itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Спасительный курс

Вопреки оценке и прогнозу Максима Калашникова, у власть предержащих, всерьёз решивших расстаться с западниками, есть реальная альтернатива нынешнему экономическому курсу

Православный социализм 
0
800
Время на чтение 6 минут
Известный российский писатель и общественный деятель Максим Калашников (Владимир Кучеренко) в своём блоге в «Живом Журнале», оценивая текущую политическую и экономическую ситуацию в стране, пишет: «Судя по всему, силовики в РФ решили покончить с либеральными подельниками, монополизировав власть/собственность. Но что из этого выйдет? Пока силовики не показали, что они – реальная альтернатива прозападным либералам. Золотов и Бастрыкин как-то совсем не выигрывают на фоне Набиуллиной или Грефа. Своего экономического курса, альтернативного монетаризму и фритредерству, у силовиков нет. Они, скорее всего, станут местным вариантом аргентинских "горилл", так же сохраняя сырьевую тупеющую экономику без протекционизма, но обеспечив фантастическую коррупцию».

Оценка довольно жесткая и прогноз неутешительный. О том, что наблюдаются признаки конфликта между указанными группами, пишут многие политологи, аналитики, публицисты. Не согласен с мнением Максима Калашникова, что речь идёт о стремлении силовиков «монополизировать власть/собственность»: среди них немало и тех, кто не на словах только тревожится за судьбу России.

Да так ли уж всё беспросветно? Действительно ли не просматривается альтернатива нынешнему экономическому курсу? Думается, что не всё столь безнадёжно. Какая самая характерная черта экономического курса российских прозападных либералов? Как представляется, это, в первую очередь, подавление тех форм экономической жизни, что были связаны с коллективистскими устремлениями значительной части россиян. У нас, например, в сравнении с ведущими западными странами довольно мало народных предприятий. Их всего несколько сотен, что составляет менее 1 % от общего числа предприятий. Тогда как, скажем, в США эта цифра приближается к 10 %, а в Южной Корее, если верить ряду источников, – к 50 %. О цифрах и определениях можно спорить до посинения, но факт отрицать невозможно: в России, по меньшей мере, на порядок меньше подобного рода предприятий. Это результат «борьбы с коммунизмом» «реформаторов» либерального призыва.

Если внести соответствующие поправки к существующему закону о народных предприятиях, в Гражданский кодекс РФ, облегчающие их создание и функционирование, то можно задействовать в полной мере энергию тех россиян, что имеют тягу к коллективной форме собственности. А таких найдётся немало. Здесь проглядывает и решение проблемы теневого сектора экономики. Да и смягчение отрицательных последствий пенсионной реформы за счет ресурсов народных предприятий тоже возможно.

Среди части православных существует отрицательное отношение к коллективной собственности. Чаще всего ссылаются на следующие строки Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм». Здесь сразу же заметим, что «не отдает предпочтение» – это не значит игнорирует или выступает против.

К тому же там же, чуть далее, читаем: «В истории христианства объединение имущества и отказ от личных собственнических устремлений были характерны для многих общин. Такой характер имущественных отношений способствовал укреплению духовного единства верующих и во многих случаях был экономически эффективным, примером чему могут служить православные монастыри». Разве есть что-то негативное в «укреплении духовного единства верующих»? Некоторые здесь видят что-то революционное, не обращая внимания на очень важное замечание Основ: «Однако отказ от частной собственности в первоапостольской общине (Деян. 4. 32), а позднее в общежительных монастырях носил исключительно добровольный характер и был связан с личным духовным выбором». То есть не может быть речи о навязывании такого образа экономической жизни силой.

Очень важно иметь в виду следующий момент, на который обращают внимание Основы Социальной Концепции: «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности (выделено мною – В.М.) для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: "Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?". Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми», – учат Основы Социальной Концепции. «Относительность права собственности» более всего проявляется и культивируется там, где имеет место «объединение имущества и отказ от личных собственнических устремлений». Соответственно и отношение к труду в таких общинах совершенно иное: люди понимают, что трудятся в «винограднике» Божьем.

Наиболее успешная проповедь христианского социализма возможна лишь личным примером, то есть посредством участия в жизни христианских трудовых братств, к чему призывал создатель Крестовоздвиженского Трудового Братства Николай Николаевич Неплюев (1851–1908). Народные предприятия, если законодательная основа их деятельности будет усовершенствована, могли бы стать фундаментом для организации такого рода трудовых братств. Опасения, будто бы подобные предприятия не смогут существовать без поддержки государства, думается, не имеют под собою никаких оснований. Главное здесь, чтобы государство не мешало и сдерживало те силы, которые решились бы препятствовать становлению и развитию народных и коллективных предприятий, и, соответственно, трудовых братств.

Другое дело – отношение к этому вопросу людей богатых. Николай Неплюев пишет по этому поводу следующее: «Разве не ясно, как божий день, что всякое изменение экономического строя должно исходить от людей имущих, для того чтобы изменения эти не приобретали форму насилия?» (Неплюев Н.Н. Полное собрание сочинений. Том 3. 1902. С. 307). Перестройка и последующее Новое Смутное время, названное в народе «лихие девяностые», протекали довольно стремительно, так что значительная часть советских руководителей, хозяйственников, управленцев под влиянием «обстоятельств непреодолимой силы» оказались в совершенно новой экономической реальности и с крупными капиталами на руках, правда, зачастую сомнительного происхождения.

Не секрет, что приватизация советских предприятий, распродажа имущества Советской Армии довольно часто совершались с нарушениями законов, не говоря уже о моральной стороне этих процессов. Не будет откровением мысль, что немалая часть людей, разбогатевших на этом, несмотря на амнистию капиталов, испытывает муки совести, ибо всем нам предстоит Страшный Суд. Христос, обращаясь в том числе и к таким людям, сказал: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). Несомненно, что добровольное оказание непосредственной помощи в создании народных предприятий со стороны указанных лиц и будет таким «приобретением друзей».

Некоторые сторонники православного социализма, не довольствуясь соответствующим общественным движением, выступают за создание своей партии. Думается, это ненужная и даже вредная затея. Во-первых, политическое поле уже поделено, и попытка закрепиться на нём будет стоить много сил, времени и, в конечном итоге, в результате идеологического противодействия соперников, отвернёт немало сторонников православного социализма от этой идеи. Во-вторых, как представляется, курс на православный социализм уже задан принятием закона о народных предприятиях, если принять во внимание то, что есть творческие наработки депутатов Госдумы, в первую очередь от фракции КПРФ, в плане поправок к нему. Хотелось бы надеяться, что и «партия власти» внесёт свою лепту в этот процесс.

Очень многим христианам не нравится слово «социализм» даже с прилагательным «православный», а порою, когда видят в этом словосочетании «святое святотатство», то и в особенности. Это, в большинстве случаев, реакция на перегибы религиозной политики, что проводилась в советское время. Как представляется, вопрос названия непринципиальный: можно экономический строй, в котором будут преобладать народные предприятия, называть, следуя духу Псалтыри, скажем, «братским» или «общежительным», «общежительством»: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» (Пс. 132:1-3).

Здесь речь идёт о братьях, осознающих себя сыновьями Небесного Бога Отца, для которых естественно в силу этого жить вместе единой семьёй, где, как и в обычной здоровой семье, нет имущественного разделения на «твоё» и «моё», потому что всё – «Отцовское».

Подведем краткий итог. Вопреки оценке и прогнозу Максима Калашникова, у власть предержащих, всерьёз решивших расстаться с западниками, есть реальная альтернатива нынешнему экономическому курсу. Другой вопрос – хватит ли решимости повернуть, без промедления, на спасительный курс… Введением же «боевых» «генералов промышленности» в состав правительства проблема не решается, в лучшем случае это несколько отодвинет неизбежное, ибо она носит не технократический, а цивилизационный характер.

Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Спасительный курс

Вопреки оценке и прогнозу Максима Калашникова, у власть предержащих, всерьёз решивших расстаться с западниками, есть реальная альтернатива нынешнему экономическому курсу. Другой вопрос – хватит ли решимости повернуть, без промедления, на спасительный курс…

Вячеслав, пока непонятно даже, а есть ли у верхов в принципе само желание куда-либо поврачивать? Вся политика путинской партии и недавний "манифест" Суркова свидетельствуют об их явном нежелании поворачивать, а оставить всё, как есть, сохранить и продлить этот курс как можно дольше... Консерватизм Путина - это не содержательный русский консерватизм (восходящий к славянофилам и почвенниками и который ему ошибочно и авансом приписывают "патриоты" от А.А.Проханова до А.Д.Степанова), а "ситуационный консерватизм" (когда власть консервирует свое положение и статус кво), сопротивляясь реформам в любом направлении и не имея никакой политической программы, а руководствуясь лишь инстинктом самосохранения (оценка М.Ремизова). Ваш текст толков и замечателен - только обращен не по адресу: во власти нет и близко такого крыла реформаторов (левый консерватизм?), к которому Вы апеллируете. Была слабая надежда, что Изборский клуб выработает политическую программу "здорового" консерватизма, но этот проект оказался изначально недееспособным кружком интеллектуалов, никого, кроме себя, не слышащих... Калашников достаточно точно ставит диагноз, хоть он и удручающ. Консервативное крыло во власти не противостоит либеральному - оно лишь окапывается, желая довольствоваться достигнутым ("зафиксировать выгоду") и опасаясь дальнейшей либерализации без поддержки Вашингтонского обкома ("раскачать лодку" во время финансового "шторма"). Консерватизм силовиков и федеральной бюрократии (читай: Путина) - это консервация и попытка увековечивания завоеваний Ельцина. Если угодно, сталинский наказ: "Ни шагу назад!" - в новой инкарнации.
Полтораки / 03.04.2019, 09:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вячеслав Макарцев
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Третий Рим и антихрист
Удивляет слепота многих православных людей, буквально очарованных Западом и его «образом жизни»
21.03.2024
Антихрист ускользающий
Все разговоры о «строительстве третьего храма» в Иерусалиме, в котором «воссядет антихрист» – нелепы
13.03.2024
Невольный свидетель истины
Теория этногенеза Льва Гумилёва и учение Церкви о Третьем Риме
26.10.2023
Эсхатологические заметки на злобу дня
Кто они: Гог и Магог, народ Еноха и всадник по имени «Смерть»?
29.09.2022
Все статьи Вячеслав Макарцев
Православный социализм
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
Об одной путанице
К спорам о Христианском социализме
16.12.2023
О социализме
К вопросу об идеологии. Взгляд с позиций цивилизационного подхода
15.12.2023
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40