении, народные спасители и освободители в воображении народа казались именно такими, как эти два разбойника и бунтаря против несправедливой царской власти. 

С какой любовью история хранила и даже воспевала, например, краткий роман донского казака Разина с персидскою княжной – «Из-за острова на стрежень…»! Не меньшей популярностью у народа и власти пользовался и Пугачёв, затмивший своей славой пленившего его покорителя Измаила и Альп Суворова. Вспомним, наконец, что одного из главных героев культового советского фильма «Офицеры» в исполнении Василия Ланового звали Иван Варавва. 

Вот и у создателей фильма Варавва - это еврейский Разин - символ мятежа во имя справедливости, который даже не лишён благородства. Но только в отличии от наших Стеньки да Емельки он способен на глубокое раскаяние, а потому ему открыт и путь через прозрение к спасению.  

Варавву глубоко поражает сам факт того, что за него должен пострадать безвинный человек, казни которого так неистово требовали его соплеменники. Не считая до поры Христа – Спасителем, он не радуется своему чудесному спасению, но переживает трагедию того безвинного Человека, испытывая перед Ним сначала просто чувство вины. 

Сам Спаситель в фильме, кстати, показан эпизодически, больше со спины, словно давая возможность зрителям со стороны взглянуть на происшедшую катастрофу, которую совершило человечество руками римских солдат и устами иудейских первосвященников при согласии толпы.

Не являясь убийцей и предателем Христа, как иудеи или римляне (предки нынешних евреев и европейцев), но оставаясь разбойником, Варавва (как и мы – русские люди) испытывает муки совести, терпит боль от такой несправедливости. Он упорно ищет ответ на вопрос – был ли распятый Иисус Мессией, как об этом толкуют, встречаясь для этого с Петром, Иосифом Обручником, Марией? Помогает ему в этом Мельхиор – один из трёх волхвов-путешественников с Востока, поклонившихся Родившемуся в вертепе Спасителю. По сценарию он оставил для этого своё царство.

Разочаровавшись в итоге в причине своего преступления, некогда возлюбленной им Юдифи (по сюжету - сестры совращенного иудейскими старшинами предателя Иуды), он приходит ко Христу - Истине. Не так ли и наши давние славянские предки, не отличавшиеся смирением и кротостью, шли ко Христу через сомнения, спустя даже столетия после днепровской крещенской купели? 

Мы, русские люди, с одной стороны не причастны к крестной смерти Спасителя, и не несём на себе заклятия предков («Кровь Его на нас и на детях наших» - от Матфея 27:25), но мы повинны в другой, не менее страшной измене и смерти своего Государя и Его Семьи, нарушив соборную клятву 1613 года. Дух бунтарей Разина и Пугачёва взял тогда верх не только над помраченным разумом народа, но овладел его душой. 

«Варавва в переводе с еврейского означает «сын своего отца». И мы все являемся детьми своих родителей – несём на себе печать и бремя их нераскаянных грехов и потому ответственны за прошлое», - так откомментировал мой вопрос о «русскости Вараввы» сценарист и режиссёр Евгений Емелин.

А сам главный герой картины, которому, наконец, открылась Истина в итоге снова оказывается в тюрьме, оговоренный Каифой – иудейским первосвященником и главным виновником крестной смети Спасителя. И Варавву снова приговаривают к смерти. Но теперь это уже другая смерть - смерть за Христа! «Сын своего отца» возглашает о готовности умереть за исповедуемого Спасителя и оказывается с Ним в раю!

Это та славная смерть, которая и является достойным переходом в Вечную жизнь, к который всех призывает Спаситель. Готовы ли вслед за Вараввой сделать свой выбор? 

Роман Илющенко, религиовед


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме