В Сербии в начале марта в связи с двадцатилетием начала агрессии НАТО против Союзной Республики Югославии (СРЮ) была организована международная премьера фильма «Донецкая Вратарница». Автор фильма Натальи Батраевой из города Краснодара за своё творчество получила престижные награды.
Война приносит пустоту, несчастье, мрак в жизнь тех народов, которых она повстречает на своём пути, и всё уничтожает, как монстр. А с другой стороны, люди, которые пережили несчастье вместе со своим народом, если верующие, то они поймут, что их жизнь - наибольший дар, данный им от Бога, и каждый день - это великое чудо Божие... Предупреждение нам, что мы живём годами, а Бога не благодарим за все благости которые нам даны. В этом было нам короткое послание документального фильма «Донецкая Вратарница» Натальи Батраевой, который никого не оставил равнодушным. Наталья Батраева будто хотела передать, что все военные несчастья в мире одинаковы. Тот, кто пострадает, глубже мыслит и испытывает умиление, живёт другой жизнью. Напротив, у того, кто убивает, сознание омрачено, а совесть мертва.
Документальный фильм рассказывает о судьбе Иверского Богородичного монастыря (Вратарница), который находился в самом военном пекле в Донецке, вблизи аэропорта. Наталья Батраева провела три года в военном Донецке, собирая документальные материалы для этого фильма, который в России получил шесть престижных наград. Игуменья Михаила и послушница Святоиверского монастыря в связи с несчастными обстоятельствами вблизи стратегического аэропорта стали жертвами войны на Донбассе, как и весь несчастный народ. Игуменья Михаила рассказывает о том, как она пережила первые моменты войны, и к её рассказу также присоединяется послушница. Каждая со своей жизнью.
Батраева не упустила в фильме позиционирование, кто агрессор, а кто защищается. Это нам, сербам, отлично известно. Вероятно, причина в том, что в Донецке с одной и другой стороны один по крови народ - русский, но по вере - один православный, а другой в большинстве случаев римо-католический. Похожее историческое несчастье, как во взаимоотношениях хорватов и сербов.
Батраева в документальном коллаже умело показывает сцены страдания сербов и судьбу святынь в Косове и Метохии, кадры геноцида сербов в Независимой Державе Хорватской (НДХ), а также сцены из Южной Осетии. Кадры разрушенного храма в Донецке для нас, сербов, кровоточащая рана, потому что за последние 30 лет много наших храмов и монастырей порушено в Хорватии, Боснии и Герцеговине, в южной части Сербии - в Косове и Метохии. Понимаю и желание режиссера, чтобы международная премьера стартовала в Сербии, в памятную дату - 20-летия начала агрессии НАТО против Сербию и Черногории.
Автор христолюбиво и довольно интеллигентно ухватила, что междоусобное убийство спровоцировано третьей стороной, что пострадавшими являются все граждане Украины, не только те, кто показан в фильме «Донецкая Вратарница» в Донецке, но также и все жители Украины, в чьих венах течёт кровь одних предков - русская. Поэтому неудивительно, что режиссёр, которая со знанием дела представила несчастье народа на Украине, прекрасно понимает суть и историю конфликта в прошлом, который в этом фильме не стоит на первом плане.
Батраева, несмотря на все постигшие несчастья, пытается показать, что всё в этом мире преходяще. Всё материальное в одно мгновение может не стать, и разрушиться может весь мир, который всё это время существовал в одном народе... И что человек, несмотря на Голгофу, и дальше продолжает жить своими воспоминаниями, страхами... В некоторых мгновениях фильма главная героиня - игуменья - улыбалась неземной улыбкой, - она будто смиряется со всем, что случилось и напоминает нам, что все люди наполнены грехом, забыли о любви и что из-за этого постигают нас несчастья. Монахиня это и говорит в фильме. Тут философское размышление, которое человека заставляет спросить себя - почему люди ненавидят, почему разрушают то, что веками с мучениями строилось, за что брат ненавидит брата. О, как непрактично жизненное размышление! Так что после войны - жизнь движется дальше.
Герои фильма никого не осуждают, в том числе и монахини, они вспоминают о прошлом, о Боге и о каждом человеке и о пережитом дне. Сцена, когда православный народ в Донецке собирается в раненой церкви перед иконой Пресвятой Богородицы «Вратарницы», говорит о многом. Они убирают поврежденную церковь и церковный двор от шрапнели, металла, сажи, копоти, военного мусора... Они начинают реконструкцию храма самостоятельно! Жизнь без молитвы, без Бога - это не жизнь, а духовная смерть и серость. Вокруг святыни и молитвы народ собирается, становится сильнее и возрождается.
Фильм имеет православную ноту, автор и герои никого не осуждают, хотя могли бы, и это было бы оправдано, - этим и восхитительно это духовное послание автора. И человек не может не вспомнить и не поразмышлять о словах монахинь о том, что всё происходит с Божьего попущения. Люди неблагодарны, если день прожит в счастьи и благополучии, воспринимают, будто это их заслуга. Только когда всё исчезает, - они понимают, что есть Кто-то, кто допустил страдания.
Ещё одно послание фильма обезоруживает зрителя - в фильме среди главных героев, которые пострадали - монахинь, людей, близких к монастырю - нет ненависти, запуганности, нетерпимости и злопамятности. В этом суть православной веры и миссии православных народов. Они борются за свой мир, молитву, существование, за свою землю, народ, чтоб сохранить то, что им по Божьим и земным законам принадлежит. Не идут войной на кого-нибудь, не бомбят другие народы, не поджигают и не разрушают чужие дома и святыни. Сущность православного человека есть любовь. Должно это быть сущностью каждого христианина, в том числе и римокатолика.
Икона Пресвятой Богородицы «Вртатарница» занимает центральное место в самом фильме. Она - светлость, которая напоминает, что только Бог вечен... Всё порушено, всё сожжено, осталось только то, что Небесное.
Фильм Натальи Батраевой был показан в Белграде, Панчево, Шиде, Сомборе, Новом-Саде, Крагуеваце, Нише, Кралево, Косовской Митровице, Грачанице.
Биляна Живкович, публицистка, Белград
Перевод Татьяны Эчимович